Загадочный объект

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 25 Ноября 2015 0

Не каждый день у нас появляется возможность задаться вопросом — а не идет ли речь о внеземной цивилизации? — в связи с удивительным открытием в астрономии. Тем не менее особенности далекой звезды под названием KIC 8462852 вынудили задуматься об этом даже наиболее консервативно настроенных астрономов.

Упомянутое светило расположено примерно в 1500 световых лет от нас, между двумя созвездиями Млечного Пути — Лебедем и Лирой. KIC 8462852 ярче, горячее и гораздо массивнее нашего Солнца. Ее открыли сотрудники NASA в 2009 г. с помощью орбитального телескопа «Кеплер»: с тех пор они отслеживают свечение этой звезды, как, впрочем, и свет, исходящий еще от 150 000 относительно недавно открытых светил. Это лучшая методика выявления удаленных планет, поскольку малозаметные периодические изменения в яркости звезд могут указывать на наличие на их орбитах одного или нескольких крупных небесных тел, пишет www.sciencealert.com.

Изменения яркости обычно чрезвычайно слабы — менее 1% за несколько дней, недель или месяцев в зависимости от орбиты планеты.

Звезда KIC 8462852 особо выделяется в ходе исследований не только повышенной мощностью таких изменений, но и их нерегулярностью. Иными словами, здесь нет прогнозируемого изменения яркости свечения, вызванного регулярным обращением планеты вокруг звезды. Речь скорее идет о странных, блокирующих свет объектах, перекрывающих свечение, исходящее от светила, в самое неожиданное время.

Более того, эффект затемнения достаточно значителен: по данным NASA, количество поступающего от звезды света один раз снизилось на 15%, другой раз — вообще на 22%.

«Уже сейчас мы можем говорить, что дело вовсе не в планете. Даже небесное тело размером с Юпитер способно блокировать только 1% свечения, исходящего от такого солнца, а планет большего размера просто нет. Не может вызывать упомянутый эффект и звезда. А отсутствие регулярности и повторяемости сигналов только подтверждает эти выводы. И что бы ни блокировало свечение звезды, это огромный объект — по крайней мере вполовину размера самого светила», — поясняет американский астроном Фил Плэт.

Наиболее очевидная гипотеза такова: вокруг звезды KIC 8462852 скопилась масса космического мусора — скальных обломков и пыли разных форм и размеров — образующего временами плотное формирование. Но тут возникает проблема — как правило, такой мусор скапливается лишь вокруг молодых звезд, а возраст KIC 8462852 весьма солиден.

«Мы никогда не сталкивались ни с чем подобным, и это действительно очень странно», — признается исследователь Йельского университета Табета Боваджан.

Итак, что же происходит на самом деле? У ученых есть целый ряд гипотез, в том числе и существование внеземной цивилизации тоже входит в их число. Первым делом они исключили возможность ошибочности собранной ими информации.

И сегодня наиболее правдоподобно и реалистично звучит предположение о том, что через систему звезды KIC 8462852 проходит еще одно светило. В результате возникающие гравитационные силы «притягивают» в эту область огромное количество комет, а затем «выталкивают» их. Но для этого в непосредственной близости от KIC 8462852 должно находиться еще одно светило. Это было бы чрезвычайно редким совпадением, отмечают астрономы, и его вероятность по космическим масштабам ничтожно мала.

И тут возникает вопрос о снижении яркости свечения KIC 8462852 на 22% — действительно ли скопление комет способно блокировать такое количество света? Вряд ли, говорят ученые. Некоторые из них уверены, что нам стоит задуматься о том, а не построили ли инопланетяне нечто массивное возле KIC 8462852, например аналог т. н. сферы Дайсона из фантастических романов — гигантскую сферу, состоящую из солнечных панелей и полностью окружающую всю звезду.

«Мне, по правде, нравится эта гипотеза. Не говорю о том, что она точна, я лишь считаю ее интересной» — признается Плэт.

А эти слова означают, что у нас появился повод для волнения — и не только потому, что речь идет о возможном обнаружении внеземной цивилизации, но еще и потому, что ученым теперь предстоит разгадать удивительную загадку, и ни с чем подобным наука не сталкивалась за все время освоения космического пространства. Ходят разговоры, что взяться за разгадку готовы сотрудники Института поиска внеземного разума SETI, а также другие исследовательские организации. А нам остается лишь с нетерпением наблюдать за их поисками.

Голосовые помощники слушают вас, всегда!

Искусственный интеллект распознает речь, как человек

Глисты и звезды

Семь самых интересных мероприятий киевских Дней науки

Apple запускает iPhone 8?

Apple намерена в 2017 году выбросить на рынок три новые модели «восьмерки» — в...