Университет будущего: ни оплаты, ни лекций, ни педагогов

№37(833) 15—21 сентября 2017 г. 13 Сентября 2017 1 5

Явно нехарактерные для вуза вещи бросаются в глаза уже в вестибюле Ecole 42 — парижской школы для самостоятельного обучения программированию. Это, к примеру, убойная коллекция провокационной настенной живописи или расписной автомат по продаже презервативов. Компьютеры iMac здесь буквально повсюду, а почти тысяча студентов создают постоянный ощутимый шум.

Тут проходит вторая неделя «бассейна» — месячного отборочного теста на выживание для абитуриентов, страстно желающих попасть в необычную французскую школу. При поступлении здесь ни от кого не требуют справок, аттестатов или сертификатов, зачисленные студенты обучаются бесплатно на протяжении 3—5 лет. Примерно 80% учащихся устраиваются на работу еще в процессе учебы, а после окончания Ecole 42 трудоустройство гарантировано всем выпускникам.

Это детище французского миллиардера Ксавье Ньеля, потратившего на содержание парижского вуза около 48 млн. евро. Еще $46 млн. Ньель выделил в прошлом году на открытие американского филиала Ecole 42 в Силиконовой долине.

Ксавье Ньель

Среди активов магната особое место занимает интернет-провайдер Free — второй по численности абонентов во Франции. Естественно, неутомимый предприниматель постоянно ведет активный поиск наиболее одаренных и талантливых работников. А в 2013 г., не имея возможности заполнять открывающиеся вакансии высоко-квалифицированными сотрудниками, Ньель заявил: система образования во Франции разрушена, ее необходимо срочно восстанавливать.

В итоге миллиардер создал учебное заведение, не имеющее аналогов ни в Европе, ни в мире. «Мы здесь никого и ничему не учим. Студенты сами, своими руками, создают все, что им требуется», — поясняет директор Ecole 42 Николя Садирак.

Николя Садирак

Каждое утро в 8.42 учащиеся получают задания-проекты. На их выполнение отводится 48 часов, и это всегда только реальные, а не теоретические задачи. Поскольку в школе вообще нет преподавателей, принимать решение о том, как справиться с заданием, должны сами студенты, а качество их работы оценивают остальные учащиеся. «У нас тут тотальная самоорганизация, и студенты распоряжаются отведенным им временем только по собственному усмотрению», — говорит Садирак.

Все основано исключительно на оценке заслуг и способностей. Так, на зачисление претендовали 64 тыс. абитуриентов. Свыше 20 тыс. из них успешно справились с базовым онлайн-тестом на логику мышления, но во второй этап отбора вышли только 3 тыс. самых лучших. Взяли бы больше, да места не хватает. И теперь эти студенты, разделенные на три «бассейна», состязаются друг с другом. В итоге школа примет лишь тысячу наиболее одаренных, талантливых и упорных, а уже в процессе обучения благодаря дополнительным отсевам число выпускников сократится на 5—15%.

Учебный план более всего напоминает увлекательную компьютерную игру вроде World of Warcraft, вот только роль темниц играют сложные проекты-задания. В обучении активно используются модули (алгоритмы, искусственный интеллект и т. п.), а также программы изучения языков программирования (Python, C, Java и др.).

«Если в выполненное проектное задание необходимо внести изменения, студенты могут воспользоваться «баллами коррекции». Их зарабатывают, помогая «коллегам» исправлять их проекты. Дисциплинарные проступки караются выполнением не слишком приятных работ (например, «обслуживать всех у кофейного автомата» или «вымыть окна зубной щеткой»), а отличное поведение приносит вожделенные «баллы», — поясняет издание Wired.

Поразительно, но флагманом в деле необычного обучения стал Париж, а не Силиконовая долина: французская школа действует с 2013-го, а ее американское отделение открылось только в прошлом году.

Пообщаться и покурить можно на заднем дворе, где стоит передвижная автолавка. За пополнение ассортимента магазина на колесах тоже отвечают учащиеся, отправляя заказы через интернет.

Местные хакеры и «самоделкины» добрались даже до лифта: теперь он скорее напоминает тесный ночной клуб — из динамиков гремит хип-хоп, потолок переливается синим и зеленым свечением. «В прошлом году они «хакнули» лифтовую систему так, что ни на один этаж добраться было невозможно. В итоге мы просто починили лифт», — рассказывает директор.

Это учебное заведение откровенно избаловано вниманием посетителей самого высокого ранга — от учредителей PayPal и Snapchat Питера Тиля и Эвана Шпигеля до экс-президента Франции Олланда.

Очередные курсы программирования? Вовсе нет

Педагоги всего мира пытаются спрогнозировать, какие именно навыки могут оказаться жизненно необходимыми для учащихся в будущем. Сферу образования сотрясают жаркие дискуссии о приоритетности тех или иных знаний, а также о методиках преподавания. Тем не менее подавляющее большинство сходятся во мнении, что будущее за системами взаимного обучения на базе креативности, общения, критического мышления и инициативности студентов.

Французский магнат попытался одним махом решить сразу две проблемы: дефицит талантливых молодых программистов во Франции и глубоко укоренившееся в стране неравенство, лишающее детей из бедных семей возможности обучаться в элитных университетах и претендовать на достойные рабочие места. В итоге Ньелю удалось создать по сути университет будущего.

«У вас уголовное прошлое, отсутствуют способности к математике, вы частенько несете откровенный вздор? Нам на это наплевать, это совершенно не волнует нас. Отбор идет исключительно по двум объективным критериям — логика мышления и мотивация», — говорит директор Ecole 42.

В ином мире

«Признаюсь — мы вовсе не зациклены на обучении», «Мы считаем себя чем-то вроде художественной школы», «Знания бесполезны и опасны — они лишают нас свободы». Все это высказывания директора Ecole 42.

«Не следует пытаться зубрить и заучивать — это откровенно опасно, и такой подход убивает живость мышления», — считает Садирак. Вполне возможно, он прав. Вот лишь один пример из жизни парижской школы: почти 30% здешних «первокурсников» имеют опыт программирования, но всего через месяц остальные 70% учащихся начинают справляться с проектными заданиями не хуже более опытных сверстников.

«Художественной» свою школу директор называет потому, что программирование в его понимании — скорее искусство, чем наука. Он напоминает о существовании двух мифов о программировании: «род занятия для одиночек» и «хорошее знание математики». Именно из-за этих мифов программирование не пользуется популярностью у слабого пола: только 10% студентов Ecole 42 — девушки. В стремлении развеять укоренившиеся мифы администрация школы открыла спецкурс для студенток вузов, функционирующий во время каникул.

Чем же так «опасны» заученные знания? Технологии меняют наш мир, напоминают в Ecole 42: компании постепенно переходят на цифровой формат, а добиться успеха в этом измерении помогает не зубрежка, а совместная работа и критическое мышление, позволяющее решать реальные проблемы.

Сегодня такие инновационные учебные заведения словно грибы возникают во многих странах. В США функционируют Coursea, Udacity и Udemy, в Китае — 17zuoye, а создатели транснацио-нального проекта Minerva Project обучают молодежь со всего мира.

Ньель уверяет: если его американский филиал заработает так, как запланировано (а это 10 тыс. студентов), он займется открытием такого же учебного заведения в Китае. По мнению миллиардера, никаких проблем нет, поскольку речь идет о сугубо некоммерческом проекте.

Филиалы Ecole 42 (точнее — франчайзинговые копии парижской школы) уже открыты благодаря местным предпринимателям в Румынии, ЮАР, Болгарии и Украине* (очень скоро подобные вузы появятся в Тунисе и Нидерландах). Всех их объединяет философия бесплатности образования и отсутствия необходимости знания подростками основ программирования. Для открытия школы необходимо вложить средства, достаточные для обучения более чем 150 человек. Если это условие выполнено, новая школа получает доступ к учебной про-грамме Ecole 42.

Расходы на содержание уникального парижского вуза составляют около 7 млн. евро в год. Американское детище обходится французу чуть дешевле. Ньель готов содержать Ecole 42 на протяжении десятилетия, а потом надеется передать обязанности по оплате всех счетов одному из ее успешных выпускников. Иными словами, упомянутая модель обучения жизнеспособна, но только если у такого вуза есть щедрый спонсор.

Естественно, главным мерилом успеха остается показатель трудоустройства выпускников. Тут проблем нет — Ecole 42 хорошо известна, и компании в поисках новых талантов приходят прямо в школу. «У наших студентов нет сложностей с трудоустройством. Мы могли бы обеспечивать выпускников работой, даже если бы их было в 10 раз больше», — уверяет Ньель.

Более того, потенциальные работодатели снабжают студентов реальной работой. Так, министерство культуры Франции просит поделиться идеями создания цифровых музеев, правительство страны ждет предложений по обеспечению кибербезопасности объектов инфраструктуры, а в компании Peugeot предлагают студентам составить прогноз влияния автономного транспорта на наше будущее.

Для тысяч молодых людей, стесненных в средствах, открытие Ecole 42 сулит широкий спектр возможностей: бесплатное образование, общение со сверстниками и приобретение реальных навыков и умений, пользующихся спросом у работодателей.

*В Украине действует UNIT Factory (Украинская национальная IT-фабрика) — совместный проект Фонда Василия Хмельницкого K.Fund и Ecole 42. Первичный месячный отбор весной 2016 г. успешно прошли 900 абитуриентов, а в ноябре 2016-го 300 лучших учащихся были приняты на постоянное обучение (сроком до 3 лет).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
13 Сентября 2017, Валерий

Достойный пример для подражания всем отечественным олигархам .

- 0 +

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка