«Воля» в руках президента

№29—30(827) 14—20 июля 2017 г. 11 Июля 2017 1 4.9

Вот они и встретились — глава государства и «ВОЛЯ»

Если профессор Грушевский дерется, как заправский каратист, если академик Вернадский мучает чудовищ, если авиаконструктор Сикорский с огнеметом охотится за призраками, а Ленин управляет боевым роботом, то значит, мы имеем дело с альтернативной реальностью. Представлена она в графическом романе «ВОЛЯ: The WILL». Некоторые СМИ даже назвали его «первым украинским историческим комиксом».

Произведение сие вышло недавно и приобрело достаточную известность не только среди любителей жанра. И все благодаря президенту: весной он побывал на столичном «Книжном Арсенале» и пополнил свою библиотеку комиксом «ВОЛЯ». Интересно, что же узнал Петр Алексеевич из этой красочной книжки?

«Москалику, нам до Криму палива вистачить?»*

Графический роман состоит из трех эпизодов, первый называется «Воля», кратко изложу его содержание.

1918 год, Первая мировая внезапно вспыхивает с новой силой, Украинская держава гетмана Скоропадского защищает свои границы от нашествия с востока. В штабе гетмана проходит секретное совещание, Скоропадский категорически приказывает вернуть Крым, особое значение для этой операции имеет миссия майора-контрразведчика Кривоноса.

Получив напутствие от главы государства, офицер покидает резиденцию и садится в автомобиль, но на месте шофера оказывается польская шпионка пани Агнешка, следует напряженный диалог, в ходе которого стороны выясняют, что в данный момент их интересы совпадают. Вместе они отправляются в крымском направлении, попутно захватив с собой парочку кривоносовых головорезов, прохлаждавшихся в обществе бутылок и не очень одетой девицы.

Далее компания едет по железной дороге на юг и вскоре становится свидетелем боя махновцев с белогвардейцами. Кривоноса и его спутников принимают за контрабандистов, и Нестор Иванович бросается в атаку. Но майору из гетманской контрразведки вместе с коллегами удается благополучно покинуть поезд. Затем, благодаря счастливой случайности, они захватывают белогвардейский аэроплан и улетают в Крым — задача Кривоноса поднять украинский флаг на дредноуте Черноморского флота.

Агнешка, Кривонос и немного нелюдей

Добравшись до места, контрразведчик со своими бойцами десантируется на захваченный большевиками корабль, следует короткий и яростный бой, Кривонос почти погибает, но вдруг всплывает армада украинских подводных лодок, и на одной из них — майор. В правой руке у него маузер, а в левой он держит древко с сине-желтым полотнищем. Конец эпизода.

Эпизод второй, «Призрак прошлого». Освобожденный от красных Севастополь радостно приветствует гетмана Скоропадского, но за ним пристально наблюдает шпионка Агнешка. Скоропадский совещается с представителями иноземных держав и сообщает им, что Дальний Восток России просится под протекторат гетмана, а местное население требует ввести обучение в школах на украинском языке. Также правитель рассказывает о неких демонических существах, атакующих немецкие войска на Западном фронте. Украинцы захватили нескольких монстров, и академик Вернадский уже ставит над ними опыты.

Немцы воюют с демоническими существами...

... и потом Вернадский изучает их

Покончив с делами, государственные мужи начинают выпивать в компании почти обнаженных танцовщиц. Гвоздем программы является пани Икс, под этим псевдонимом скрывается Агнешка. Все в восторге от нее, и, пользуясь эйфорией, девушка пытается убить Скоропадского. Неудачно. Во время потасовки с охраной выясняется, что в Агнешку вселился призрак великой княжны Анастасии Романовой. Гетман дерется с ней самурайским мечом, потом прибегает авиаконструктор Сикорский с огнеметом и уничтожает привидение.

В следующей сцене гетманские войска обороняют от белогвардейцев украинский город Ростов. У первых на вооружении циклопического вида танк «Нетопырь», у вторых имеется могучий воздушный флот, созданный при финансовой помощи Германии. В битве самое героическое участие принимает Агнешка (она раскаялась и теперь воюет на правильной стороне), ей даже удается уничтожить «Нетопыря». Внезапно в дело вмешивается призрак императора Николая II, и для украинских солдат дело принимает самый мрачный оборот. В неравный поединок с фантомом вступает Агнешка, в какой-то момент жизнь ее висит на волоске, но тут на дирижабле прилетает Скоропадский и уничтожает царя-призрака. Агнешку уносят в госпиталь, белые капитулируют. Конец эпизода.

Эпизод третий, «Новый враг». Президент Украины Грушевский едет по январскому Киеву под охраной броневиков. Внезапно кортеж попадает в засаду большевиков, сильно смахивающих на зомби. Начинается бой, причем Грушевский демонстрирует прекрасное знание восточных единоборств. Но когда очередной зомби-коммунист падает в снег, за спиной президента появляется гигантский робот, которым управляет «верховный коммунар Ленин». С помощью механических щупальцев тот хватает Грушевского и требует отдать акт воссоединения с Западной Украиной.

В ответ президент швыряет в робота томиком своей «Истории Украины-Руси» и издевательски сообщает, что воссоединение только что провозгласили на Софийской площади, а все остальное было отвлекающим маневром. Ленин шокирован и удирает. Тем временем к Грушевскому пробивается подкрепление во главе с руководителем Тайной канцелярии Петлюрой. Попутно за ленинским роботом на мотоцикле гонится вооруженный плазменной пушкой академик Вернадский.

Базой робота и зомби оказывается киевский завод «Арсенал». Там в колбах находятся некие рогатые существа с сатанинскими знаками на теле. Также обнаруживаются загадочные древние письмена. Для их расшифровки в Османскую империю снаряжается экспедиция в составе Грушевского, Вернадского, его помощницы (это новый персонаж) и уже знакомых нам Агнешки с майором Кривоносом. Конец первого тома.

И незабвенный Иван С...

Вот таким получился «первый украинский исторический комикс». Впрочем, в этом определении верным является далеко не все. Комиксы, посвященные далекому и не очень прошлому, выходили в стране давно.

Можно вспомнить «Святослава и викинга», увидевшего свет еще в 1993-м. Уже из названия ясно, что этот комикс об эпохе Киевской Руси. Создавал его художник Игорь Баранько, и позднее он стал автором «Максима Осы», где действие происходило в 1636 г. Кстати, эту рисованную историю перевели на другие языки и издали в нескольких странах.

Также могу назвать рожденную во Львове «Летучую бригаду». Это рассказ о том, как в 1925 г. боевики УВО (Украинской военной организации — предшественницы ОУН) во Львове ограбили почту и унесли из-под носа польской полиции 100 000 злотых, сумму для тех времен немалую.

Ну и нельзя не вспомнить черниговского «Грицька Сраку» (прошу прощения у читателей, но героя комикса зовут именно так). Здесь мы имеем дело с запорожцем, который одновременно является характерником (казацким колдуном) и мольфаром (гуцульским колдуном), а также мастерски владеет саблей. Все это позволило СМИ аттестовать Грицька «первым супергероем украинских комиксов». Правда, за его похождениями наблюдали в основном те, кто читал местную черниговскую прессу.

Если же говорить о тематике «ВОЛИ», то здесь тоже не скажешь, что в истории комиксов открыта новая страница. В других странах авторы подобного рода литературы обращались ко временам Первой мировой не единожды. Делали это и в Западной Европе, и в Восточной. Так, в Польше около десяти лет назад появился комикс «Первая бригада» — это о Пилсудском и тех, кто пошел служить в его легионы.

Еще хотелось бы отметить некоторые нестыковки в повествовании «ВОЛИ». В первых двух эпизодах фигурировала Украинская держава Скоропадского, но в третьем она вдруг исчезает вместе с гетманом. А вместо нее появляется республика с президентом Грушевским во главе. Конечно, в случае «ВОЛИ» мы имеем дело с жанром альтернативной истории, но логика должна присутствовать и здесь. Спрашивается, куда подевалась могучая держава Скоропадского, превышавшая по территории современную Украину? Хотя бы в двух словах это нужно было пояснить.

А вот Грушевский-каратист выглядит, на мой вкус, подозрительно. Почему-то сразу вспомнился роман Виктора Пелевина «t», главным героем которого являлся мастер боевых искусств, метко бросавший ножи и бывший лихим наездником. Персонажа звали граф Т. Подразумевался под ним, конечно же, Лев Толстой...

Теперь несколько слов о том, как «ВОЛЮ» приняла публика. Та ее часть, что любит писать комментарии (например, на сайте ideo-grafika.com), на комплименты не скупилась: «Круто!», «Це прорив!», «Молодці!!! Чекаю на продовження», «майбутнє українського контенту» и все в таком же духе. Несколько критических замечаний насчет того, что некоторые детали комикса надо было бы проработать получше, в этой патоке просто утонули. А вот на страничке комикса в соцсетях они даже не всплывали, и присутствовало только такое: «єєєє, Воля) Отримав, дякую, чудова робота! Але якось мало. Вже хочеться наступну частину)».

О реакции массмедиа я уже говорил, однако, пожалуй, добавлю, что комикс называли не только «первым», но еще и «революционным», а в прославлении его участвовали среди прочих и телеканал ZIK, и «Пятый» и украинская служба BBC.

В общем, от этого хора хвалебных голосов можно было оглохнуть и ослепнуть. К счастью, со мной этого не случилось, и я обратил внимание на некоторые сигналы, посланные со страниц «ВОЛИ». А именно:

— Крым будет возвращен коротким и разрушительным ударом;

— Запад нам поможет;

— наши ученые — круче всех остальных;

— Ростов и не только — это Украина;

— большевики — нелюди или в лучшем случае уроды;

— русский язык — сплошное непотребство (многие диалоги на русском в книге даются в украинской транскрипции и издевательской манере вроде «Страчі па ним Маруся!!!» или «А почему он есчьо крічіт?»).

И вот спрашивается, не то же ли самое нам уже несколько лет вдалбливает в головы телевизор и немало других СМИ? Учитывая вышесказанное, я пришел к одному выводу, и вывод таков — по моему мнению, комикс «ВОЛЯ: The WILL» очень похож на пропаганду. Пусть красочно нарисованную, пусть не такую нудную и утомительную, как у Института нацпамяти, но все-таки пропаганду.

Что ж, профессионализм растет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Загрузка...
Загрузка...

«А тепер я выпью чаю и в барак спать иду...»

Такой бесхитростный и печальный стих под названием «Пісня українських робочих»...

Александр Кабанов: «Язык не виноват, всегда виноваты ...

В конце мая в издательстве «Фолио» вышла в свет книга стихов Александра Кабанова

Идет война культурная...

Чем больше злобы и ненависти, тем сильнее интеграция и сплетение украинско-российских...

И NewsOne в поле воин

Инста-аналитика, большие интервью и новые технологии от самого интерактивного...

Петлюра акбар!

Новый законопроект позволит оправдать кого угодно, даже маньяка Чикатило

Личная территория

Роман американки Селесты Инг о загадочной гибели девушки-подростка из вроде бы вполне...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
12 Июля 2017, Валерий

Кесарю кесарево , слесарю слесарево, а дебилу - дебильное .

- 10 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка