Русский остров

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

Над стройплощадкой станции метро «Демеевская» (Голосеевский район) стоит красивое светлое здание в стиле сталинского ампира. Обильно представленное на прилегающей территории юное поколение — от малышей в ярких разноцветных курточках до почти взрослых с виду ребят лет семнадцати — выдает в нем общеобразовательное заведение. И действительно — это школа № 85, одна из немногих киевских русскоязычных.

Имени «буревестника»

— Специфика нашей школы, — рассказывает директор Татьяна Федунова, — в том, что ученики прекрасно знают как русский, так и украинский. Но на этом мы не останавливаемся. По желанию дети учат еще и армянский. Из всех городских общин у нас наиболее крепкие связи с армянской, она много нам помогает, в частности там сами нашли преподавателя с соответствующим образованием — Людмилу Агекян, которая и ведет кружок этого языка.

— Татьяна Николаевна, а чья заслуга в том, что школа осталась русскоязычной?

— Родителей, которые предпочитают, чтобы их дети обучались на русском, и пишут соответствующие заявления. Мотивируют это в основном желанием, чтобы ребенок мог в оригинале читать классиков русской литературы — Пушкина, Толстого... К тому же до 50% наших учеников — дети тех, кто приехал из России и других стран СНГ, есть и из Китая, Монголии... В Киеве сейчас только шесть школ с преподаванием предметов на русском; еще в четырнадцати есть классы с русским языком обучения. Но стоит отметить и позитивную тенденцию: русский язык присутствует в вариативной части школьных программ многих учебных заведений.

— Наверняка у вашего учебного заведения очень богатая история.

— Официально считается, что школа существует с 1936-го, но теперь появились сведения, позволяющие предположить, что ее возраст куда солиднее. До 1956-го она имела номер 36, а в архиве главного управления образования Киева в августе нынешнего года нам удалось обнаружить документ о том, что в 1934 году 36-й школе было присвоено имя Максима Горького. Это почетное право надо было заслужить — просто так оно не предоставлялось. А значит, на тот момент школа уже какое-то время действовала и успела себя хорошо зарекомендовать. Если наши школьные историки установят, что в тот период нумерация школ не менялась, то нам сразу же прибавится несколько лет.

— Стало быть, школа и по сей день носит имя «буревестника революции»? Ведь тот приказ 74-летней давности никто, наверное, официально не отменял.

— Это неизвестно. Может быть, так оно и есть. Но дело в том, что после войны школы были женские (одной из них стала 36-я) и мужские. А в середине 50-х, с отменой раздельного обучения, их объединили и перенумеровали. После этой реорганизации наш прежний номер достался школе на ул. Стельмаха (это в двух кварталах от нас). Поэтому всеми данными, что сейчас находим, делимся с ними. Да и они тоже ведут поиски. Если в итоге сможем доказать, что мы действительно старше, чем полагали ранее, — это будет большой подарок и для школьников, и для учителей.

«Обычные дети»: президент, мэры, министры...

— Ваши ученики рассказывали, что занимаются здесь в разных кружках.

— Да, у нас их более двадцати, разных направлений (в частности, спортивные, технические) — причем все бесплатные.

— А сколько учится у вас детей?

— На сегодня — 493, но это не предел. Надеемся, что когда окончится строительство метро прямо перед нашим порогом и окружающая территория будет приведена в порядок, мы опять сможем обучать более 600.

— В вашем районе проживают различные слои населения?

— У нас учатся дети из разной социальной среды: есть такие, у кого родители работают, например, в Кабинете Министров, есть и из простых рабочих семей.

— При таких контрастах не сложно ли им «притереться»? Не возникают ли конфликтные ситуации на этой почве?

— Чтобы этого не происходило, в нашей школе действуют четыре табу: на национальность (в этих стенах она у всех ребят одна — ученик 85-й школы), религию (все религии построены на одних и тех же общечеловеческих нормах), политические взгляды и социальный статус. Это условия для спокойного сосуществования и тесного взаимодействия школьников. Толерантность очень помогает им потом жить в нашем непростом и неспокойном мире. И то, что каждый год в первую субботу февраля, когда проводится день выпускников, в наше гнездо слетается множество былых его птенцов, ныне выросших и окрепших, — подтверждает правильность выбранного нами пути.

«Обычная школа», «обычные дети» — часто повторяет Татьяна Николаевна. И тут же раскрывает детали здешней повседневной жизни, которые не воспринимаются как рядовые явления на фоне современной действительности.

В школе вот уже три десятилетия действует музей Великой Отечественной войны, созданный стараниями самих учеников.

Более сорока лет насчитывает история школьного театрального коллектива, столько же — детского фольклорного ансамбля «Мрія». Школьная команда КВН последние годы стабильно удерживает третье-четвертое место в городских конкурсах. А команда знатоков в этом году стала третьей в киевских интеллектуальных состязаниях школьников.

И каждый из этих коллективов ведет свою летопись, куда вписываются все значительные события с момента их основания.

На высоте и школьное самоуправление. Как утверждает Татьяна Федунова, школьный президент — вполне реальная должность с четко регламентированными ответственностью и полномочиями. В соответствии с ними ученица 11-го класса Гоар Хачатрян, занимающая сейчас этот пост, представляет интересы детского коллектива и отстаивает их на педсоветах. Следит за дисциплиной; имеет право проверять дневники. Подготовка торжественных мероприятий и соревнований — также в ее компетенции. Кроме того, сейчас Гоар занимается введением собственного варианта школьной формы.

Десятый год здесь действует детская республика. Каждый класс — это город («Альтаир», «Билайн», Звездный», «Самоцветики», «Солнечный» и т. д.) со своим мэром, который решает возникающие в рамках класса вопросы и проблемы, а также отвечает за дисциплину и подготовку праздничных мероприятий (кстати, концерт к прошедшему Дню учителя тоже полностью готовился силами учеников — безо всякого вмешательства со стороны педагогов).

Несколько раз в году проводятся общешкольные конференции, на которые каждый класс делегирует своих представителей. В их работу учителя также стараются не вмешиваться. Татьяна Николаевна считает, что при таком президенте, как Гоар, в этом нет ни малейшей необходимости:

— Не смотрите, что маленькая, хрупкая — она действительно отменный руководитель. Вот на днях под ее присмотром проводился рейд по выявлению опоздавших. По моим подсчетам, таковых набралось 27 человек (нам очень мешают транспортные пробки). Но дежурные отметили лишь семерых. Подумала было — уж не своих ли друзей простили? Оказалось, нет — малышей: ученики 1—4-х отделались устным предупреждением. А вот остальных взяли на карандаш, и назавтра их фамилии красовались в ежедневном бюллетене, вывешенном в холле.

Как в любом государстве, есть в ребячьей республике и совет министров, и министерства: например, минэкологии занимается посадкой сада вокруг школы, за которым ухаживают сами школьники, а министерство спорта — организацией спортивных соревнований.

Из наиболее инициативных, деятельных ребят формируются актив школьного самоуправления и организации по интересам, такие как клуб «Память» (занимается школьным музеем), совет книголюбов. Работа находится каждому, но никто не выполняет порученных заданий только потому, что его «обязали». Участие в общественной жизни — дело добровольное.

— Поколение нынче такое, — отмечает Татьяна Николаевна, — что каждое «надо» должно иметь мотивацию: «почему надо». Если это объяснить, то ребенок работает охотно, осмысленно, и легче справляется со своими задачами.

Вот уже десять лет Татьяна Федунова возглавляет педагогический коллектив 85-й, и многое из того, чем гордится школа сейчас, начиналось именно при ней. Однако не помянуть добрым словом своих предшественников она все же не могла:

— Школе очень везло на директоров. Могу с уверенностью утверждать это по крайней мере о последних трех. Это Андрей Карпец (ныне покойный), Александра Баканова — она давно на пенсии, но до сих пор приходит к нам, помогает, советует, — и Виктор Сериков, который руководил школой более полутора десятка лет, причем сумел в трудные годы перестройки сберечь преподавательский потенциал. При нем же получили развитие и новое звучание старые школьные традиции. Если при Союзе здесь была хорошая пионерская организация, то в наше время ее с успехом заменило школьное самоуправление. Если был театральный коллектив, то он активно функционирует и сейчас: ребята играют сцены из «Евгения Онегина», планируют поставить к 200-летию Гоголя что-то из его произведений. И то, что мы в первых рядах по городскому КВН, — тоже традиция, берущая начало с тех лет.

Сейчас идет подготовка к осеннему районному туристскому слету, который проводится каждый год в Голосеевском парке. Ребята учатся ставить палатки, разводить костры, ориентироваться на местности. Ну а какой же туризм без гитары? Вот десятиклассник Олег Титаренко сегодня с ней в школу пришел — говорит, подготовил две замечательные песни.

Здесь каждый имеет возможность проявить и развить свои способности, которые будут замечены и по достоинству оценены как старшими, так и сверстниками. Ежегодно родительский комитет устраивает праздник «Твои таланты, школа». Каждый, кто в течение года достиг успехов в учебе, творчестве или общественной жизни, может рассчитывать на поощрение: ученики соревнуются за звание «лучшего управленца» или читателя в библиотеке, а в прошлом году в связи с обновлением музейной экспозиции было введено звание лучшего экскурсовода.

— Оценка знаний — тоже один из стимулов, и здесь немало своих тонкостей. Трудно ли было переходить на 12-балльную систему?

— Это нелегко далось как учителям, так и ученикам. Причем первым адаптироваться к нововведению было гораздо сложней, чем детям. Тем не менее мы с этим справились. Педагогам пришлось перестроиться и научиться улавливать определенные нюансы ответа для объективного, более дифференцированного оценивания.

Три поколения

Уже вечер, но народу в школьном холле немало. У окна разговаривает со своими воспитанниками-первоклашками тренер по айкидо Александр Зубков (кстати, глава всеукраинской организации этого вида восточных единоборств). Возле информационного стенда беседуют представители трех поколений педагогов: старшее представляет здешний ветеран — учитель младших классов Анатолий Буряк, среднее — педагог-организатор Елена Козлова, младшее — капитан школьной команды КВН Лена Дудкина, которая всего лишь в прошлом году эту же школу и закончила. К ней и обращаюсь с просьбой показать комнату школьного самоуправления.

Однако Лена в отсутствие президента Гоар Хачатрян (ее я в тот день не застал) долго не соглашалась на это. Подействовало лишь обещание написать о ее отказе. «Хорошо, пойдемте, — скрепя сердце уступила она. — Только не фотографируйте». Я удивился этому условию (ну что там можно скрывать?) — и только войдя в маленький кабинет, понял, в чем дело.

— Стены подкрасить, конечно, не помешало бы. Пока завесим их яркими плакатами — сейчас их готовит каждый класс. Еще лучше, если б было свое отдельное помещение, а то приходится делить его с детьми, занимающимися английским языком. Но все равно — знали бы вы, как здесь бывает весело, когда собираются мэры и классный актив.

— А чем сегодняшние «мэры городов» отличаются от прежних старост классов?

— Да в принципе ничем, просто так интереснее. Кроме того, если человек уже в школе поработал на такой должности, то, думаю, он и дальше будет стремиться достичь чего-то в жизни.

Выйдя на лестницу, увидел маму, забиравшую детей с продленки и, конечно, поинтересовался у нее, почему выбрали именно это учебное заведение. Ожидал услышать, что решающим фактором оказалась близость к дому, — и ошибся. «Добираться нам сюда нелегко, — говорит Людмила Данилян, мама первоклассников Анечки и Артура. — Но мы с мужем решили, что дети должны знать русский язык. К тому же здесь замечательные учителя».

На третьем этаже директор школы вместе с Еленой Козловой с гордостью показали мне Зал боевой славы. Этот школьный музей, который в будущем году отметит тридцатилетие, здесь сумели не только сохранить, но и сделать образцовым. На стенах размещены материалы, иллюстрирующие жизнь и борьбу киевских подпольщиков и бойцов Красной Армии, освобождавших Киев. А в отдельной комнатке собраны их личные вещи, переданные родными и близкими героев.

Татьяна Николаевна с увлечением рассказывает о слепом Якове Батюке, который в годы войны возглавлял группу подпольщиков в Нежине и был казнен фашистами за девять дней до прихода в город Красной Армии, о партизанском враче профессоре Петре Буйко, сожженном заживо в селе под Киевом. Тут же с горечью добавляет, что в советское время имя Петра Михайловича было присвоено НИИ педиатрии, акушерства и гинекологии, но теперь оно уже не значится в официальном названии института.

— Школа русскоязычная, а все надписи в музее сделаны на украинском языке.

— Таковы требования Министерства образования к оформлению школьных музеев.

— Наверняка требуют от вас не только этого. Официальная история за последнее время изменилась на 180 градусов, не сложно ли ее преподавать?

— Я много лет преподавала историю. Еще в начале перестройки ко мне обратилась одна из учениц с вопросом: не стыдно ли мне теперь, когда со всех сторон говорят, что та история, которую мы учили, была ненастоящей? Нет, говорю, не стыдно. Потому что я всегда учила вас анализировать, думать и делать выводы. Так и сейчас: преподавая историю, учу их понимать ее, самостоятельно делать выводы из фактов, искать аргументы. И не бояться отстаивать собственное мнение.

— Еще один болезненный вопрос современного образования — тесты.

— Они содержат разные вопросы — как сложные, так и простые. Существует опасность, что в процессе подготовки ученик, недооценив серьезность той или иной темы, не уделит ей должного внимания, а в итоге не сможет дать верный ответ на соответствующий вопрос. Но сейчас, накопив определенный опыт, мы примерно знаем, чего ожидать от тестов. А по внешнему тестированию по математике даже вошли в тройку лучших школ города.

Весь мир давно перешел на эту систему. Наверное, и нам пора.

— Но ведь наша система образования считалась одной из лучших. Стоило ли ее так ломать?

— Поверьте, она и сейчас на высоте. Ее плюс в том, что мы не готовим узкого специалиста, а растим гармонически развитого человека, грамотного во всех основных сферах. А это, несомненно, открывает более широкие возможности в жизни.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Однофазные стабилизаторы являются выгодным решением...

В большинстве случаев однофазные стабилизаторы напряжения обходятся дешевле...

От Вернадского до НАСА

Новая страсть технически развитой молодежи — хакатоны и конкурсы стартапов —...

Ворьё

Защита интеллектуальной собственности явно не входит в число приоритетов украинских...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка