Крылатая жизнь испытателя

№6(759) 12 — 18 февраля 2016 г. 11 Февраля 2016 1 5

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Валерий Валентинович Мигунов

9 февраля друзья и коллеги по работе на государственном предприятии «Антонов» поздравили с 80-летним юбилеем заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР Валерия Валентиновича МИГУНОВА.

За несколько десятков лет летной работы он провел в небе в общей сложности около 7400 часов, пилотировал самые разные военные и гражданские самолеты более чем 60 типов и модификаций.

О яркой и увлекательной, богатой неординарными событиями жизни этого человека я узнал из бесед с ним и из написанной им книги «Подарок судьбы. Исповедь летчика-испытателя» (выпущенной в 2013 г. столичным издательским центром «Аэрохобби»). Некоторые цитаты из этой книги (выделенные курсивом и помеченные в тексте В.М.:) приводятся в сегодняшней публикации.

Валерий Мигунов родился в Харькове 9 февраля 1936 г. Рано остался без отца (тот умер, когда сыну было всего два с половиной года). Так что растить и воспитывать мальчика пришлось одной матери.

Летом 1941-го, когда немецкие войска стали приближаться к Харькову, Мигуновы, как и многие жители города, эвакуировались — сперва в Уфу, а затем в Бийск, что на Алтае. В сентябре 1943-го мать с сыном вернулись в Харьков. Тогда же запомнились первые сильные детские впечатления, связанные с авиацией: кинофильм «Небесный тихоход», вышедший в прокат в 1945-м, а примерно через четыре года — самолет-биплан По-2, приземлившийся на поле неподалеку от пионерского лагеря.

В самом начале 1952-го восьмиклассник Мигунов окончательно заболел авиацией и стал курсантом Харьковского областного аэроклуба. Азы пилотирования курсанты постигали на учебном Як-18. На таком самолете (с бортовым номером 13) Валерий 13 июня 1953 г. совершил первый в своей жизни самостоятельный полет (после этого число 13 Мигунов воспринимает без суеверий). С тех шести минут за штурвалом Яка и начался путь к крылатой профессии.

Осенью 1953 г. Валерий стал курсантом ЧВАУЛ (Чкаловского военного авиационного училища летчиков). Надев военную форму, постигал премудрости армейской жизни и авиационную технику, которую предстояло пилотировать. Это были уже не те самолеты с поршневыми моторами, на которых он летал в аэроклубе, а реактивные: вначале — учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15, а затем и боевой МиГ-15бис. Свой первый полет на реактивном истребителе Мигунов совершил 13(!) июля 1956-го.

На выпускном курсе, дабы не остаться в училище инструктором (а Валерий, как и многие его товарищи, стремился попасть в боевой авиаполк), он подал на имя начальника ЧВАУЛ рапорт с просьбой направить его в строевую часть на Дальний Восток. И рапорт сработал: лейтенант Мигунов получил предписание о направлении в военно-воздушные силы Тихоокеанского флота.

Отлучение от неба

У большого глобуса — летчик-испытатель АНТК им. О. Антонова Валерий Мигунов, которому в 90-е гг. в ходе пилотирования «Русланов» (Ан-124) в грузовых транспортных рейсах довелось побывать в самых разных уголках нашей планеты

На рубеже 50-х и 60-х годов XX в. руководство СССР сделало акцент на развитие ракетной техники и соответственно на повышение ее роли в обороне страны. При этом ряд других видов вооруженных сил, в том числе авиация, попали под серьезные сокращения. Для авиаторов это было словно гром среди ясного неба: их тысячами начали увольнять из армии.

Тем временем близился к завершению 1960-й. Мигунов, который ожидал приказа о переводе в эскадрилью перехватчиков, летавших на МиГ-17ПФ, был здоров, в отличной форме, а потому без опасений отправился на очередную медицинскую врачебно-летную комиссию.

В.М.: «Естественно, в 25 лет какие могут быть жалобы, когда только что летал без всяких проблем! Но не тут-то было. ...Точного смысла диагноза я не знаю до сих пор, но то, что он строился на песке, теперь очевидно. А звучал мой «приговор» так: «Остаточные явления энцефалита неясной этиологии». Скажу больше: дальше стояла фраза, которая не могла присниться и в страшном сне. Вывод (дословно): «Не годен к военной службе в мирное время и ограниченно ІІІ степени в военное».

Приказ об увольнении из вооруженных сил вышел 17 февраля 1961 г.

В.М.: «В том же месяце я возвратился в Харьков. А в апреле Земля рукоплескала первому космонавту планеты, нашему однокашнику по летному училищу Юре Гагарину. Мир без полетов перестал существовать для меня. Я отправился в Киев, надеясь пройти перекомиссию в окружном госпитале. Но тут оказалось, что для этого надо получить санкцию Москвы.

...Трудно вообразить, но удалось попасть к главному врачу ВВС генерал-майору медицинской службы Бородину. На направлении на перекомиссию он поставил резолюцию из одного слова «Разрешаю» и подпись. Сердечное ему спасибо и низкий поклон. Этого оказалось достаточно, чтобы по прибытии в Харьков через день лечь в госпиталь. Три недели всесторонних исследований — и в моих руках столь долгожданное заключение: «Годен к летной работе без ограничений». Мечта, казавшаяся безнадежно утраченной, была вновь обретена. Я сразу же поехал в военкомат и написал рапорт: «Прошу направить меня на летную работу в истребительскую авиацию. Готов служить в любой точке Советского Союза».

...Пока поданный Мигуновым рапорт ждал своего решения где-то на верху, Валерий весной 1961-го поступил на работу в Харьковский авиационный институт на кафедру штамповки взрывом. А затем, успешно сдав вступительные экзамены в ХАИ, стал студентом вечернего факультета этого вуза, совмещая учебу с работой слесарем-сборщиком в одном из цехов Харьковского авиазавода.

И только десять месяцев спустя Мигунов получил из военкомата повестку с приказом убыть в распоряжение начальника Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков (ХВВАУЛ) — для восстановления техники пилотирования после перерыва.

Из училища его направили в город Чугуев, где дислоцировался 812-й учебный авиаполк, занимавшийся летной подготовкой курсантов. Там Валерий прошел программу полетов на знакомых ему МиГ-15 и МиГ-15бис, что было необходимо для ввода в строй. А в 1963-м Мигунова стали готовить к инструкторской работе.

Поскольку летная служба в Чугуеве не давала возможности совмещать ее с занятиями в ХАИ, Валерий, не желая прерывать учебу, перевелся в Московский авиационный институт (МАИ) на заочный факультет. Благо командование полка поощряло повышение уровня образования своих летчиков-инструкторов.

В 1964-м и 1965-м на смену уже привычным истребителям МиГ-15 и МиГ-17 в полк стали поступать новые для тех лет сверхзвуковые МиГ-21. Освоил эту машину и капитан Мигунов, получивший к тому времени квалификацию «летчик-инструктор 1-го класса». Он много летал — и с курсантами, и самостоятельно, совершенствуя свое мастерство. А в 1967 г. окончил МАИ, и высшее авиационное инженерное образование существенно способствовало успешной летной работе.

  • 17-летний курсант Харьковского аэроклуба на аэродроме «Коротич» в 1953 г.

    17-летний курсант Харьковского аэроклуба на аэродроме «Коротич» в 1953 г., фото №1

    17-летний курсант Харьковского аэроклуба на аэродроме «Коротич» в 1953 г.

  • Летчик одного из авиационных полков военно-воздушных сил Тихоокеанского флота у истребителя МиГ-17 в 1958 г.

    Летчик одного из авиационных полков военно-воздушных сил Тихоокеанского флота у истребителя МиГ-17 в 1958 г., фото №2

    Летчик одного из авиационных полков военно-воздушных сил Тихоокеанского флота у истребителя МиГ-17 в 1958 г.

  • 22 февраля 1984 г. министр обороны СССР Дмитрий Устинов вручил Валерию Мигунову Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина

    22 февраля 1984 г. министр обороны СССР Дмитрий Устинов вручил Валерию Мигунову Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина, фото №3

    22 февраля 1984 г. министр обороны СССР Дмитрий Устинов вручил Валерию Мигунову Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина

Фото 1 из 3

Учить самолеты летать

В том же 1967-м командование полка уговорило Мигунова стать замполитом эскадрильи, пообещав при этом, что он не будет меньше летать. Но вскоре наш герой понял, что масса сугубо земных забот, появившихся у него на новой должности, мешает летному делу. Однако выбраться из системы политсостава ВВС оказалось не так-то просто.

Помогла судьба. Осенью 1968-го Мигунова направили в Монино, что в Подмосковье, на курсы политсостава при Военно-воздушной академии. Там Валерий Валентинович познакомился со многими заслуженными летчиками-испытателями. Кое с кем из них поделился мечтой — стать испытателем, а те, порасспрашивав майора об опыте его летной работы, образовании и проверив на тренажерах качество пилотирования, пообещали помочь.

На том этапе особо запомнилась ему беседа с начальником 1-го (истребительного) управления Государственного краснознаменного научно-испытательного института Военно-воздушных сил (ГК НИИ ВВС), заслуженным летчиком-испытателем СССР генерал-майором Андреем Арсеновичем Манучаровым. Он и заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник Юрий Александрович Антипов стали своего рода крестными отцами Мигунова в его переходе на испытательную стезю.

Потянулось нервное ожидание, наконец-то в мае 1969-го пришел приказ — отбыть для дальнейшего прохождения службы в Ахтубинск Астраханской обл., где находится штаб ГК НИИ ВВС.

Однако прежде чем получить «добро» на самостоятельную работу в небе на машинах разных типов, которые были Мигунову незнакомы, ему пришлось основательно изучать методики летных испытаний и сдавать по ним зачеты. И только потом начались самые разные по заданиям полеты на различных модификациях истребителей, начиная с Су-7.

В первом таком полете партнерами Мигунова по выполнению задания стали легендарные летчики-испытатели — Герои Советского Союза Василий Сергеевич Котлов и Степан Анастасович Микоян.

В.М.: «Так через три месяца после приезда в Ахтубинск я стал карабкаться по негладким ступенькам испытательной лестницы, стараясь меньше спотыкаться. Летали по шесть дней в неделю, от зари до зари, что давало полное ощущение твоей нужности и приносило колоссальное удовлетворение».

Затем один за другим Мигунов освоил Су-9, Су-11, Як-25РВ, Як-28, Су-15, МиГ-19С, МиГ-21ПФ. Подключили его и к испытательным полетам на перехватчике Су-15ТМ и на опытном истребителе с изменяемой геометрией крыла МиГ-23.

В 70-х гг. Валерий Валентинович проводил испытания нового высокоэффективного прицельного комплекса «Волк» и в 1979-м в составе группы разработчиков стал лауреатом Госпремии СССР.

Важным этапом в деятельности ГК НИИ ВВС стал большой комплекс летных испытаний поступившего от «микояновской фирмы» нового истребителя четвертого поколения МиГ-29, в которых в конце 70-х — начале 80-х участвовал Мигунов. А в 1981 г. за эти работы ему было присвоено почетное звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

В январе 1983 г. полковник Валерий Мигунов возглавил в ГК НИИ ВВС 1-е научно-испытательное управление. Таким образом, продолжавшуюся летную работу испытателя в дальнейшем — в течение почти семи лет — он сочетал с организаторской деятельностью.

Одновременно он участвовал в испытаниях истребителей и штурмовиков (Су-25, Су-27), летал на дальнем бомбардировщике Ту-22М3 и на других машинах. А февраль 1984-го ознаменовался для Валерия Валентиновича присвоением ему звания Героя Советского Союза — за успешное выполнение заданий по испытанию новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм.

Во время испытательных полетов Мигунов неоднократно оказывался в сложных ситуациях, но всякий раз ему удавалось выкручиваться, спасая ту или иную опытную машину, а тем самым — и себя.

В.М.: «Проанализировав свою летную жизнь за 50 с лишним лет, я нашел 5 случаев, когда только седьмое чувство помогло остаться в живых и сделать выводы на будущее».

Кстати, когда я поинтересовался у Мигунова, доводилось ли ему прибегать к помощи катапульты, выстреливающей летчика из кабины гибнущего самолета, Валерий Валентинович ответил, что за все годы ему ни разу не пришлось вынужденно катапультироваться.

Пилотируя «антоновские» транспортники

Летом 1994 г. Мигунов участвовал в транспортировке из Ташкента в Украину закрепленной сверху на фюзеляже самолета Ан-22 («Антей») консоли крыла для второго (увы, так и не достроенного) экземпляра супертяжеловоза Ан-225 («Мрія»)

В декабре 1989-го завершился «ахтубинский» этап жизни Валерия Валентиновича: командование Военно-воздушных сил перевело его в Киев, назначив уполномоченным 615-го военного представительства Министерства обороны, дислоцировавшегося в Авиационном научно-техническом комплексе им. О. Антонова.

В столице УССР полковник Мигунов приступил к новой для него «военпредовской» сфере, постепенно привыкая к переходу от истребительной авиации к транспортной, которая составляла основу широкого спектра самолетов, создаваемых антоновцами.

Освоение пилотирования транспортных самолетов начал с Ан-72. Затем были довольно частые полеты на «семьдесят втором» в Ташкент: на тамошнем авиазаводе строились крылья для «Русланов» (Ан-124) и центроплан для второго (увы, так и не достроенного) экземпляра Ан-225 («Мрія»), перевозить которые планировалось на специально для этого доработанном «Антее» (Ан-22).

А в конце 1991-го Валерий Валентинович уволился из армии и стал полноценным членом коллектива АНТК, заняв должность начальника летно-испытательной службы (ЛИС) и заместителя начальника летно-испытательной и доводочной базы (ЛИиДБ).

В.М.: «Мое становление в АНТК им. О.К.Антонова пришлось на период распада Советского Союза. В условиях почти полного сворачивания государственного финансирования, в том числе авиационной промышленности, многие заводы вообще перестали существовать. Однако антоновская фирма выжила».

За штурвалом транспортных «Русланов», осуществлявших перевозки всевозможных сверхтяжелых, крупногабаритных и нестандартных грузов, Валерий Валентинович побывал в самых разных уголках нашей планеты.

В своей книге Мигунов не обошел молчанием и произошедшие в первой половине 1990-х годов в АНТК тяжелые летные ЧП.

13 октября 1992-го во время полета по программе сертификационных испытаний потерпел катастрофу Ан-124, в которой погиб экипаж, возглавлявшийся Сергеем Горбиком (из девяти человек спасся лишь один, покинувший борт с парашютом). А 10 февраля 1995-го опытный экземпляр нового военно-транспортного Ан-70, пилотируемый экипажем Сергея Максимова, во время четвертого испытательного полета столкнулся в небе с самолетом сопровождения Ан-72 — в той катастрофе погибли все семь человек, находившихся в «семидесятке».

В.М.: «После гибели экипажа Ан-70 я пришел к П.С. Балабуеву и попросил освободить от должности начальника ЛИС, так как не считал возможным больше исполнять эти обязанности. Просьба была удовлетворена. Я остался в летной службе в должности летчика-испытателя, а также возглавил методический совет и благодарен судьбе за возможность продолжать работу в летном коллективе».

В августе 1996-го Мигунову довелось участвовать в неординарной экспедиции. Ее целью была эвакуация с Чукотки транспортного самолета Ан-74, на котором за два года до этого пилоты одной из авиакомпаний совершили довольно жесткую посадку в находящемся за Северным полярным кругом аэропорту Кепервеем. При этом были повреждены стойки шасси и носовой обтекатель, а также нарушилась герметичность фюзеляжа. «Красноярские авиалинии», приобретшие этот самолет у его прежних хозяев, обратились в АНТК с просьбой определить возможность восстановления машины и ее перегона в Омск для ремонта.

Изрядно поврежденный Ан-74 все же сохранял способность к полету, хотя и в условиях, далеких от нормальных. Лететь пришлось с неубирающимся шасси, негерметичной кабиной и массой других неисправностей. Но тем не менее экипаж Мигунова успешно осуществил на этой машине перелет по маршруту общей протяженностью в несколько тысяч километров.

Оставаясь на высоте

В 1998-м — на 63-м году жизни — Мигунову по возрасту пришлось расстаться с работой испытателя. Чтобы, как он выразился, «плавно перейти к нелетной жизни», поехал на аэродром Бузовая, расположенный к западу от Киева, где базировалось планерное звено Центрального аэроклуба Украины, и попросил разрешить ему полеты на планерах.

В. М.: «Так я продержался в небе до 2005 года, шесть безмоторных лет, которые оставили самые добрые воспоминания».

В марте 2005-го после сдачи анализа крови для очередной медкомиссии обнаружилось, что при норме РОЭ до 12 этот показатель у Валерия Валентиновича достиг зловещих цифр 48—50.

В. М.: «Понимая, что с таким результатом подходить к комиссии ближе километра нельзя, я стал ждать, когда кровь войдет в норму. Если бы не проницательность жены, вероятнее всего, счет жизни пошел бы на месяцы. Она твердой рукой привела меня в онкоцентр, расположенный буквально в двух шагах от дома, и, предъявив все анализы, настойчиво попросила определить причину столь плохих показателей».

Удручающие выводы медики сделали на основании биопсии, взятой с непростым хирургическим вмешательством. Был поставлен диагноз: лимфогранулиматоз — одна из разновидностей рака крови.

В. М.: «Начался долгий процесс выкарабкивания практически с того света. ...10 химиотерапий с вливанием 15 литров препаратов самого жесткого уровня, 19 облучений, не считая сопутствующих лекарств».

Страшный недуг удалось хоть и нескоро, но побороть. И за это свое сложное и длительное излечение Мигунов благодарен не только медикам, жене и детям (у него с Любовью Владимировной — трое сыновей, есть внуки и правнуки), но и коллегам-летчикам, и руководству АНТК, поспособствовавшим в доставании дефицитных лекарств.

В 2007 г. в АНТК создали современный комплексный тренажер КТС-148, предназначенный для обучения летчиков, которым предстояло осваивать новый лайнер Ан-148.

Прежде чем приступить к работе летчика-инструктора на КТС-148, Мигунов совершил несколько реальных полетов на Ан-148, чтобы прочувствовать особенности машины, и в 2008-м начал обучать в тренажерном комплексе отечественных и зарубежных пилотов. Работает ветеран в этом подразделении «Антонова» и доныне.

...А в заключение рассказа о летчике — еще одна цитата из книги Валерия Мигунова.

В. М.: «Воспитанный в сороковые годы на волне всенародной любви к авиации, я остался однолюбом и счастлив до сих пор быть причастным к авиационному братству. ...Выбор профессии, сделанный в 15 лет, оказался удачным. ...В стране «Авиация» плохое надолго не задерживается, и в этом счастье жить в ней».

ФОТО ИЗ КНИГИ «ПОДАРОК СУДЬБЫ. ИСПОВЕДЬ ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Тренд Сковороды

Нерадивых студентов Сковорода характеризовал как «весьма туп» или «сущий...

Почему голливудская звезда Али установлена на стене?

Чтобы коснуться звезды Мохаммеда Али, надо уметь порхать как бабочка, следуя...

Раулю Кастро — 85!

Братья Фидель и Рауль Кастро — настоящие монолиты, подобные египетским пирамидам,...

Маресьев был один. «Мересьевых» — много

20 мая — 100 лет со дня рождения Алексея Маресьева (1916—2001)

Твоїх пісень м'яка відлига...

29 квітня 2016 р. нерукотворний вінець життя впав з чола Дмитра Михайловича Гнатюка

Валентина Бузина: Это не Украина убила моего сына...

Ти будеш письменником, книжку про мене напишеш, про моє тяжке життя...

Голгофа Дмитрия Лизогуба

Особенно импонировала Толстому идея самопожертвования Лизогуба, отдавшего все...

Невыученные уроки генерала

Де Голль Францию не спас. Он сделал большее — спас честь Франции

Математика от запада до востока

13 ноября — 75 лет со дня рождения Игоря Владимировича СКРИПНИКА

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Долгопятов
20 Февраля 2016, Владимир Долгопятов

Крепкого здоровья, личного счастья и успехов на долгие годы настоящему Герою В.В.Мигунову!

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка