Большая налоговая свинья для Яценюка

№35–36(746) 30 октября — 5 ноября 2015 г. 28 Октября 2015 1 4.8

На сайте Верховной Рады сегодня опубликован законопроект, который наверняка станет одним из самых скандальных и обсуждаемых в этом сезоне. Достаточно посмотреть на экзотический, рекордный перечень инициаторов – под документом подписались 114 (такого в украинском парламенте не было еще никогда!) депутатов, а поддержали его 13 (!) комитетов. И законопроект этот уж точно станет острой костью в горле Кабмина.

«Проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу України щодо податкової лібералізації», разработанный под руководством главы налогового комитета Верховной Рады Нины Южаниной, уникален не только числом подписантов. Он совмещает в себе абсолютно несовместимые для украинского закона черты: он архи-популисткий; и в то же время он более-менее разумен.

Даже в своем популизме он уникален: крайне сложно придумать инициативу, которая вызвала бы одобрение и широкой публики, и бизнес-сообщества. Еще сложнее сделать это таким образом, чтобы значительная часть экспертов и экономистов не разнесла такую идею в пух и прах. Законопроект № 3357 (от 26.10.2015), кажется, умудряется объединить невозможное.

А все потому, что предлагает безотказный рецепт налоговой реформы, закрепляет советы, которые давались украинской власти с момента создания государства – для развития экономики и роста казны налоги нужно снижать! Новый закон предлагает снизить их радикально (для нынешней ситуации): НДС уменьшить до 15%, налог на доходы физлиц — до 10%, единый социальный взнос – до 20% (но самое важное — исключается разделение платежа на две части — от работодателя и наемного работника); налог на прибыль преобразуется в налог на распределенную прибыль со ставкой в 15%.

Это, конечно, лишь небольшая часть предлагаемых изменений – но она отражает общий курс на серьезную либерализацию налогового законодательства.

И именно это станет главной проблемой: Кабмин ни за что не готов к реформам, тем более к таким. Бизнес провластных элит построен на совсем другом принципе, в условиях либерализации они лишатся могущественной административной дубины и конкурентного преимущества. Кроме того, правительство и сегодня не понимает, как свести баланс страны в условиях перманентного падения экономики – и отказаться от выдавливания соков из бизнеса просто не готово, оно видит в этом для себя смертный приговор.

В результате Кабмин этим законопроектом окажется просто распят – принять его он не может, а открыто не принять – значит вызвать яростное возмущение и без того потерявшей терпение общественности, не увидевшей от правительства никаких заметных реформ. Депутаты таким образом подложили г-ну Яценюку большую свинью, которая вполне может стать для него последней.

Впрочем, Кабмин виноват сам: законопроект-то разрабатывался с участием Минфина. Проблема только в том, что не способные работать в условиях открытых групп представители министерства не вносили свои предложения, рассчитывая, что в работу в результате будет взят кабминовский вариант документа, разрабатываемый где-то в недрах Минфина. Похоже, Яценюк до конца не верил, что ВР (в лице депутатов практически всех фракций) пойдет на такой жестокий конфликт: теперь заморозить законопроект будет очень непросто, Рада явно намерена его проголосовать. Впрочем, депутаты сами, похоже, боятся своей инициативы – они не осмеливались ее обнародовать до выборов (хотя изначально планировали).

Занятно, что депутатов предупреждали о том, что их инициатива не имеет перспектив – еще 23 октября представители МВФ заявили, что против данной редакции реформа, ибо она несбалансированна и не предлагает на переходный период соответствующих компенсаторов для бюджета. Эксперты МВФ правы – принятие реформы в нынешнем виде может довести бюджетный дефицит до астрономических цифр (Минфин утверждает, что потери могут составить 200 млрд. грн.). Но жаждущая реформ публика прекрасно понимает, что откладывание в долгий ящик преобразований ничем не лучше – просто в таком случае стабильно надуваемый дефицит будет пополняться кредитами МВФ, вводя страну в пикирующую спираль.

Иными словами, нас ждет яркое и увлекательное шоу. И самый занятный номер в нем отведен пока что премьеру. Он теперь должен будет убедительно объяснить публике, почему самый заядлый (на словах) реформатор является смертельным врагом первой более-менее заметной и даже подсунутой ему под нос «чужой» реформы. А вот если Яценюк не справится с этой задачей, и тормозить неприятный документ придется уже президенту – комедия положений может перерасти в триллер и хоррор.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Аleksandr S.
29 Октября 2015, Аleksandr S.

Ну, что же - пронаблюдаем шоу..

- 8 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка