Бюджетные хотелки Гройсмана. Экономический рост и умеренная девальвация.

19 Июля 2016 1 5

Правительство внесло в Верховную Раду проект постановления об основных направлениях бюджетной политики на 2017 год. В следующем году власти нам обещают рост ВВП на 3% и дальнейшую умеренную девальвацию гривны. По итогам 2017 году номинальный ВВП должен вырасти до 2 584,9 млрд. грн., а курс доллара США в среднем по году составит - 27,2 грн.

В правительстве рассчитывают на дальнейшее замедление инфляции. В потребительских ценах — до 8,1%, а в индексе цен производителя — до 8,5%. По итогам первого квартала т. г. цены на основные товары выросли на 5,2%, а индекс производителей — на 13,9%.

Как и в нынешнем году через бюджеты всех уровней будет перераспределяться треть ВВП Украины. При этом предельный дефицит госбюджета определен на уровне 3%.

Повышать прожиточный минимум и минимальную зарплату в следующем году власти обещают как минимум на 2% больше, чем вырастут потребительские цены.

С апреля по ноябрь прожиточный минимум и МЗП в Украине составляет 1450 грн. в месяц, а с декабря эти показатели должны вырасти до 1600 грн.

Документ декларирует недопустимость задержек в выплате зарплаты, как минимум в бюджетной сфере, и работу правительства по сокращению дефицита пенсионного фонда.

Еще в мае Владимир Гройсман заявил о том, что дефицит ПФУ составляет 145 млрд. грн., и будет расти, если власти не проведут пенсионную реформу.

А в начале июля в МВФ заговорили о технических вопросах, которые не до конца закрыли украинские власти, чтобы претендовать на выплату очередного транша программы расширенного кредитования в $ 1,7 млрд.

Чиновники МВФ не раскрывают в деталях свои претензии к украинскому правительству. Но эксперты единодушны в том, что они связаны с регулированием на рынке труда и пенсионной реформой.

При этом, повышать пенсионный возраст в МВФ не требуют. Об этом еще в феврале заявил президент Украины Петр Порошенко. Но в Фонде хотят, чтобы правительство не затыкало дыру в ПФУ выплатами из бюджета. И пока власти не придумают, как это сделать, чтобы соблюсти макроэкономические параметры, прописанные в соглашении с МВФ, денег Украина не получит.

Проект основных направлений бюджетной политики также предполагает сокращение госдолга до 60% ВВП к 2020 году включительно. В 2017 году правительство обещает сократить этот показатель до 66% ВВП, по сравнению с 66,4% к концу т. г.

Но еще больше власти сэкономят на гарантиях для реализации инвестиционных проектов. Если в бюджете-2016 предельный размер таких госгарантий был определен в 19,6% ВВП, то на следующий год его хотят сократить до 5%.

А это дает основания полагать, что за стремлением к бюджетной экономии скрываются все те же не урегулированные проблемы с международными донорами и потеря интереса к Украине стратегических инвесторов, таких как крупные международные банки. 

Компенсировать сокращение иностранной помощи украинским властям придется из внутренних резервов. Поэтому среди приоритетных заданий налоговой политики на 2017 год оказались: усовершенствование механизма противодействия от уплаты налогов и занижения налоговых обязательств, а также развитие электронных сервисов, таких как «электронный кабинет налогоплательщика», ликвидация налоговой милиции и создание на ее основе Службы финансовых расследований.

По линии децентрализации Кабмин продолжит работы по формированию объединенных общин, которые будут иметь прямые межбюджетные отношения с центром. Такие бюджеты должны внедрить методы среднесрочного прогнозирования, что поможет реализовывать с помошью центра различные местные программы развития.

На них в следующем году планируют выделить не менее 1% доходов общего фонда госбюджета.

Хотя ранее большинство многолетних программ в регионах, финансируемых из нескольких источников, почти никогда не доводились до конца из-за перебоев с финансированием. А фактически некоторая часть средств разворовывалась на местах при молчаливом согласии на то киевских чиновников.

На государственные инвестпроекты в области транспорта и охраны окружающей среды из бюджета в следующем году обещают выделить 1 млрд. грн.

На поддержку сельхозпредприятий, предпочтительно, фермерства, малого и среднего бизнеса на селе власти обещают направить не менее 1% стоимости сельхозпродукции, реализованной в 2016 году. 

Среди вопросов, которые необходимо решить при составлении бюджета на 2017 год в Кабмине выделяют — развитие пенсионной реформы и негосударственного пенсионного страхования, усовершенствование механизма адресности социальной помощи, в том числе с помощью методов непрямой оценки имущественного состояния льготников.

Также 2017 год должен стать началом перехода к монетизации жилищных и коммунальных субсидий.

Из госказны следует обеспечить надлежащее финансирование реформ в судебной сфере, финансирование оборонных расходов и приоритетное выделение бюджетных средств на развитие программ создания новых отечественных видов вооружения, соцзащиту военнослужащих и другие программы.

В области здравоохранения продолжатся начатая ранее реформа системы предоставления первичной помощи населению и реорганизация медучреждений в «некоммерческие предприятия». Что за этим скрывается, непонятно. Но по-видимому, речь идет о легализации оплаты труда врачей больными. Хотя сам статус «некоммерческих» не позволит учреждениям  получать официальную прибыль.

В образовании продолжится укрупнение малокомплектных школ и создание опорных учреждений, к стандартам которых затем будут подтягивать остальные.

В жилкомсекторе — утепление и модернизация жилищ руками их владельцев при минимальной помощи государства  и т. д.

В целом, основные направления бюджетной политики на 2017 год описывают несколько десятков мероприятий, которые будут учтены при формировании нового бюджета, в том числе по преодолению последствий военного конфликта на Востоке Украины и реинтеграции временно оккупированных территорий.

Однако, более подробно мы узнаем о них в сентябре, когда Кабмин должен будет предложить на рассмотрение Верховной Раде первый вариант проекта Госбюджета.

Будущий главный финансовый документ страны должен заложить основу для устойчивого экономического роста Украины — по 4% ВВП в 2018-2019 гг., замедления инфляции на уровне чуть более 5% и стабилизации валютного курса на уровне 28,1 грн./$ к концу 2019 года.

Хотя почивать на лаврах Владимиру Гройсману и его правительству явно не придется. Нынешняя стабилизация в экономике не в последнюю очередь связана с улучшением конъюнктуры на мировом рынке для украинских экспортеров горно-металлургической продукции. Сохранится ли она в дальнейшем, пока не понятно.  

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Юрченко
30 Июля 2016, Александр Юрченко

Необходимо, прежде чем пытаться перестроить жизнь «По-новому», оглянуться назад, причём с трезвым взглядом, чтобы хоть в какой-то степени понять возможные результаты этих экспериментов, проблематику реализации подобных идей и возможные последствия, причем и для себя лично!

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка