Олимпийская бедность — не порок

№32(782) 12 — 18 августа 2016 г. 10 Августа 2016 5

  • Рио — это не только карнавал. Но и без него никак не обойтись // slon.ru

    Рио — это не только карнавал. Но и без него никак не обойтись // slon.ru, фото №1

    Рио — это не только карнавал. Но и без него никак не обойтись // slon.ru

  • Один из моментов открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia // bostonherald.com

    Один из моментов открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia // bostonherald.com, фото №2

    Один из моментов открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia // bostonherald.com

  • Каноэ-двойки, мужчины — швейцарцы Лукас Верро и Симон Верро

    Каноэ-двойки, мужчины — швейцарцы Лукас Верро и Симон Верро, фото №3

    Каноэ-двойки, мужчины — швейцарцы Лукас Верро и Симон Верро // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Неудачная попытка — Антон Судеш П. Курукуласоориядж из Шри-Ланки провали квалификацию (в категории до 62 кг)

    Неудачная попытка — Антон Судеш П. Курукуласоориядж из Шри-Ланки провали квалификацию (в категории до 62 кг), фото №4

    Неудачная попытка — Антон Судеш П. Курукуласоориядж из Шри-Ланки провали квалификацию (в категории до 62 кг) // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Победительницы женской 100-метровки брассом: американки Кэти Мейли («бронза») и Лили Кинг («золото»), россиянка Юлия Ефимова («серебро»)

    Победительницы женской 100-метровки брассом: американки Кэти Мейли («бронза») и Лили Кинг («золото»), россиянка Юлия Ефимова («серебро»), фото №5

    Победительницы женской 100-метровки брассом: американки Кэти Мейли («бронза») и Лили Кинг («золото»), россиянка Юлия Ефимова («серебро») // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Павильон 3 Riocentro — царство настольного тенниса // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

    Павильон 3 Riocentro — царство настольного тенниса   // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS, фото №6

    Павильон 3 Riocentro — царство настольного тенниса // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Первый раунд турнира — победный матч Серены Уильямс (США) против Дарьи Гавриловой (Австралия) // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

    Первый раунд турнира — победный матч Серены Уильямс (США) против Дарьи Гавриловой (Австралия)  // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS, фото №7

    Первый раунд турнира — победный матч Серены Уильямс (США) против Дарьи Гавриловой (Австралия) // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

  • Майкл Фелпс, прикусив язык, покидает бассейн — он финишировал вторым в мужском полуфинале на 200 м баттерфляем // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

    Майкл Фелпс, прикусив язык, покидает бассейн — он финишировал вторым в мужском полуфинале на 200 м баттерфляем // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS, фото №8

    Майкл Фелпс, прикусив язык, покидает бассейн — он финишировал вторым в мужском полуфинале на 200 м баттерфляем // Robert Gauthier/Los Angeles Times/TNS

Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро еще до своего начала могли смело закрепить за собой титул самой противоречивой и скандальной Олимпиады ХХI века. На протяжении последнего года СМИ только и писали о том, что спортивные объекты еще не готовы, а если готовы, то самого ненадлежащего качества.

Буквально накануне старта Игр от шторма частично обрушился причал для соревнований по парусному спорту. Из-за угрозы вируса Зика некоторые гости и даже спортсмены отказались ехать в Бразилию. Не говоря уже о том, что в стране бушует политический и экономический кризис, из-за чего значительная часть населения вообще выступала против проведения такого дорогостоящего мероприятия. Достаточно посмотреть, сколько раз активисты пытались погасить Олимпийский факел во время эстафеты по Бразилии.

Неудивительно, что на этом фоне к церемонии открытия первых в истории Латинской Америки Олимпийских игр было приковано повышенное внимание. Креативный директор открытия, режиссер Фернанду Мейреллиш, который прославился фильмом о фавелах «Город бога», честно сообщил, что церемония будет гораздо скромнее, чем ее аналоги предыдущих лет. На грандиозное массовое шоу в Пекине, с которым мало что может сравниться, было потрачено около 100 млн. долл. Изобретательное лондонское открытие от культового режиссера Дэнни Бойла стоило 40 с лишним миллионов.

Бразильская церемония обошлась примерно в 20 млн. Мейреллиш признался, что изначально бюджет открытия и закрытия составлял более 100 млн., но экономическое положение в стране стало ухудшаться, и «большая часть денег ушла на безопасность». Поэтому пришлось ориентироваться на экономвариант. А продюсер церемонии Марко Балич отметил, что действо будет подчеркнуто скромным, потому что организаторам показалось неуместным тратить огромные деньги, когда страна переживает такой непростой период.

Карнавала не будет, электричество экономим

Главным в церемонии стало понятие gambiarra — бразильское словечко, которое означает импровизировать и создать нечто особенное, даже находясь в стесненных обстоятельствах. И можно сказать, что у создателей церемонии открытия это с некоторыми оговорками получилось. Российские СМИ, в целом обиженные на Олимпиаду из-за допингового скандала, разнесли открытие в пух и прах. Что ж, по сравнению с сочинской грандиозной церемонией Рио действительно нервно танцует капоэйру в сторонке. Но, как уже было сказано, режиссеры не пытались повторить триумфы прошлого. Лейтмотивом церемонии стали забота об экологии и будущем планеты, толерантность и призывы к миру, а также дух оптимизма, который помогает преодолевать трудности.

Актер Паулиньо да Виола очень душевно исполнил бразильский гимн под гитару, представители экологической полиции подняли национальный флаг, и церемония стартовала. В нашей стране за трансляцию традиционно отвечал Первый канал, или, как он теперь называется, «UA: Перший». Большим плюсом прямой трансляции стало отсутствие рекламы, чем грешили многие зарубежные каналы от американского NBC до «России 1». Комментировали открытие Дмитрий Лазуткин и Татьяна Терехова. Ведущие отработали нормально, и особых претензий к ним нет, хотя складывается впечатление, что они решили последовать примеру организаторов и быть очень сдержанными, скромными и экономными.

В основном они пересказывали содержание пресс-материалов, которые, видимо, были в распоряжении всех каналов. По крайней мере некоторые фразы почти дословно звучали и в других трансляциях. А вот какой-то собственной интересной информации ведущие не привнесли. Особенно не хватало их комментариев в песенно-танцевальной части действа — ну можно же было называть имена хотя бы некоторых исполнителей, тем более что среди них были такие интересные фигуры, как Элза Суарес, жена великого футболиста Гарринчи, или 12-летняя рэперша и активистка MC Soffia. Или предполагается, что украинский зритель должен в лицо знать всех бразильских певцов и певиц?

Само открытие началось достаточно традиционно — с краткого экскурса в историю страны. Бразильцы, прямо как в фильме «Голый пистолет», решили глубоко копнуть и начать с самого начала — с зарождения жизни и амазонских лесов. На огромном экране, который расстелился на полу стадиона «Маракана» (и, наверное, «съел» немалую часть бюджета), появилось море, затем микроорганизмы, пара механических пауков и крабов, а потом все это превратилось в леса Бразилии. В следующем номере группа танцоров из числа коренных жителей с помощью длинных зеленых лент изображала индейцев, которые живут в мире с природой в своих хижинах.

Затем на символически выполненных деревянных кораблях в страну прибыли португальские первооткрыватели. Организаторы не стали останавливаться на том, как складывались отношения европейцев и коренного населения, и сразу перешли к волнам миграции, которые изображали группы людей, шествующих по полю. Африканские рабы в кандалах, представители Ближнего Востока и даже японцы — все они создавали Бразилию такой, какой мы ее знаем сегодня. Первые минуты шествия все смотрелось красиво, но под конец хотелось, чтобы быстрее начался новый номер — так долго актеры топали через стадион.

Следующий номер, один из немногих технически сложных, сразу перемахнул через века из истории страны и показал появление современных мегаполисов. Небоскребы как бы поднимались из сцены, а паркурщики бегали и прыгали по растущим как грибы крышам, которые в итоге превратились в те самые фавелы. Актеры довольно долго и не слишком интересно кувыркались на стенах домов, а потом стали вытаскивать откуда-то белые коробки и передавать их друг дружке. Со стороны было похоже, что они воруют микроволновки из чужих квартир, и, как оказалось, примерно это и хотели изобразить авторы. Сценка должна была стать признанием проблем бедности и роста преступности в стране. Похоже, что изначально планировалось уделить этой теме больше внимания. Так, в ролике о Бразилии, который показали в начале церемонии, присутствовала сценка, в которой всемирно известную бразильскую модель Жизель Бюндхен грабит бедный чернокожий парнишка. Но в конце концов режиссеры решили, что это «недостаточно весело», и вырезали ее из финальной версии.

Тем не менее красавица в церемонии участвовала, и это стало одним из самых ярких в прямом и переносном смысле эпизодов. Под легендарную композицию «Девушка из Ипанемы» Бюндхен в сверкающем платье с разрезом продефилировала модельной походкой чуть ли не через весь стадион, почти как в песне вызвав у присутствующих восклицание «ааах». Жизель, кстати, уже завершила модельную карьеру, но ради такого дела еще раз вышла на своеобразный подиум, который стал самым длинным в ее жизни. Ее дефиле ознаменовало переход к музыкальной части шоу. Бразильские певцы и певицы исполняли песни разных стилей, а танцоры сопровождали все это зажигательными движениями.

Правда, в этом попурри, как показалось, было маловато всемирно известных бразильских композиций вроде Mas Que Nada и ритмов босса-новы, фады, сальсы. Слишком быстро все перешло на техно, рэп, фанк и даже дабстеп. Да и что касается танцев, от бразильцев, если честно, поневоле ждешь большего. Все привыкли к картинкам безумно-яркого карнавала в Рио с его перьями, блестками и, чего скрывать, попами танцовщиц, которые стали почти что национальным достоянием страны. Здесь же все было как-то предельно скромно и сдержанно, так что сразу и не догадаешься, что дело происходит в Бразилии. Возможно, организаторам хотелось отойти от стереотипов и показать, что Рио-де-Жанейро — это не только карнавал. Правда, совсем уж без него не обо-шлось — после парада атлетов несколько групп барабанщиков в сопровождении танцовщиц все же прошли по стадиону.

После танцев внезапно подошло время для «сурьеза», как говорил незабвенный товарищ Огурцов. Зрителям показали довольно длинный фильм о проблемах экологии, опасности глобального потепления и возрождении амазонских лесов, который сопровождался стихами бразильского поэта Карлоса Драммонда де Андраде. Мрачный тон, заданный фильмом, был развеян картинами новых ростков и лесов, которые появляются на месте вырубленных.

Организаторы церемонии так серьезно подошли к вопросу экологии, что решили способствовать улучшению ситуации не только на словах, но и на деле. Каждый спортсмен, участвовавший в церемонии, должен был посадить зернышко в специальную капсулу. Затем все эти зернышки высадят в специальном месте, которое когда-нибудь превратится в «лес Атлетов». Даже олимпийские кольца на сцене «выросли» из деревьев и «взорвались» фейерверком зеленых конфетти. А затем последовал и фейерверк настоящий, очень красочный, несмотря на то, что использовались только материалы, которые минимально вредят окружающей среде.

Парад толерантности

Во время традиционного «Парада наций» зрители могли заняться любимым делом — обсуждением формы спортсменов. У кого костюмы лучше, как мы смотримся на общем фоне и так далее. Безусловной звездой этой части стал натертый маслом полуобнаженный знаменосец сборной Тонга, который, как написал Hollywood Reporter, сразу стал звездой в веб-сообществах гомосексуалов.

Многие сборные получили свою долю критики. Китайцев сравнили с яичницей с помидорами, российскую форму называли ливреями швейцаров (хотя еще как минимум две команды вышли в похожих нарядах), а у американцев из-за полосатого дизайна джемперов на груди оказались российские флаги. Рубашки украинской формы, разработанной дизайнером Андре Таном, вышли очень спорными и напомнили 90-е годы с их неизбирательной модой. Но о вкусах не спорят. По крайней мере весь мир, кажется, сошелся на том, что сборные Швеции и Германии оказались самыми безвкусно одетыми. Ну а кто стал лучшим — решать вам. Модные критики хорошо отозвались о нарядах кубинцев, которые разработал Кристиан Лубутен, сдержанных британских костюмах от Стеллы Маккартни и молодежных «прикидах» канадцев.

Парад спортсменов может быть скучноватым зрелищем, особенно когда ждешь свою страну, которая идет где-то в конце. Но организаторы постарались сделать эту часть живее — перед каждой сборной ехала симпатичная девушка или парень на ярком велосипеде, украшенном вазонами с цветами, а на всем пути по стадиону атлетов сопровождали заводные барабанщики. Трогательным моментом стал выход на «Маракану» сборной из десяти беженцев, которых стадион приветствовал стоя.

И вот после шествия спортсменов, после долгих слов спортивных чиновников об олимпийском духе и всем хорошем наступила главная часть церемонии — зажжение Олимпийского огня. Планировалось, что эта честь достанется легендарному футболисту Пеле, но он вынужден был отказаться по состоянию здоровья. В итоге олимпийский котел зажег марафонец Вандерлей Кордейру ди Лима. На Играх в Афинах в 2004 году он мог бы стать первым в истории олимпийским чемпионом Бразилии в этой дисциплине. На 35-м километре гонки Вандерлей опережал соперников более чем на полминуты. Но в этот момент на него напал один из зрителей, и хотя спортсмен не пострадал, драгоценное время было упущено и он стал только третьим.

Олимпийский котел, как и все на церемонии, был подчеркнуто маленьким и скромным. Так, чтобы на поддержание огня уходило как можно меньше горючих материалов. Зато кинетическая скульптура американца Энтони Хоу, изображающая десятки движущихся солнц, в центр которой поместили котел, была поистине прекрасна. Вращающиеся под торжественную музыку сверкающие диски стали одним из самых красивых и торжественных моментов церемонии.

Кто-то счел открытие Олимпиады в Рио-де-Жанейро скучноватым, кто-то, особенно вспоминая предыдущие годы, чересчур скромным, кому-то не хватило в нем бразильского карнавала и размаха. Тем не менее с учетом накаленной атмосферы, которая окружала Игры, и непростой ситуации в стране организаторы сделали правильный выбор. Может, все было не очень зрелищно, зато душевно и с песней, которая и строить, и жить помогает, особенно бразильцам.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Буковель» и спорт на «троечку»

Здесь, безусловно, имеются свои спортивные герои, но известность они обрели уже, как...

Как из Стали выплавили Днепр

В 20—30-е гг. прошлого столетия, во время становления клубного спорта в бывшем СССР,...

Без Евро — почти чемпионы

Суммарный итог 25-го сезона национальной футбольной дружины: 12 матчей, семь побед, две...

Марафон для Робин Гудов

Следующий год будет черным. Затем наступят синий, красный и желтый

Финляндия: одесское знакомство боем

Впервые за 22 года сборная может выйти на матч, не имея в основе ни одного динамовца

Фигурально выражайтесь

Когда светская дива Ким Кардашьян приедет в Полтаву, то этой любимице гламурных...

Колыбель украинского спорта

Фраза, вынесенная в заголовок, — отнюдь не преувеличение. Ведь именно во Львове...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка