Молниеносный клик и мускулистый палец

№25(777) 24 — 30 июня 2016 г. 22 Июня 2016 1 5

10 вопросов о киберспорте

Если вас разочаровала украинская футбольная сборная на Евро-2016, попробуйте болеть за украинцев в киберспорте — это менее валидольно.

Например, самая успешная отечественная команда геймеров NatusVincere имеет фанатскую базу по всему миру в 50 млн. человек, что превосходит население всей страны, да и чемпионом становится несравненно чаще — например, этой весной она выиграла чемпионат мира по игре World of Tanks.

О киберспорте большинство не специализирующихся на игровой индустрии СМИ обычно пишут с налетом восхищения и недоумения: многомиллионные призовые (например, на последнем чемпионате по Dota 2 команда-победитель только из призового фонда получила 6,5 млн. долл. — не считая спонсорских бонусов), громадная аудитория (200 млн. регулярных зрителей соревнований), стремительно растущий глобальный рынок (он приближается к 1 млрд. долл., и ожидается, что в ближайшие два года вырастет минимум вдвое). Только в Украине, по оценке Федерации компьютерного спорта, 200—300 тыс. активных игроков — это больше всех тех, кто хотя бы эпизодически выбирается погонять футбольный мяч.

Мир компьютерных игр, вдруг решивший называться спортом, кажется сияющим и непонятным. Между тем подходить к нему с мерками обычного спорта нелепо — это ведет к смешным заблуждениям. Например, можно ли назвать чемпионский состав отечественной команды NatusVincere, выигравший упоминавшиеся соревнования по World of Tanks, украинским, если в нем присутствовали всего двое украинцев среди шести россиян?

Подобных нюансов в киберспорте — пруд пруди. Например, недавно в лентах новостей громко и ярко звучало известие о включении «компьютерного спорта» в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Это ли не успех?

Вот только люди, знакомые с темой, тут же вспомнят, что читали подобную новость еще в 2001 г.! Именно тогда киберспорт впервые стал официальным видом спорта в РФ. Более того, эту новость можно было прочесть и в 2004-м. В чем же дело? Просто киберспорт неоднократно исключался из реестра видов спорта как не соответствующий формальным критериям. А затем с помпой снова туда вносился.

Мало кто даже из киберспортсменов помнит, что и в Украине компьютерный спорт в середине 2000-х был включен в реестр видов спорта. Но поскольку во время испытательного срока Федерации киберспорта не удалось выполнить все бюрократические требования — организовать региональные представительства, проводить достаточное количество местных соревнований и турниров, вести всю громоздкую отчетность и переписку с профильным министерством, — киберспорт был исключен из реестра видов спорта в Украине.

Попробуем разобраться, что же такое этот самый киберспорт.

Является ли киберспорт спортом?

В большинстве словарей написано, что спорт — это составная часть физической культуры. С этой точки зрения компьютерный спорт — бессмыслица. Существует даже шутка, высмеивающая «киберспортивное телосложение» — некоего гипотетического заплывшего жиром очкарика. Справедливости ради, людей с таким сложением встретить среди киберспортсменов непросто — обычно это худощавые подтянутые юноши. И все же занятия массовым традиционным спортом обычно принято связывать со здоровым образом жизни. Но киберспорт — это точно не про ЗОЖ, хотя в общем случае и не противоречит последнему.

Существует и другое определение: спорт — это любая соревновательная активность, в том числе интеллектуальная. Так, шахматы и шашки издавна являются спортивной дисциплиной, хотя об их недостаточной «физкультурности» также ходит много шуток.

А вот с точки зрения бизнеса, главное — что это шоу имеет своего массового зрителя. Под таким углом зрения чемпионат по какой-либо компьютерной игре почти не отличается от баскетбольного или теннисного турнира.

Во что играем?

Самые популярные дисциплины на сегодняшний день — DOTA 2, Counter Strike, League of Legends, Starcraft, World of Tanks, Hearthstone. Список этот, конечно, неполон и стремительно меняется — буквально за пару лет игра может стать как мегапопулярной, так и вообще исчезнуть с повестки дня.

В киберспорте доминируют игры, требующие от игрока быстрых рефлексов, молниеносной реакции и гибких тактических решений. «Медленные» игры, или игры, в которых исход может заметно зависеть от случайностей, в киберспорт не попадают.

Как фанаты за этим наблюдают?

Обычно за соревнованиями наблюдают в режиме онлайн-трансляции.

Здесь есть два интересных момента, которые часто упускают из виду, когда говорят о киберспорте.

Первый — психологический. Да, с позиции зрительских эмоциональных реакций наблюдение за гонками на нарисованных машинках ничем не отличается от наблюдения за гонками на машинах настоящих — в этом киберспорт практически идентичен спорту обычному.

Но существует такой забавный феномен, как стриминг, трансляция игры рядовым, вроде бы ничем не примечательным игроком, не претендующим ни на какие спортивные успехи, — который тем не менее из-за обаяния, комментаторского таланта или вообще непонятно почему собирает на своем канале миллионы подписчиков. Люди любят подглядывать — даже за тем, как кто-то играет в компьютерную игру. Причем иногда — играет неумело! Этот феномен стоит учитывать, когда мы оцениваем растущую популярность киберспорта среди зрителей.

Второй аспект его успеха — это специфическая техническая платформа, обеспечивающая львиную долю зрителей. Взрывной рост популярности киберспорта произошел тогда, когда возможности интернета позволили обеспечить прямую онлайн-трансляцию соревнований миллионам пользователей. Именно стриминг-платформы обусловили прорыв — недаром еще в 2014 г. один из сервисов трансляции видеоигр Twitch был куплен Amazon почти за 1 млрд. долл.

Кроме того, киберспорт смотрят на стадионах — порой самых обычных, футбольных или легкоатлетических. В Киеве самая продвинутая специализированная площадка — Kiev CyberSport Arena, со сценой высотой 8 м и двумястами игровыми станциями. Как ни странно, люди любят наблюдать за компьютерными состязаниями и в живую — поэтому билеты на турниры стоят сопоставимо с билетами на спортивные соревнования.

Наконец, киберспорт попадает порой и на телеэкран. Лидерами здесь выступают США и, конечно, Южная Корея — где киберспорт стал национальной религией, и его круглосуточно транслирует сразу несколько телеканалов.

Kiev CyberSport Arena видела миллионы виртуальных убийств // onlimegames.ru

Откуда берутся деньги?

Главные доноры индустрии киберспорта — производители компьютерного железа и разработчики игр. Игры класса AAA, производимые ведущими корпорациями, порой приносят создателям миллиарды(!) долларов всего за несколько первых дней продаж. Естественно, один из ключевых факторов, разогревающих интерес к ним, — киберспорт. В результате рынок последнего стремительно растет. Так, призовой фонд прошлогоднего чемпионата по DOTA 2 составлял 18,5 млн. долл.

Топовые современные игры требуют нового, более высокопроизводительного железа — поэтому производители оборудования тесно интегрированы в игровую индустрию и также заинтересованы как в популярности киберспорта, так и в его использовании для своей рекламы.

В этом серьезное отличие киберспорта от спорта «физкультурного» — фанаты сами обычно играют в те же игры, что их кумиры, тогда как большинство поклонников боксерских талантов Кличко ни разу в жизни не приближались к рингу даже на пушечный выстрел.

Мелкие локальные турниры или местные команды спонсируются местными же игроками на рынке IT. А вот в среде олигархов пока еще не стало модным иметь свои компьютерные команды, хотя отдельные случаи спонсорства порой наблюдаются.

Кто и сколько зарабатывает?

Избранные единицы киберспортсменов зарабатывают фантастические гонорары. Призовые топовых игроков могут исчисляться миллионами долларов.

Пока что самым «доходным» игроком является американец Питер Дагер, заработавший в 54 турнирах только на призовых свыше 2 млн. долл. Самый продуктивный украинец, Даниил Ишутин, получил с 2009 г. 671 тыс. долл., для чего ему пришлось сыграть в 78 турнирах. Украинцы занимают 8-е место в рейтинге заработанных призовых, а украинская команда NatusVincere — третье.

Стоит повторить — речь идет лишь о призовом фонде. Но вот суммы, которые платят клубы за трансфер игроков, размеры и условия контрактов, спонсорских выплат — все это практически никогда не становится публичным, как и фонды самих клубов.

Здесь, впрочем, есть одно странное противоречие. Клубы в своих заработках ориентированы на работу с рекламными партнерами и спонсорами — а не на иллюзорный шанс получения призовых. В то же время, регулярная зарплата даже востребованного игрока может быть ничтожной — она очень часто не поднимается выше минимальной ставки начинающего программиста, а нередко бывает и ниже.

Могут ли зарабатывать в киберспорте новички?

Могут, если не станут ориентироваться на победу в турнирах и призовые, а вспомнят о том, почему люди так любят стриминг — их интересует эмоциональная реакция игрока-актера. Некоторые находят себя в жанре комментатора соревнований по киберспорту — это новая, рождающаяся профессия, как, кстати, и ремесло кибертренера.

Однако вспомните, почему вообще возможен киберспорт как бизнес: он напоминает модель сетевых продаж или пирамиду МММ. Десяток ведущих геймеров зарабатывают потому, что миллионы мечтают стать такими же — и тратят свои (а чаще родительские) деньги на топовые видеокарты, лицензионные игры и т. д.

Долларовые чемпионы: Даниил Ишутин — первый в Украине ($671 тыс. призовых), и Питер Дагер — самый успешный геймер в мире (более $2 млн. призовых)

Сколько нужно тренироваться?

Обычно ведущие игроки посвящают тренировке 6 и более часов в день. В серьезных командах давно есть тренер, разбирающий ошибки и предлагающий новые тактические наработки, а в некоторых — и психолог, позволяющий справиться с адской нагрузкой во время крупных турниров.

Можно ли всю жизнь зарабатывать в роли игрока?

Даже если предположить, что вы станете топовым игроком, стабильно выдающим высокий результат, ваш век вряд ли будет долгим: очень мало людей в этом бизнесе переступают порог 25-летия. Физиологию не обманешь — скорость реакции с возрастом сильно падает, а тактические наработки нивелируются едва ли не в следующем турнире, если не игре.

Есть ли в киберспорте допинг?

В киберспорте есть два вида допинга — технический (цифровой) и фармакологический. Чтобы понять, что такое технический допинг, вспомните недавний скандал из мира велоспорта, когда несколько велогонщиков были заподозрены в том, что вмонтировали в свои велосипеды потайные электромоторы.

Технический допинг в киберспорте считается читингом, мошенничеством, и представляет собой использование запрещенного программного кода, утилит, предоставляющих геймеру дополнительное преимущество. Скандалы с читингом происходят в киберспорте достаточно часто, и наказание провинившимся следует такое же, как и в обычном спорте, — временная дисквалификация.

Что касается фармакологического допинга, то эта тема затуманена уймой бытующих в среде киберспортсменов легенд. Практически общепризнанным считается применение некоторыми игроками препаратов группы амфетаминов — они способсвуют повышению концентрации и улучшению реакции. Нередко команды используют стимуляторы вроде аддерола — но многие геймеры уверены, что эффект от лекарства состоит лишь в самоуспокоении, обретении уверенности в свои силы, а воздействие такого препарата на рефлексы — на уровне плацебо.

Слабыми же стимуляторами на основе кофеина, всевозможными напитками-энергетиками пользуются во время турниров очень многие.

Некоторые ассоциации и турниры намереваются калькировать список запрещенных к применению веществ, регламентированный Мировым антидопинговым агентством (WADA). Правда, проверки все же будут не общими, а выборочными.

Нужно ли государству официально признать киберспорт?

В такой постсоветской бюрократической среде, как Украина, официальное признание могло бы дать киберспорту некоторые очень гипотетические возможности. Например, можно было бы проводить официальные соревнования вроде кубка области или чемпионата страны и присваивать спортивные разряды и звания.

Однако корочка «кандидата в мастера спорта по World of Tanks», кроме повода для неисчерпаемых насмешек, мало что даст обладателю, а официальные соревнования, в которые государство не готово вкладывать деньги, не имеют смысла — только неповоротливых спортивных функционеров, киберспорту не хватало.

Поскольку киберспорт не несет государству, в отличие от пропаганды физкультуры и ЗОЖ, особой социально значимой пользы. Вкладывание сюда денег через Министерство спорта — в ущерб обычным хиреющим дисциплинам и разваливающимся стадионам — ничего, кроме справедливого раздражения и возмущения, не вызовет.

Есть, правда, еще один аспект — государственной пропаганды, использующей «наши победы» в политических целях. Киберспорт на эту роль подходит не хуже, чем спорт высоких достижений. Но для такого его использования необходимо сформировать национальную сборную, что само по себе выпадает из общепринятого формата отрасли!

В киберспорте нет чемпионатов Европы или мира для национальных сборных, нет самих национальных сборных, более того, там практически нет даже национальных команд. Ситуация несколько напоминает положение дел в футболе, где из легионеров может состоять подавляющая часть команды клуба. Украинские команды, таким образом, могут по составу оказаться совсем не украинскими — и это никого не волнует.

Кроме того, сама система соревнований, сформировавшаяся на сегодняшний день, не позволяет выделить однозначного лидера в дисциплине — «чемпионаты мира» могут проходить (и проходят) едва ли не ежемесячно. В отрасли нет единых правил игры. Престижность соревнования определяется лишь размером призового фонда — да и сами устроители и форматы турниров меняются очень быстро.

Но попытки создания национальной команды и даже сборной в Украине, как ни странно, предпринимались давно. Еще в 2003 г. в стране создана Федерация компьютерного спорта. Эта общественная организация, как правило, объявляла «чужую» коммерческую клубную команду «национальной сборной», и в 2013 г. эта команда смогла на престижном турнире Electronic Sports World Cup стать «чемпионами мира» в дисциплинах Counter-Strike 1.6 и DotA II (это последний громкий успех федерации, с тех пор она в летаргическом сне). Яркий повод решил использовать для окучивания молодежного электората тогдашний премьер Николай Азаров, который много фотографировался с командой и обещал киберспорту официальное признание.

Но откровенно говоря, отсутствие такого признания никак не мешает киберспорту (и не только в нашей стране): вы можете в любом селе провести любой турнир, если найдете для этого спонсора. И такие турниры проводятся — сотни, если не тысячи, ежегодно.

Однако один-единственный реальный плюс от официального признания государством киберспорта все же есть: спортсмены смогут более свободно пересекать границу страны. Например, весной в Киеве проходил турнир WePlay League по Dota 2 с призовым фондом $200 тыс. Некоторые члены команды Team Spirit не смогли пересечь границу Украины. Наши пограничники отказали им во въезде на том основании, что у ребят, имеющих официальное приглашение от организаторов турнира, «не подтверждена цель запланированного пребывания в Украине», а в соревнования по киберспорту люди в фуражках не верили.

Подготовиться к такой логике не поможет, увы, ни одна компьютерная модель.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Буковель» и спорт на «троечку»

Здесь, безусловно, имеются свои спортивные герои, но известность они обрели уже, как...

Как из Стали выплавили Днепр

В 20—30-е гг. прошлого столетия, во время становления клубного спорта в бывшем СССР,...

Без Евро — почти чемпионы

Суммарный итог 25-го сезона национальной футбольной дружины: 12 матчей, семь побед, две...

Марафон для Робин Гудов

Следующий год будет черным. Затем наступят синий, красный и желтый

Финляндия: одесское знакомство боем

Впервые за 22 года сборная может выйти на матч, не имея в основе ни одного динамовца

Фигурально выражайтесь

Когда светская дива Ким Кардашьян приедет в Полтаву, то этой любимице гламурных...

Колыбель украинского спорта

Фраза, вынесенная в заголовок, — отнюдь не преувеличение. Ведь именно во Львове...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Wiktor Kolesnik
29 Июня 2016, Wiktor Kolesnik

Если киберспорт -спорт, то онанизм это легкая атлетика.

- -1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка