Джоули в тумане

№5(805) 3 — 9 февраля 2017 г. 01 Февраля 2017 5

Кабмин породил проект энергетической стратегии Украины — до 2035 года. По сравнению с так и не реализованными документами-предшественниками новая бумага феноменально неконкретна, но наконец-то предлагает закрывать угольные шахты безо всяких оговорок.

Новая стратегия выглядит очень уязвимой для критики и у экспертов наверняка вызовет множество претензий. Например, даже сам выбор срока действия документа чрезвычайно мал для программ такого рода — обычно они пишутся минимум на 25 лет. В частности, энергостратегия, принятая в 2006 г., была разработана до 2030-го, в Европе принимаемые сегодня стратегии рассчитаны до 2050 г. Если же мы планируем что-то на такой короткий период — программа действий должна быть предельно конкретной. В данном случае и этого не наблюдается.

Кроме того, в документе среди прочего отсутствует четкий анализ развития отрасли за прошедшее время, не учтена возможность резких перемен на международном рынке энергоносителей, мало что можно найти о формировании конкурентных преимуществ секторов отрасли — все те же недостатки, которые были характерны для предыдущего поколения подобных документов.

Интересно, что стратегию разрабатывали не в ведомственных институтах Министерства энергетики и угольной промышленности, а в Центре Разумкова и Национальном институте стратегических исследований. От этого, по-видимому, в документе так много лакун и упущений. Встречаются и откровенные ошибки — документ, похоже, склеивали из ошметков. Многие вещи выглядят так, будто их копировали, не читая, — например, предлагается отменить ряд документов, которые давно отменены.

Основные тезисы стратегии банальны и ожидаемы: стране нужны энергоэффективность, минимизация импортной зависимости, увеличение собственной добычи различных типов топлива.

Гораздо любопытнее, как и за счет чего предлагается это сделать.

Голубой огонек

Сначала о проклятии украинской топливной энергетики — газе. Согласно авторам документа, называющим аномально высокую газоемкость ВВП серьезной проблемой для Украины, потребление этого ресурса радикально снизить не удастся — до 2025 г. годовая потребность будет составлять 28—30 млрд. м3, а к 2035-му может даже вырасти. По самому оптимистическому прогнозу доля газа в структуре общего первичного потребления энергоресурсов уменьшится с 36 до 30% — в немалой степени за счет роста общего потребления других видов энергоносителей.

При этом выйти на уровень самообеспечения за счет внутренней добычи газа стратегия почему-то предполагает к 2020—2025 гг. Для понимания проблемы: за минувший год, несмотря на громогласные реформы в отрасли, общие объемы добычи газа в стране выросли на скромные 0,5%.

И это при том, что в прошлом году была существенно — с 55 до 29% (при глубине скважины до 5000 м) и с 28 до 14% (для глубины свыше 5000 м) — уменьшена ставка ренты для частных газодобытчиков, для госкомпании «Укргаздобыча» рента снижена с 70 до 50%, а закупочная цена на газ выросла более чем в три раза.

Результуючі прогнози по споживанню електроенергії, тепла та прямого споживання газу промисловістю та домогосподарствами на 2025-й та 2035 р.

Конечно, добыча — процесс очень инерционный, и мгновенно нарастить ее невозможно. «Укргазодобыча» собирается выйти на уровень добычи природного газа в 20 млрд. куб. м до 2020 г. Но вот позволят ли астрономические доходы госкомпании, достигшие в 2016-м 64 млрд. грн., в самом деле стремительно развивать разведку и строительство новых буровых? Это станет понятно уже в текущем году.

Конечно, некоторые предложения авторов стратегии выглядят пока что чистым прожектерством — например, цель развивать добычу природного газа на глубоководном шельфе Черного моря. А ведь для этого сначала нужно вернуть Крым!

Но если в плане добычи можно хоть на что-то надеяться, то вопрос модернизации газотранспортной и распределительной систем выглядит мертвым.

В газораспределительной системе 20% газопроводов эксплуатируются более 30 лет, 65% — свыше 20 лет, т. е. они превысили срок полезной эксплуатации. И самое печальное: привлечь сюда инвестиции будет очень сложно — стимулов пока что нет никаких. Разработчики стратегии намекают на концессию и приватизацию сетей, но даже в лучшем случае это подразумевает неподъемный для потребителя рост платы за транспортировку энергоносителя.

Что же касается магистральной газотранспортной системы страны, то авторы документа справедливо отмечают, что в будущем Россия может полностью обойти украинскую ГТС при транспортировании газа в Европу.

И дальше делается два фантастических предположения. Чтобы сохранить конкурентные преимущества украинского маршрута для российского газа, оператор наших ГТС должен быть «политически независим». Кроме того, сектору нужен стратегический партнер, который принесет технологии, ноу-хау, вложится в модернизацию ветхого оборудования и инвестирует в диверсификацию рисков. Похоже, имеются в виду марсиане.

Черное будущее

О нефти в стратегии сказано мало — мол, надо бы стратегический 90-дневный запас организовать да инновационные методы в добычу внедрять. Указывается, что если выполнять положения предыдущей стратегии и увеличивать объем поисковых работ, то до 2030 г. можно нарастить разведанные запасы до 150 млн. т нефти и газоконденсата. Насколько это пустые слова, говорит статистика: «Укрнафта» в 2016 г. сократила добычу нефти и конденсата на 9,2%, компания также выделила на инвестиции лишь около 510 млн. грн., что стало одним из самых низких показателей за последнее десятилетие.

Вряд ли снижение ренты на добычу сырой нефти переломит эту ситуацию — сэкономленные деньги, скорее всего, пойдут на частичное погашение чудовищного многомиллиардного налогового долга предприятия. Более того, «Укрнафта» вполне может быть признана банкротом.

В нефтепереработке дело обстоит не лучше. То, что все отечественные мощности формально либо убыточны, либо балансируют на грани, делает поставленную задачу наращивания глубины переработки и масштабной реконструкции мощностей несколько утопичной — тем более что предлагается ликвидировать «необоснованные» формы господдержки нефтеперерабатывающих заводов и больше не предоставлять им налоговые льготы.

Предложение же создать условия для прихода зарубежного инвестора, который сразу построит у нас современный НПЗ, соответствующий самым высоким стандартам, — это, увы, все то же «марсианское» прожектерство: в нынешних условиях общего инвестиционного климата на данной территории говорить о таких крупных проектах можно только на основе тщательно разработанного плана привлечения партнеров.

Угля будет завались

Интересно получается со вторым проклятием страны — углем. Признавая, что отечественный рынок страдает от острого дефицита энергетических углей, стратегия прогнозирует в 2025 г. их переизбыток!

Потеря Донбасса привела к падению собственного производства на 50%, в результате чего страна перестала быть экспортером и стала импортером данного ресурса. Документ предполагает, что избыток угля возникнет по двум причинам: от него откажутся модернизированные ТЭС, а Донбасс вернется. Впрочем, к тому времени отечественный уголь уже никому не будет нужен — цена на него все равно окажется неконкурентной.

Соответственно альтернативы ликвидации госшахт нет. К тому же уничтожение программы господдержки отрасли позволит снизить полную себестоимость угля до 75—85 евро/т.

Как всегда, осуществить очевидный и давно назревший шаг могут помешать политики-популисты, поэтому в стратегии предусмотрительно упомянуты шаги по смягчению социального напряжения среди как минимум 14 тыс. будущих безработных шахтеров.

Так, для них предлагают организовать компьютерные курсы, тренинги для превращения их в охранников и прочие довольно сомнительные затеи. Особо впечатляет такая идея: безработных шахтеров предлагается досрочно отправлять на пенсию — все равно искать им работу выйдет себе дороже.

Структура потужностей генерації електроенергії на 2015—2025 рр.

Урановые миражи

Атому отведена самая, пожалуй, безликая часть документа. Что предлагает стратегия развития отрасли, совершенно непонятно. Единственное туманное предположение обещает достроить 1—2 ГВт на Хмельницкой атомной станции.

Не менее зыбким выглядит предложение реконструировать 6 ГВт мощностей, срок эксплуатации которых истекает. Как, за какой счет, какими средствами можно выполнить эту невероятно сложную задачу и во сколько она обойдется — тайна.

Еще более бессодержательна часть документа, касающаяся перспектив производства ядерного топлива. Авторы снова ставят совершенно неподъемную и экономически бессмысленную задачу — строительство завода по производству топливных сборок для реакторных установок типа VVER-1000.

То, что проект просто не может быть ничем иным, кроме как бездной, в которую ухнут бюджетные миллиарды, разбирали много, подробно и тщательно тысячи экспертов на протяжении не одного десятилетия.

При этом сами авторы признают, что Украина не владеет необходимыми технологиями для развития этапа обогащения ядерного сырья, а их развитие противоречит международным соглашениям о нераспространении ядерного оружия. Тогда зачем было выволакивать на свет нелепую идею?

К весьма сомнительным инициативам можно отнести и предложение начать добычу урановой руды на Северинском и Сафоновском месторождениях. Зачем, если ее себестоимость уж наверняка будет превышать цену на мировых рынках?

Пожалуй, в стратегии единственной инициативой, которую можно всерьез обсуждать, стала идея корпоратизации госкомпании «Энергоатом» — хотя и у нее наверняка найдется множество авторитетных противников.

Любовь с ветряками

В области альтернативной энергетики прожектерство авторов стратегии достигает пика. Казалось бы, цель поставлена в меру оптимистичная, не фантастическая — довести долю этого сектора до 20%, что составляет рост в 4 раза.

Но дьявол кроется в нюансах. То, что технологии возобновляемой энергетики пока что чрезвычайно дороги, знают даже школьники. Соответственно значимый рост здесь невозможен без масштабных инвестиций. Но как привлечь деньги?

Поэтому создатели пошли на неловкий шаг — они отчего-то предположили, что развиваться тут будет не промышленная энергетика, а малая и микромалая, на уровне домашних хозяйств. Ну, т. е. вы на даче поставите себе тепловой насос и поднимете отечественную генерацию.

Это, конечно, выглядит откровенной халтурой, учитывая стоимость таких технологий, и робкие попытки авторов выразить надежду, что технические решения в будущем подешевеют, только раздражают. Пока они подешевеют, срок действия стратегии закончится!

Метод кнута и пенополистирола

Теперь о самом болезненном — энергоэффективности.

Энергоемкость украинского ВВП в 4,7 раза выше, чем в Центральной и Восточной Европе. Несмотря на непрекращающуюся пафосную болтовню о реформах в этой сфере, ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки.

Система формирования тарифов и необузданное субсидирование с громадными дотациями гарантируют поставщикам-энергетикам высокие доходы без учета эффективности их работы. В результате, например, потери в 30% и выше на теплосетях становятся нормой, и стимулов менять ситуацию даже не наблюдается.

В Украине 19,8 тыс. км теплотрасс служат более 25 лет. Модернизация только этой системы обойдется в сумму до 6,9 млрд. евро — ожидается, что при таком уровне инвестиций потери удастся снизить до 10%.

Но собственник станет инвестировать такие кошмарные деньги лишь при абсолютно прозрачной системе учета тепла, при четком и ясном решении вопроса собственности теплосетей и платы за их эксплуатацию. Увы, здесь все предложения стратегии сводятся преимущественно к общим словам.

Что касается энергоэффективности на уровне домохозяйств, то здесь, увы, звучит все та же печальная мантра — «базовым шагом должно стать поэтапное приведение цен и тарифов к рыночному уровню».

Более того, авторы стратегии предлагают снизить объемы соответствующего субсидирования. Это должно заставить украинцев уменьшить потребление энергии на 30—40%. О программах реконструкции и модернизации жилья ничего не говорится — предполагается, что граждане должны перестроить свои холодные хрущевки в лучшем случае за кредитные деньги.

На таком же зыбком фундаменте строятся и другие предположения — как, например, прогноз, что Украина может за 18 лет нарастить долю электрокаров до 37% всего частного автопарка страны.

В частных домах замена только древних газовых котлов с КПД ниже 80% на современные потребует 300—333 млрд. грн. инвестиций. Интересно, по какой методике авторы документа оценивали покупательную способность украинской семьи?

Отложенный успех

Все огрехи стратегии можно было бы простить, если б она предлагала решение самых важных вопросов — прозрачного ценообразования, демонополизации рынка, контроля качества услуги для потребителя. Отсутствие же подобных смысловых стержней в документе делает очевидными все другие слабые места. На них обратила внимание Европейская комиссия, которая направила в Минэнергоугля письмо с критикой.

Больше всего европейских экспертов удивило, что украинские коллеги закрывают глаза на практически неминуемый радикальный спад объемов транзита российского газа после 2019 г. А также не учитывают, что заложенного в стратегию возвращения Крыма и Донбасса может и не произойти.

Отдельные претензии вызвали попытки обойти выполнение Украиной международных обязательств по уменьшению воздействия на окружающую среду, снижению выбросов парниковых газов, обещанному росту доли возобновляемых источников до 11% к 2020 г.

Прогноз середньої ціни на електроенергію

1Дані ціни не враховують: вартість запуску—зупинки маневруючих потужностей; політичні обмеження у країнах-сусідах

К этому можно добавить, что авторы стратегии фактически уклонились от рассмотрения разных экономических сценариев, не включили в расчеты макроэкономические границы — т. е. не сделали того, чему учат студентов-экономистов уже на первом курсе.

До 2030 г. ожидается выведение из эксплуатации 14 ГВт мощностей на наших электростанциях. В период с 2025-го по 2040 г. придется выводить из эксплуатации уже 20—25 ГВт. Чем их заменить, если в стратегии упоминается, что доля госинвестиций на развитие энергетической инфраструктуры не должна превышать 5—10%? Ведь чтобы привлечь деньги, нужны титанические и одновременно ювелирные усилия, и здесь не обойтись общими словами!

То, что стратегия писалась на коленке и преимущественно специалистами, не знакомыми с реальными проблемами отрасли, подтверждают следующие занятные факты. В документе, например, не осталось места для оценки перспектив применения сжиженных пропан-бутановых смесей — на что с возмущением откликнулись компании, работающие в данной нише.

Кроме того, в стратегии не рассматривается вопиющая, острейшая проблема кибербезопасности энергетического комплекса. А ведь энергосистемы страны уже подвергались массированным, спланированным, виртуозным и неоднократным атакам хакеров (считается, что диверсии были организованы Кремлем), и это встревожило американские спецслужбы, срочно приехавшие в Украину изучать опыт кибервойны.

Наконец, о реальном уровне владения ситуацией говорит такая знаменательная фраза из документа, касающаяся конечной доли того или иного сектора в пироге электрогенерации: «В связи с непредсказуемостью развития приведенных выше трендов... уместно отложить принятие решения относительно целевой конфигурации мощностей на 2035 г. до 2020—2025 гг.».

С этой точки зрения энергетическая стратегия прекрасно вписывается в основную идеологию всей провластной команды «профессионалов» и «реформаторов», чьим девизом давно стало железобетонное «уместно отложить».


Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Украину решили поддержать

ЕС расширяет квоты, МВФ снижает требования

Payoneer - удобный сервис для международных платежей

Это направление способно заинтересовать людей, которые в силу жизненных...

Фермеры в загоне?

По мнению 53% опрошенных, работа Минагрополитики является крайне неудовлетворительной...

Однажды в Дударкове

Французы построили в Киевской области мощный логистический комплекс

Еще не полыхает, но уже дымит

Только деревообработчики сегодня идут за сырьем на аукцион, который превратился в...

Загрузка...

Гривня уходит в астрал

Если процесс нельзя контролировать, то его нужно возглавить. А применительно к нашей...

От иллюзорного бума к низким темпам роста: встречаем...

У замедления темпов экономики есть три причины: депопуляция, делеверидж и...

Опалубочные системы помогают развиваться...

Опалубка используется для создания стен, колонн, перекрытий, лифтовых шахт и...

Строительная компания в Одессе

К каждому заказчику специалисты компании реализуют индивидуальный подход, независимо...

Инвестиционная инфраструктура Дубая обеспечит...

Дубай – крупный и быстрорастущий финансовый центр мирового значения

Экспорт кривых зеркал

Рекордный для Украины показатель экспорта пока что оказался фикцией

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка