Олимпийская бедность — не порок

№32(782) 12 — 18 августа 2016 г. 10 Августа 2016 5

  • Рио — это не только карнавал. Но и без него никак не обойтись // slon.ru

    Рио — это не только карнавал. Но и без него никак не обойтись // slon.ru, фото №1

    Рио — это не только карнавал. Но и без него никак не обойтись // slon.ru

  • Один из моментов открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia // bostonherald.com

    Один из моментов открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia // bostonherald.com, фото №2

    Один из моментов открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia // bostonherald.com

  • Каноэ-двойки, мужчины — швейцарцы Лукас Верро и Симон Верро

    Каноэ-двойки, мужчины — швейцарцы Лукас Верро и Симон Верро, фото №3

    Каноэ-двойки, мужчины — швейцарцы Лукас Верро и Симон Верро // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Неудачная попытка — Антон Судеш П. Курукуласоориядж из Шри-Ланки провали квалификацию (в категории до 62 кг)

    Неудачная попытка — Антон Судеш П. Курукуласоориядж из Шри-Ланки провали квалификацию (в категории до 62 кг), фото №4

    Неудачная попытка — Антон Судеш П. Курукуласоориядж из Шри-Ланки провали квалификацию (в категории до 62 кг) // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Победительницы женской 100-метровки брассом: американки Кэти Мейли («бронза») и Лили Кинг («золото»), россиянка Юлия Ефимова («серебро»)

    Победительницы женской 100-метровки брассом: американки Кэти Мейли («бронза») и Лили Кинг («золото»), россиянка Юлия Ефимова («серебро»), фото №5

    Победительницы женской 100-метровки брассом: американки Кэти Мейли («бронза») и Лили Кинг («золото»), россиянка Юлия Ефимова («серебро») // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Павильон 3 Riocentro — царство настольного тенниса // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

    Павильон 3 Riocentro — царство настольного тенниса   // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS, фото №6

    Павильон 3 Riocentro — царство настольного тенниса // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Первый раунд турнира — победный матч Серены Уильямс (США) против Дарьи Гавриловой (Австралия) // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

    Первый раунд турнира — победный матч Серены Уильямс (США) против Дарьи Гавриловой (Австралия)  // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS, фото №7

    Первый раунд турнира — победный матч Серены Уильямс (США) против Дарьи Гавриловой (Австралия) // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Майкл Фелпс, прикусив язык, покидает бассейн — он финишировал вторым в мужском полуфинале на 200 м баттерфляем // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

    Майкл Фелпс, прикусив язык, покидает бассейн — он финишировал вторым в мужском полуфинале на 200 м баттерфляем // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS, фото №8

    Майкл Фелпс, прикусив язык, покидает бассейн — он финишировал вторым в мужском полуфинале на 200 м баттерфляем // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро еще до своего начала могли смело закрепить за собой титул самой противоречивой и скандальной Олимпиады ХХI века. На протяжении последнего года СМИ только и писали о том, что спортивные объекты еще не готовы, а если готовы, то самого ненадлежащего качества.

Буквально накануне старта Игр от шторма частично обрушился причал для соревнований по парусному спорту. Из-за угрозы вируса Зика некоторые гости и даже спортсмены отказались ехать в Бразилию. Не говоря уже о том, что в стране бушует политический и экономический кризис, из-за чего значительная часть населения вообще выступала против проведения такого дорогостоящего мероприятия. Достаточно посмотреть, сколько раз активисты пытались погасить Олимпийский факел во время эстафеты по Бразилии.

Неудивительно, что на этом фоне к церемонии открытия первых в истории Латинской Америки Олимпийских игр было приковано повышенное внимание. Креативный директор открытия, режиссер Фернанду Мейреллиш, который прославился фильмом о фавелах «Город бога», честно сообщил, что церемония будет гораздо скромнее, чем ее аналоги предыдущих лет. На грандиозное массовое шоу в Пекине, с которым мало что может сравниться, было потрачено около 100 млн. долл. Изобретательное лондонское открытие от культового режиссера Дэнни Бойла стоило 40 с лишним миллионов.

Бразильская церемония обошлась примерно в 20 млн. Мейреллиш признался, что изначально бюджет открытия и закрытия составлял более 100 млн., но экономическое положение в стране стало ухудшаться, и «большая часть денег ушла на безопасность». Поэтому пришлось ориентироваться на экономвариант. А продюсер церемонии Марко Балич отметил, что действо будет подчеркнуто скромным, потому что организаторам показалось неуместным тратить огромные деньги, когда страна переживает такой непростой период.

Карнавала не будет, электричество экономим

Главным в церемонии стало понятие gambiarra — бразильское словечко, которое означает импровизировать и создать нечто особенное, даже находясь в стесненных обстоятельствах. И можно сказать, что у создателей церемонии открытия это с некоторыми оговорками получилось. Российские СМИ, в целом обиженные на Олимпиаду из-за допингового скандала, разнесли открытие в пух и прах. Что ж, по сравнению с сочинской грандиозной церемонией Рио действительно нервно танцует капоэйру в сторонке. Но, как уже было сказано, режиссеры не пытались повторить триумфы прошлого. Лейтмотивом церемонии стали забота об экологии и будущем планеты, толерантность и призывы к миру, а также дух оптимизма, который помогает преодолевать трудности.

Актер Паулиньо да Виола очень душевно исполнил бразильский гимн под гитару, представители экологической полиции подняли национальный флаг, и церемония стартовала. В нашей стране за трансляцию традиционно отвечал Первый канал, или, как он теперь называется, «UA: Перший». Большим плюсом прямой трансляции стало отсутствие рекламы, чем грешили многие зарубежные каналы от американского NBC до «России 1». Комментировали открытие Дмитрий Лазуткин и Татьяна Терехова. Ведущие отработали нормально, и особых претензий к ним нет, хотя складывается впечатление, что они решили последовать примеру организаторов и быть очень сдержанными, скромными и экономными.

В основном они пересказывали содержание пресс-материалов, которые, видимо, были в распоряжении всех каналов. По крайней мере некоторые фразы почти дословно звучали и в других трансляциях. А вот какой-то собственной интересной информации ведущие не привнесли. Особенно не хватало их комментариев в песенно-танцевальной части действа — ну можно же было называть имена хотя бы некоторых исполнителей, тем более что среди них были такие интересные фигуры, как Элза Суарес, жена великого футболиста Гарринчи, или 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia. Или предполагается, что украинский зритель должен в лицо знать всех бразильских певцов и певиц?

Само открытие началось достаточно традиционно — с краткого экскурса в историю страны. Бразильцы, прямо как в фильме «Голый пистолет», решили глубоко копнуть и начать с самого начала — с зарождения жизни и амазонских лесов. На огромном экране, который расстелился на полу стадиона «Маракана» (и, наверное, «съел» немалую часть бюджета), появилось море, затем микроорганизмы, пара механических пауков и крабов, а потом все это превратилось в леса Бразилии. В следующем номере группа танцоров из числа коренных жителей с помощью длинных зеленых лент изображала индейцев, которые живут в мире с природой в своих хижинах.

Затем на символически выполненных деревянных кораблях в страну прибыли португальские первооткрыватели. Организаторы не стали останавливаться на том, как складывались отношения европейцев и коренного населения, и сразу перешли к волнам миграции, которые изображали группы людей, шествующих по полю. Африканские рабы в кандалах, представители Ближнего Востока и даже японцы — все они создавали Бразилию такой, какой мы ее знаем сегодня. Первые минуты шествия все смотрелось красиво, но под конец хотелось, чтобы быстрее начался новый номер — так долго актеры топали через стадион.

Следующий номер, один из немногих технически сложных, сразу перемахнул через века из истории страны и показал появление современных мегаполисов. Небоскребы как бы поднимались из сцены, а паркурщики бегали и прыгали по растущим как грибы крышам, которые в итоге превратились в те самые фавелы. Актеры довольно долго и не слишком интересно кувыркались на стенах домов, а потом стали вытаскивать откуда-то белые коробки и передавать их друг дружке. Со стороны было похоже, что они воруют микроволновки из чужих квартир, и, как оказалось, примерно это и хотели изобразить авторы. Сценка должна была стать признанием проблем бедности и роста преступности в стране. Похоже, что изначально планировалось уделить этой теме больше внимания. Так, в ролике о Бразилии, который показали в начале церемонии, присутствовала сценка, в которой всемирно известную бразильскую модель Жизель Бюндхен грабит бедный чернокожий парнишка. Но в конце концов режиссеры решили, что это «недостаточно весело», и вырезали ее из финальной версии.

Тем не менее красавица в церемонии участвовала, и это стало одним из самых ярких в прямом и переносном смысле эпизодов. Под легендарную композицию «Девушка из Ипанемы» Бюндхен в сверкающем платье с разрезом продефилировала модельной походкой чуть ли не через весь стадион, почти как в песне вызвав у присутствующих восклицание «ааах». Жизель, кстати, уже завершила модельную карьеру, но ради такого дела еще раз вышла на своеобразный подиум, который стал самым длинным в ее жизни. Ее дефиле ознаменовало переход к музыкальной части шоу. Бразильские певцы и певицы исполняли песни разных стилей, а танцоры сопровождали все это зажигательными движениями.

Правда, в этом попурри, как показалось, было маловато всемирно известных бразильских композиций вроде Mas Que Nada и ритмов босса-новы, фады, сальсы. Слишком быстро все перешло на техно, рэп, фанк и даже дабстеп. Да и что касается танцев, от бразильцев, если честно, поневоле ждешь большего. Все привыкли к картинкам безумно-яркого карнавала в Рио с его перьями, блестками и, чего скрывать, попами танцовщиц, которые стали почти что национальным достоянием страны. Здесь же все было как-то предельно скромно и сдержанно, так что сразу и не догадаешься, что дело происходит в Бразилии. Возможно, организаторам хотелось отойти от стереотипов и показать, что Рио-де-Жанейро — это не только карнавал. Правда, совсем уж без него не обо-шлось — после парада атлетов несколько групп барабанщиков в сопровождении танцовщиц все же прошли по стадиону.

После танцев внезапно подошло время для «сурьеза», как говорил незабвенный товарищ Огурцов. Зрителям показали довольно длинный фильм о проблемах экологии, опасности глобального потепления и возрождении амазонских лесов, который сопровождался стихами бразильского поэта Карлоса Драммонда де Андраде. Мрачный тон, заданный фильмом, был развеян картинами новых ростков и лесов, которые появляются на месте вырубленных.

Организаторы церемонии так серьезно подошли к вопросу экологии, что решили способствовать улучшению ситуации не только на словах, но и на деле. Каждый спортсмен, участвовавший в церемонии, должен был посадить зернышко в специальную капсулу. Затем все эти зернышки высадят в специальном месте, которое когда-нибудь превратится в «лес Атлетов». Даже олимпийские кольца на сцене «выросли» из деревьев и «взорвались» фейерверком зеленых конфетти. А затем последовал и фейерверк настоящий, очень красочный, несмотря на то, что использовались только материалы, которые минимально вредят окружающей среде.

Парад толерантности

Во время традиционного «Парада наций» зрители могли заняться любимым делом — обсуждением формы спортсменов. У кого костюмы лучше, как мы смотримся на общем фоне и так далее. Безусловной звездой этой части стал натертый маслом полуобнаженный знаменосец сборной Тонга, который, как написал Hollywood Reporter, сразу стал звездой в веб-сообществах гомосексуалов.

Многие сборные получили свою долю критики. Китайцев сравнили с яичницей с помидорами, российскую форму называли ливреями швейцаров (хотя еще как минимум две команды вышли в похожих нарядах), а у американцев из-за полосатого дизайна джемперов на груди оказались российские флаги. Рубашки украинской формы, разработанной дизайнером Андре Таном, вышли очень спорными и напомнили 90-е годы с их неизбирательной модой. Но о вкусах не спорят. По крайней мере весь мир, кажется, сошелся на том, что сборные Швеции и Германии оказались самыми безвкусно одетыми. Ну а кто стал лучшим — решать вам. Модные критики хорошо отозвались о нарядах кубинцев, которые разработал Кристиан Лубутен, сдержанных британских костюмах от Стеллы Маккартни и молодежных «прикидах» канадцев.

Парад спортсменов может быть скучноватым зрелищем, особенно когда ждешь свою страну, которая идет где-то в конце. Но организаторы постарались сделать эту часть живее — перед каждой сборной ехала симпатичная девушка или парень на ярком велосипеде, украшенном вазонами с цветами, а на всем пути по стадиону атлетов сопровождали заводные барабанщики. Трогательным моментом стал выход на «Маракану» сборной из десяти беженцев, которых стадион приветствовал стоя.

И вот после шествия спортсменов, после долгих слов спортивных чиновников об олимпийском духе и всем хорошем наступила главная часть церемонии — зажжение Олимпийского огня. Планировалось, что эта честь достанется легендарному футболисту Пеле, но он вынужден был отказаться по состоянию здоровья. В итоге олимпийский котел зажег марафонец Вандерлей Кордейру ди Лима. На Играх в Афинах в 2004 году он мог бы стать первым в истории олимпийским чемпионом Бразилии в этой дисциплине. На 35-м километре гонки Вандерлей опережал соперников более чем на полминуты. Но в этот момент на него напал один из зрителей, и хотя спортсмен не пострадал, драгоценное время было упущено и он стал только третьим.

Олимпийский котел, как и все на церемонии, был подчеркнуто маленьким и скромным. Так, чтобы на поддержание огня уходило как можно меньше горючих материалов. Зато кинетическая скульптура американца Энтони Хоу, изображающая десятки движущихся солнц, в центр которой поместили котел, была поистине прекрасна. Вращающиеся под торжественную музыку сверкающие диски стали одним из самых красивых и торжественных моментов церемонии.

Кто-то счел открытие Олимпиады в Рио-де-Жанейро скучноватым, кто-то, особенно вспоминая предыдущие годы, чересчур скромным, кому-то не хватило в нем бразильского карнавала и размаха. Тем не менее с учетом накаленной атмосферы, которая окружала Игры, и непростой ситуации в стране организаторы сделали правильный выбор. Может, все было не очень зрелищно, зато душевно и с песней, которая и строить, и жить помогает, особенно бразильцам.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кто после Кличко?

Два десятка лет доминирования легендарных братьев в профессиональном боксе приучили...

Девять десяток «Динамо»

Флагман украинского футбола отмечает 90-летний юбилей

Результата нет, но игра понравилась

Матчи чемпионата мира в Киеве посетили свыше 50 тыс. зрителей

Момент истины на «Уэмбли»

29 апреля Владимир Кличко выйдет на ринг после почти полуторагодового перерыва (с 28...

Загрузка...
Загрузка...

Вдвоем за всю команду

Олег Верняев подтвердил свой статус сильнейшего гимнаста Европы, выиграв многоборье...

Молодое «золото» и курьезная «бронза»

Вторую неделю подряд дзюдоисты радуют любителей спорта (и не только их) резонансными...

Балканская развязка

Обыграв Хорватию, «сине-желтые» пробились в Словению

Бокс любит троицу

Мощным тройным ударом украинских профи завершился боксерский вечер на арене MGM National...

Iron man, «Стена» и магнит «Донбасса»

Впервые за 25 сезонов Киев остался без медалей

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка