Питательность продуктов и климат

№47–48(752) 11 — 17 декабря 2015 г. 10 Декабря 2015 0

ВОПРОС: Действительно ли глобальное потепление провоцирует снижение питательной ценности наших сельскохозяйственных культур?

ОТВЕТ: Однозначно утверждать, что текущее изменение климата оказывает негативное воздействие на питательную ценность растительных продуктов, пока сложно. Но ученые предупреждают: это лишь вопрос времени. «Человечество проводит над собой глобальный эксперимент, стремительно меняя условия обитания на планете», — говорит Сэмюель Майерс, исследователь Гарвардской школы общественного здравоохранения.

В начале этого года Майерс с коллегами опубликовали результаты шести лет труда, посвященного изучению изменений уровня полезных веществ в селхозкультурах под влиянием той концентрации двуокиси углерода, которая — по расчетам — будет в атмосфере к середине столетия.

Их выводы действительно вызывают обеспокоенность. Ученые обнаружили, например, что концентрация цинка в пшенице сокращается на 9,3%, а железа — на 5,1%. Аналогичные результаты получены с 7 разных полей Австралии, Японии и США. Исследователи также отметили снижение процентного содержания белка в пшенице и рисе, выращиваемых в среде, обогащенной двуокисью углерода.

По мнению Майерса, эти выводы (они опубликованы в журнале Nature и сопровождаются комментариями коллег) особо тревожны, поскольку примерно 2—3 млрд. жителей планеты получают такие важнейшие вещества, как цинк и железо, главным образом именно из пшеницы и риса. Дефицит цинка, существенно ухудшающий протекание пневмонии, малярии и вызывающий множество иных недугов, уже доказано, связан почти с 850 000 смертей детей в возрасте до 5 лет ежегодно. А нехватка железа считается основной причиной развития анемии — заболевания, провоцирующего до 20% летальных исходов во время или после родов.

Майерс и его коллеги — не единственные ученые, готовые бить тревогу по поводу взаимосвязи между глобальным потеплением и снижением питательной ценности продуктов. Так, в исследовании биолога-математика Ираклия Лоладзе анализируются данные, собранные в ходе «экспериментов в воздушных средах, обогащенных СО2», со 130 различными видами съедобных растений. Ученый пришел к выводу — увеличение концентрации двуокиси углерода сокращает их общую питательную ценность (содержание минералов и витаминов).

«Людям не нужен магний или калий в огромных количествах, но определенное количество им все-таки требуется, и они получают его из пищи, — считает Дэвид Берреби, обозреватель портала BigThink.com. —А для миллиардов людей единственным доступным источником этих веществ остаются растения».

Беспокойство у Берреби вызывает еще один результат работы Лоладзе — повышенная концентрация СО2, оказывается, приводит к увеличению содержания крахмалов и сахаров в тех растениях, которые теряют ценные питательные вещества. «Иными словами, при повышении концентрации двуокиси углерода в атмосфере в этих растениях снижается концентрация полезных веществ, а на смену им приходит изобилие углеводов. Это говорит о том, что минералы буквально вымываются», — поясняет он.

Данные выводы подтверждают исследователи Университета Калифорнии в Дэвисе. По их оценкам, общее количество белка, получаемого человеком из растительной пищи, в грядущие десятилетия — при сохранении существующих темпов потепления — сократится на 3%.

Что делать, помимо уменьшения объемов выбросов СО2? По мнению Майерса, селекционерам и генетикам следует заняться разработкой новых сортов сельскохозяйственных культур с пониженной восприимчивостью к уровню концентрации двуокиси углерода в атмосфере и с более высоким содержанием ценных веществ. А пока они будут этим заниматься, нам остается лишь наращивать количество фруктов и овощей в своем еже-дневном рационе.

*Статьи из американского независимого журнала The Environmental Magazine. В рамках программы Earth Talk — «Разговоры о Земле» редакция постоянно ведет диалог с читателями, отвечая на наиболее злободневные вопросы.

Автор: © 2014 E/The Environmental Magazine/TNS

Голосовые помощники слушают вас, всегда!

Искусственный интеллект распознает речь, как человек

Глисты и звезды

Семь самых интересных мероприятий киевских Дней науки

Apple запускает iPhone 8?

Apple намерена в 2017 году выбросить на рынок три новые модели «восьмерки» — в...