Смерть Сократа от Умберто Эко

№8(761) 26 февраля — 3 марта 2016 г. 24 Февраля 2016 5

Интервью киевлянки Ники АНДРОС (Нины Королюк) с писателем 5 ноября 2012 г. у него дома в Милане

Умберто Эко

— Возможность обогатить интеллект путем освоения культурного наследия предыдущих поколений сегодня доступна всем и не требует больших материальных затрат. Вопрос в том, кто будет передавать знания и их принимать. Обе стороны — отдающая и принимающая — должны быть хорошо подготовлены. Прошло и кануло в вечность то время, когда один великий учитель взращивал одного гениального ученика (Аристотель — Александра Македонского, Леопольд Моцарт — сына Вольфганга).

Сейчас образование стало всеобщим и вседоступным. Вопрос — в его качестве. Однако обучить человека легче, чем воспитать, потому что воспитание — процесс длительный, сложный и очень ответственный. Прививать ребенку тягу к хорошему, помогать ему распознавать добро и зло, развивать в нем главное человеческое чувство — сопереживание, поощрять любопытство — это трудные задачи, требующие огромного терпения и умения поддерживать у юной личности постоянный интерес к познанию. Насколько важен вопрос воспитания как первый шаг в подготовке к образованию? Когда и как одно переходит в другое?

— Истинное образование заключается в примерах, которые учитель дает ученику в живом общении, и это касается как начальной школы, так и университетов. Проблема нашего времени в том, что прямое общение с учителем ослабевает, если не исчезает вовсе. В школах все больше детей играют с компьютером или iPad, при этом считая, что имеют под рукой все для получения информации, необходимой им, и перестают прислушиваться к словам учителя. По-видимому, это менее заметно в университетах, однако диалог с преподавателем завязывается только у лучших — тех, кто имеет истинное призвание к исследовательской работе. Остальные также поддаются соблазну получать нужную им информацию из Википедии и других источников.

Определим педагогическую трагедию нашего времени как «Смерть Сократа». С другой стороны, есть университеты, переполненые студентами, где нет никакого диалога с преподавателями. Репутация (заслуженная) некоторых американских университетов основывается на небольшом количестве студентов на курсе, на обязанности оставаться в колледже и, следовательно, возможности вести постоянный диалог с преподавателем. И я осмелюсь утверждать, что для самых маленьких, по крайней мере для тех, кого родители усаживают перед телевизором на весь день, чтобы как-то занять, подавляются сократические отношения с родителями.

— Понятно, что, подходя к ребенку с самыми добрыми наставлениями, мы не можем сказать ему: «Делай добро, это хорошо», «не твори зло, это плохо». Мировая культура и народная мудрость определили наилучший жанр обращения к детям — сказку. Интересно, что часто сказки начинают жить в рассказах мам, пап, бабушек, дедушек своим детям и внукам (Астрид Линдгрен) или детям друзей (Льюис Кэрролл). Я знаю, что вы также посвятили детям три книги. Расскажите, пожалуйста, как и почему вы решили обратиться к юному поколению? Как вы относитесь к жанру сказки и ее роли сегодня? Нужны ли сказки детям XXI века? И нуждаются ли они в «бумажной» книге с рисунками?

— Мы узнаем все о мире вокруг нас через рассказы. Даже студент зоологии должен учиться не только посредством изображений или научных определений (для которых собака — это плацентарное млекопитающее), а через «истории», а именно — рассказы (или свидетельства) о том, что собаки делают, как они действуют, в каких случаях действуют или уже действовали определенным образом.

Так же дети, и особенно они, вступают в контакт с миром через «истории» (не зная, что собака — плацентарное млекопитающее, но на самом деле узнают то, что делают и как ведут себя собаки; другой пример — первой мыслью у них об огне является то, что это вещь, которую нельзя трогать). Сказка — первый способ узнать что-то о мире (и тем же самым всегда был миф для взрослых). Это правда, что сегодня ребенок узнает много историй через телевизор или iPad, и некоторые из них — отличные.

Но все эти истории тяжелы для детей, они не предназначены для специфического детского восприятия. И многие ролевые игры, ведущие ребенка к сочинению историй, имеют тенденцию воспитывать в нем привычку к насилию, необузданной конкуренции, быстро принимаемым волевым решениям, без глубокого изучения ситуации. Я думаю, главным персонажем общения для ребенка должен быть родитель, который рассказывает сказку. Остальное — иллюстрированные книги или другие средства являются вспомогательными, дающими подсказки и идеи, но не могут заменить личностного повествования.

  • Сокровищница — личная библиотека писателя в его доме

    Сокровищница — личная библиотека писателя в его доме, фото №1

    Сокровищница — личная библиотека писателя в его доме

  • Сокровищница — личная библиотека писателя в его доме

    Сокровищница — личная библиотека писателя в его доме, фото №2

    Сокровищница — личная библиотека писателя в его доме

Фото 1 из 2

— Сегодня, по-моему, образовалось глубокое ущелье, грозящее превратиться в пропасть, между высочайшей наукой (мировыми открытиями в области физики, математики, биологии, астрономии и т. д.) и обычными людьми, часто высокообразованными. Шедевры искусства прошлого и настоящего (литература, музыка, живопись) также остаются за пределами внимания широкой публики.

Понимаю, что многие подобные вещи не для обычного потребителя, но все-таки телевидение, радиовещание и кино должны создавать больше информационных передач о вещах высоких и достойных. Мне кажется, что телевидение чрезмерно перегружено «нелитературой», «немузыкой», «неискусством». Эфир переполнен негативом. Что вы думаете по этому поводу?

— Если принимаются мои предыдущие ответы, то очевидно: многое из того, что проходит через телевизор, не нужно для полного и глубокого образования. Но я помню, что происходило с моими детьми, когда им было десять и двенадцать лет, — мы тогда первый раз поехали в наш загородный дом, где был камин. Мои дети были буквально очарованы пламенем огня и больше не смотрели телевизор. Мы должны восстановить отношения вокруг костра, где рассказывают реальные истории.

— Я знаю, как широко вы пользуетесь интернетом. Удобства, возникшие с изобретением компьютера, бесценны для человечества. Однако появляются проблемы использования интернета детьми. Как, когда и на каком уровне знаний можно хотя бы частично защитить детей от негативной, а порой и опасной информации?

— Это проблема нашего времени. В интернете находятся как отличные источники информации, так и сайты, распространяющие ложную информацию и негатив. Культурный взрослый человек способен отличать хорошие сайты от плохих (например, сайт по истории холокоста, отрицающий геноцид). Для младших или менее образованных людей эта проблема неразрешима в настоящее время.

Школа должна воспитывать критический подход к интернету. Но как это сделать, если даже учитель не в состоянии различить надежные и ненадежные сайты? Я бы рекомендовал в школах давать темы, которые требуют консультации в интернете, но при этом поощрял бы сравнение по крайней мере трех или четырех источников на одну и ту же тему, — что по здравому рассуждению похоже на ситуацию, когда серьезный ученый должен сравнить противоречащие документы.

Вполне возможно, что таким образом студент или учащийся узнает, что источники должны сравниваться и не нужно верить первой попавшейся информации по теме. Но такое критическое образование очень трудно организовать, студента следует шаг за шагом сопровождать в освоении интернета. Снова нам нужен Сократ, который учит работе в интернете.

— Профессор, вы поведали мне драматическую историю возможного разрушения ценных книг XIX-XX веков, связанного с технологией производства бумаги из дерева. Откровенно говоря, я впервые услышала столь профессиональную информацию об этом. Я считала, что многие книги, вследствие погони за удешевлением изданий, специально печатают на плохой бумаге: она истрепывается, подвергается воздействию влаги из воздуха и различного рода химических процессов, связанных с экономией красок и пр.

Оказывается, все намного серьезнее. Очень прошу вас, по возможности, подробнее осветить эту проблему, которая вам известна, насколько я поняла, не просто понаслышке.

— Научно доказано, что большая часть книг, выпускаемых в середине девятнадцатого века и по сей день, когда бумага, изготовленная из тряпья, была заменена произведенной из дерева, имеет продолжительность жизни в семьдесят лет.

Печатные книги пятидесятых годов, когда после войны использовалась плохая бумага, нельзя больше брать в руки и открывать, потому что они разрушаются в руках (тогда как в моей библиотеке есть книги, напечатанные в пятнадцатом веке, — и кажется, что они прямо из типографии!). Поэтому библиотеки сканируют книги, чтобы спасти их содержимое. Но многие книгохранилища содержат миллионы томов, и операции по их спасению весьма дорогостоящи и требуют огромных затрат времени.

Сейчас многие издатели печатают книги на бескислотной бумаге, которая будет жить дольше. Но что касается публикаций последних ста лет, то скоро мы потеряем огромный фонд. Единственным утешением является то, что таким образом исчезнет много бесполезных книг, и если книга содержит полезные или плодотворные идеи, то они уже были взяты для других книг... В конце концов, мы знаем мысли досократических философов только через цитаты авторов последующих веков. Но это, конечно, слабое утешение. Представьте, что многое из того, что мы знаем о мыслях стоиков, пришло к нам через Секста Эмпирика, который был их противником.

— Профессор, какое событие (или события) в вашей жизни вы считаете тем Провидением, которое существенно изменило вашу жизнь или ее дальнейшую перспективу?

Если бы вам удалось доступиться к универсальному разуму, какой бы вопрос вы ему задали?

— Не существует универсального разума и абсолютных знаний, поэтому бесполезно думать о таких вопросах. Все они были бы ошибочными. Правильные вопросы нужно задавать себе самому в качестве Вселенского Разума — конечно, такая идея несколько самонадеянна, хотя многие ведут себя именно таким образом. Я обычно задаю важные вопросы самому себе, зная, что ответы, которые я дам себе же, нужно будет обсудить и проанализировать. И для анализа я задаю другие вопросы мне подобным.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Коротко о главном

Снова в книжном обозрении «2000» малая проза

Время от времени

Полноправным героем каждого романа из очередного книжного обозрения является время

Герои вопреки

В каждом из романов нынешнего обозрения есть ярко выраженный главный герой, который...

Время, вперед и назад

У всех романов первого августовского книжного обозрения непростые отношения со...

Знедолені? Нездоланні! Переселенцы, бросившие вызов...

Они оставили свои дома и любимое дело, чтобы спастись от разрывов снарядов и начать...

Пеликан всея Руси

Рассказ о каждой книге нынешнего обозрения можно начать с фразы: «А вот если бы...»

Все поправимо

Донецкий ученый создал лучший в мире украинский онлайн-корректор

День, когда все поют«върви, народе възродени»

После того,как Болгария присоединилась к Евросоюзу, кириллица стала его...

Дела семейные

Две объемные семейные саги, одна небольшая семейная драма и сборник рассказов, в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка