Белорусский со словарем

№35(785) 2 — 8 сентября 2016 г. 01 Сентября 2016 5

Зачем украинские предприятия меняют свое производственное гражданство?

Белорусское мороженое и пельмени, майонез и лимонад, сыр и молоко, выпущенные в Днепре и Кропивницком, Киеве и Запорожье. Сегодня бренды в стиле северо-западного соседа нашей страны по популярности у отечественных потребителей могут поспорить даже с марками родом из СССР.

Маскировка своего товара под иностранного производителя — явление для нашей торговли не новое. В 1990-е продукцию восточноазиатского легпрома часто выпускали с бирками Abibas, Lecosta или Reabok. При этом манипуляции с отдельными буквами в словах не мешали талантливым маркетологам использовать в написании своих чудо-брендов шрифты или вообще копировать весь корпоративный стиль известных мировых марок — Adidas, Lacoste и Reebok.

В начале 2000-х некоторые украинские фирмы пошли дальше и начали подписывать свой ширпотреб Made in China. Оценка потребительских предпочтений показала, что в сегменте самых дешевых промтоваров отечественным производителям доверяют еще меньше, чем их китайским коллегам.

Данное правило практически не распространялось на продукты питания. Для нашей страны с ее огромным аграрным комплексом (пусть и изрядно покореженным за последние два десятка лет) подобная деятельность выглядела бы оксюмороном. Невероятно, но сегодня процессы мимикрии затронули и эту сферу.

Примерно с 2005—2007 гг. отечественный пищепром попал под массированную атаку общественности и СМИ. Причина — увлечение массовых производителей продуктов достижениями химической промышленности (пищевые добавки с маркировкой Е) и заменителями ингредиентов.

Особенно доставалось молокозаводам, которых обвиняли в подмене молочного сырья растительными жирами — в широкий обиход вошло словосочетание «пальмовое масло».

Тогда в относительно сытые годы народ требовал качества и натуральности продуктов (глобальный финансово-экономический кризис 2008 г., за исключением нескольких особо продвинутых мировых экономистов, не прогнозировал никто).

Постоянно портил имидж отечественных товаров, особенно твердых сыров, «Роспотребнадзор» и лично руководитель данной организации в 1996—2013 гг., по совместительству главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.

Чтобы только перечислить, сколько раз и какому количеству украинских производителей был закрыт доступ к российскому рынку начиная с 2006 г., — не хватит полосы. Причем не всегда эти обвинения были обоснованными.

Например, в 2012 г. в разгар очередной «сырной войны» научно-исследовательский центр независимых потребительских экспертиз «Тест» (Киев) совместно с российской «Международной конфедерацией обществ потребителей» протестировали закупленные в РФ 22 марки твердого сыра: украинского (15 образцов), российского и белорусского (остальные 7) производства.

Все экземпляры (без этикеток) отправили для параллельных исследований в три российские и одну украинскую лабораторию. Причем тесты провели по методике, рекомендованной именно «Роспотребнадзором». В итоге — растительный жир был обнаружен абсолютно всеми организациями лишь в одном из образцов, который был выпущен в России.

Да и вообще со временем отечественные специалисты зафиксировали значительное улучшение качества украинских продуктов. На рынке произошло укрупнение производств, и большие компании стали дорожить своим именем. Но, как известно, репутация разрушается гораздо быстрей, чем зарабатывается.

Поиск совершенства

Параллельно примерно с 2008 г. на украинском рынке стали массово появляться продукты питания белорусского производства: твердые сыры, глазированные сырки, молоко (в том числе сухое и сгущенное), кефир, сметана, майонез, колбаса и даже мясные консервы, включая весьма экзотическую в наших краях конину. Несмотря на то что они стоили несколько дороже отечественных аналогов, на прилавках такие товары не залеживались.

Крупные торговые сети Украины не захотели связываться с белорусскими товарами, но возле станций метро, на рынках и просто в людных местах появилось огромное количество киосков «Продукты из Беларуси». Со временем пали и супермаркеты. Например, в те времена я частенько покупал в сети Novus молоко и сметану торговой марки «Брест-Литовск», принадлежащей ОАО «Савушкин продукт».

Что способствовало такой бешеной популярности белорусских продуктов? Ведь, казалось бы, соседи — наиболее пострадавшее от последствий аварии на Чернобыльской АЭС государство. Почти четверть (22,37%) территории республики подверглась радиоактивному загрязнению. Какое уж тут мясо и молоко?

Полагаю, для белорусов совпало сразу несколько благоприятных факторов. Во-первых, украинцам потребовалась не слишком дорогая альтернатива местным продуктам (о подмоченной репутации отечественного пищепрома мы уже упомянули).

Во-вторых, по данным исследования социологической группы «Рейтинг» (Киев), до сих пор почти треть (31%) украинцев сожалеют о распаде СССР, а в 2010 г. таковых было значительно больше — 46%. И именно Беларусь в сознании наших граждан является тем наиболее законсервированным Союзом со всеми соответствующими атрибутами. В данном случае самый важный из них — апология советских ГОСТов при производстве продуктов питания. Для многих украинцев это автоматически подтверждало рефрен: «Белорусское — значит качественное и натуральное».

При этом симпатии к белорусам у нас в стране только усиливаются. Так, группа «Рейтинг» с 18 февраля по 4 марта 2016 г. провела всеукраинское исследование. Среди прочего выяснилось, что 58% украинцев относятся к Беларуси «тепло» или «очень тепло». А отечественных маркетологов можно обвинять в чем угодно, только не в том, что они не читают социологических исследований.

Наконец, республика начала активно презентовать себя внешнему миру, организовывая длительные пресс-туры (обычно до 5 дней), показывая гостям не только достопримечательности, но и аграрные предприятия. Коллеги по редакции «2000» много раз участвовали в подобных мероприятиях. Был на одном из них и я (см. «Беларусь: между проходной и Дворцом культуры», «2000» №22 (655), 31 мая — 6 июня 2013 г.).

Требуется переводчик

Вероятно, активность белорусского пищепрома взволновала не только украинских производителей, но и органы государственной власти.

Так, 1 марта 2012 г. Госветфито-служба приостановила ввоз на территорию страны молока и свиней из Беларуси. Причина — превышение максимально допустимого уровня ветеринарных препаратов (антибиотиков) в продуктах питания.

Впрочем, уже в середине мая того же года девять молокоперерабатывающих предприятий Беларуси реабилитировали (Рогачевский молочно-консервный комбинат, «Мозырские молочные продукты», «Молочные продукты», агрокомбинат «Снов», «Савушкин продукт», Березовский сыродельный комбинат, «Бабушкина крынка», «Беллакт», Щучинский маслосырзавод).

С 21 января 2013 г. из-за несоответствия украинским нормативам безопасности ввели временные ограничения на ввоз молочной продукции компаний «Бабушкина крынка» и «Молочные продукты». С 23 января — с Оршанского молочного комбината.

С 1 мая 2014 г. Беларусь ввела лицензирование импорта пива и кондитерских изделий не из Таможенного союза, то есть и для украинских производителей в том числе. А с 10 июля того же года Минск запрещает ввозить картофель из Украины.

В ответ отечественное правительство уже в конце июня 2014-го ввело пошлины в размере 55,29% таможенной стоимости белорусского молока, сливок, йогуртов, кефиров, сливочного масла, кондитерских изделий из сахара, шоколада и мучных сладостей. Пошлина для солодового пива установлена в размере 60,05%.

В конце прошлого года в ответ на действия Беларуси в отношении украинских предприятий кондитерской и пивоваренной отраслей Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение ввести пошлину в размере 39,2% таможенной стоимости на белорусские товары. В немилости оказались молоко и молочные продукты, сыры, рыба, кондитерские и хлебобулочные изделия, шоколад, солодовое пиво, водка и соль.

Впрочем, этот вопрос был вскоре урегулирован — ограничения так и не ввели. А с 1 января 2016 г. вступил в силу закон «О мерах по стимулированию внешнеэкономической деятельности», который отменил дополнительный импортный сбор, и это касается в том числе и белорусской продукции.

Виновата ли в том таможенно-тарифная нестабильность, но сегодня найти белорусские продукты в наших торговых сетях практически невозможно. В качестве индикатора я выбрал несколько крупных супермаркетов в шаговой доступности от моего дома в Киеве: «Велика кишеня» (Оболонская площадь, 6), «Эко маркет» (ул. Малиновского, 12 и ул. Тимошенко, 13/1), «Сільпо» (ул. Малиновского, 5), Novus (просп. Оболонский, 1б) и «Космос» (просп. Оболонский, 21б).

Ни один из этих магазинов не торгует белорусским пищепромом. Более того, куда-то исчезли ранее многочисленные киоски «Продукты из Беларуси» на площадях возле станций метро «Оболонь», «Минская» и «Героев Днепра».

Но, несмотря на отсутствие предложения, спрос никуда не делся, и эту нишу моментально заняли продукты, произведенные украинскими предприятиями, с этикетками на белорусском языке. Ниже — несколько наиболее показательных примеров.

По информации Лингвистического музея КНУ им. Т. Шевченко, украинский и белорусский языки наиболее близкие, имеют 84% общей лексики. Так что украинцам легко понять надписи на упаковках, при том что наши бизнесмены переводят не только фронтальные, но и контр-этикетки (на обратной стороне упаковки). Конечно, одно дело прочитать, другое — сделать грамотный письменный перевод. Вероятно, в этом отношении проще всего компании «Карлсберг Украина», которая разливает в нашей стране (заводы в Киеве, Запорожье и Львове) пиво «Мінскае Жыгулёўскае» по 15,39 грн. за 0,5 л и сладкие газированные напитки под торговой маркой «Вятрачок» — «Сітро» и «Дзюшэс» по 9,49 грн. за 0,5 л (цены супермаркета Novus). Ведь транснациональная корпорация Carlsberg владеет производственными мощностями и в Беларуси.

Не так давно на украинский рынок вышла торговая марка «Белая бяроза». Меня восхищает подход производителей к продвижению продукции. Даже сайт компании (www.bbyaroza.by) размещен в белорусской доменной зоне.

«Брест-Литовск» и «Беларускія нацыянальныя традыцыі». Лучше хорошо позаимствовать, чем плохо придумать

Красивая легенда бренда гласит следующее: «Изготавливать настоящий белорусский пломбир на родине, а потом поставлять его в Украину, учитывая расстояние доставки, таможенные процедуры, отсутствие оптимально расположенных специализированных холодильных складов и все дальнейшие логистические действия, а также затраченное время, может негативно сказаться на качестве продукта. Поэтому, имея оригинальные рецептуры и возрожденные технологии производства мороженого, а также имея возможность поставлять из Белоруссии основное сырье, мы обратились к ведущим производителям мороженого в Украине и успешно производим его в «непосредственной близости» от потребителя!»

Учитывая, что «Белая бяроза» использует производственные мощности ООО «Ласунка» (Днепр), можно предположить о непосредственной связи этих брендов. Тем не менее белорусскоязычный продукт всячески дистанцируется от днепровского производителя.

Сегодня компания выпускает не только мороженое, но и глазированные сырки, а также замороженные полуфабрикаты. Наиболее широкий ассортимент продукции ТМ «Белая бяроза» я нашел в магазине «100 сыров» (ул. Малиновского, 11).

Были приобретены на пробу: фруктовый лед «Лесные ягоды в березовом соке» (8,90 грн. за 95 г), пломбир в сахарном стаканчике (9,30 грн. за 70 г), пломбир «Эскимо с какао» на палочке (11,95 грн. за 77 г), пломбир «Крем-брюле» в вафельном стакане (8,35 грн. за 70 г) и упаковка говяжье-свиных пельменей (87,76 грн. за 777 г).

Но дальше всех в деле мимикрии продвинулась фирма «Олис лтд» из Запорожья. Они придумали не имеющую никакого отношения к нашему северо-западному соседу торговую марку «Беларускія нацыянальныя традыцыі». И мало того, что под этим брендом выпускают майонез (не знал, что это традиционный белорусский соус), так еще и оформление упаковки поразительно напоминает внешний вид марки «Брест-Литовск». Как говорят дизайнеры, лучше хорошо позаимствовать, чем плохо придумать.

Цена майонеза «Беларускія нацыянальныя традыцыі» за упаковку 370 г 40% жирности — 14,29 грн., 67% жирности — 18,09 грн. Аналогичные продукты, расфасованные по 700 г, стоят 24,35 грн. и 30,85 грн. соответственно (цены сети «Эко маркет»).

Если задействовать методы аналогии и экстраполяции, то можно с большой долей вероятности прогнозировать следующую страну, под флаг которой встанут отечественные производители. Считаю — это будет Грузия.

Кавказское государство у нас любят еще со времен СССР во многом благодаря фильмам Георгия Данелии «Не горюй!» (1968) и «Мимино» (1978). Исполнитель главных ролей в обеих лентах Вахтанг Кикабидзе до сих пор популярен в нашей стране. А о целом десанте грузинских реформаторов в украинской власти после 2014 г. даже и не вспоминаю.

Украинцы лояльны к кавказской кухне. Свидетельство чему — обилие грузинских ресторанов, кафе и магазинов. Многие отечественные производители соусов и приправ изготавливают традиционные для Грузии «Ткемали» и «Сацебели». Практически нет равнодушных к хлебу — шоти, воде «Боржоми», винам «Киндзмараули» или «Алазанская долина».

И первые ласточки уже появились. В «Эко маркете» обнаружил целую серию сладких газированных напитков «Грузинский букет»: со вкусом дюшеса (16,45 грн. за 0,5 л), «Тархун» и «Ситро» (оба — по 16,69 грн. за 0,5 л). При этом выпускают их в селе Новый Быков на Черниговщине.

Газированные напитки под торговой маркой «Натахтари» (производятся в одноименном грузинском селе) стоят куда дороже. В гипермаркете «Космос» за 0,5 л «Тархуна», «Груши» и «Саперави» просят 31,32 грн., а за литр «Крем-сливок» — 34,85 грн. Оно и понятно — транспортные расходы и таможня добавляют как минимум половину стоимости, если не больше.

Справка «2000»

По данным посольства Республики Беларусь в Украине, наша страна последние 5 лет по объему товарооборота и экспорта входила в тройку государств — крупнейших внешнеторговых партнеров Беларуси. В 2015 г. заняла третье место после России и Великобритании.

Беларусь стабильно входит в пятерку основных торговых партнеров Украины. В 2015 г. — пятое место после России, Китая, Германии и Польши.

В последние годы двусторонний товарооборот неоднократно превышал $6 млрд. Но из-за кризиса в 2015 г. объемы двусторонней торговли упали до $3,47 млрд. В первом полугодии 2016 г. товарооборот составил $1,374 млрд.

Беларусь экспортирует в Украину более 550 товарных позиций, импортирует порядка 700. Более 70% всего объема белорусского экспорта в нашу страну составляют нефтепродукты. Остальное — калийные и смешанные удобрения, тракторы и сельскохозяйственная техника, шины, металлопродукция, холодильники и морозильники, грузовые автомобили, части и оборудование для автомобилей и тракторов, полимеры этилена, кордные материалы, волокна синтетические, пластмассовая тара, чулочно-носочные изделия, продовольствие (молоко, рыба, водка, пиво, кондитерские изделия).

В Украине закупается электроэнергия, металлы и металлопродукция, корма для животных, лекарственные средства, углерод, части подвижного состава.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка