Гибридный долг в гибридной войне

№24v(752) 26 июня — 2 июля 2015 г. 22 Июня 2015 1 4.2

МВФ не заинтересован в неуправлямой девальвации гривни

МВФ не заинтересован в неуправлямой девальвации гривни

C понедельника Украина могла оказаться в ситуации технического дефолта. Однако власти избежали такой участи, хотя и не афишировали это событие.

Дефолта.нет.

20 июня Минфин должен был погасить купон на $75 млн. по российскому кредиту на $3 млрд. Но поскольку этот день выпал на выходной, конечной датой платежа стал первый рабочий день, т. е. 22 июня.

Ранее Петр Порошенко назвал соглашение о кредите на $15 млрд., подписанное между Виктором Януковичем и Владимиром Путиным, политической взяткой за срыв Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013-го.

Вслед за этим в российских СМИ появилось много публикаций о том, что Украина отказывается возвращать первый транш в размере $3 млрд., который должен быть выплачен в конце т. г. А следовательно, не будет выплачивать и июньский купон по еврооблигациям.

Однако Петр Порошенко все же не был настолько категоричен, чтобы отказаться от выплаты долга, а сказал, что «Украина должна проявлять ответственность в этом вопросе». Он также дал понять, что украинские власти еще не определились со статусом кредита и с тем, как к нему относиться — как к коммерческому или межгосударственному.

Утром 22 июня в министерстве финансов РФ заявили, что «Украина заплатила, деньги еще не поступили, идет техническое совершение платежа» (РИА Новости).

И поскольку украинские официальные сайты никак не прокомментировали и не опровергли эту информацию, ее можно считать вполне достоверной, а платеж по купону российского кредита — свершившимся фактом.

Хотя первый транш российского кредита на $15 млрд. был оформлен в виде еврооблигаций, размещенных на Ирландской фондовой бирже, ставка по ним — 5% годовых — была ниже рыночной. Получение Украиной денег регулировалось межгосударственным соглашением. Кроме того, первые $3 млрд. по кредиту были перечислены из Фонда национального благосостояния РФ.

Теперь наличие еврооблигаций как таковых не позволяет Украине приравнять долг России к убыткам от потери Крыма и национализации там имущества украинских предприятий и учреждений.

В свою очередь межгосударственный характер кредита позволяет России игнорировать предложения главы украинского Минфина Натальи Яресько по реструктуризации госдолга Украины и «стрижке» выплат по телу евробондов на 40%. В этом случае потери российской казны составили бы $1,2 млрд. Однако РФ хочет получить в конце года все и сразу.

Кредиты — должнику

Накануне совершения платежа по купону российские чиновники неоднократно давали понять, что пропущенный платеж для Украины будет означать наступление дефолта и судебный иск от России. А такой поворот событий украинским властям явно не улыбался.

В начале июня исполнительный директор МВФ Кристин Лагард заявила, что фонд продолжит кредитовать Украину в рамках политики Lending to Appears («Кредитование в задолженности»). Она также отвергла предложение кредиторов, чтобы долги выплачивались из валютных резервов Нацбанка Украины. Таким образом недвусмысленно показав, что в МВФ не заинтересованы в неуправляемой девальвации гривни.

Накануне группа международных кредиторов предложила, чтобы $8 млрд. в счет «стрижки» им были выплачены из резервов НБУ. Это предложение украинские переговорщики отвергли.

Политика Lending to Appears предполагает кредитование на индивидуальной основе стран, оказавшихся не в состоянии выплачивать внешние долги (т. е. фактически в состоянии дефолта), при условии соблюдения нескольких обязательств.

Прежде всего это начавшиеся переговоры страны-должника с частными кредиторами, которые Украина ведет уже больше месяца, и свидетельство того, что стороны обоюдно прилагают усилия к поиску модели реструктуризации. Более того, в некоторых случаях МВФ может оказывать оперативную помощь для решения проблем по несуверенным долгам — частных коммерческих структур. Государство не несет ответственность за такие долги, но они осложняют экономическую стабилизацию.

В пояснительной записке МВФ — IMF Policy Lending to Appears говорится, что не все кредиторы одинаково заинтересованы в возврате средств. Существует риск, что несмотря на добросовестные усилия должника, процесс будет сопровождаться агрессивными судебными тяжбами.

Для Украины этот процесс кажется неминуемым, поскольку власти пока так и не смогли договориться о реструктуризации долга с группой из двух десятков хедж-фондов (преимущественно американских) во главе с принадлежащим семейству Ротшильдов фондом Franklin Templeton (www.capital.ua) (см. таблицу).

Среди кредиторов Украины оказались и другие влиятельные в финансовом мире организации, такие, например, как PIMCO (Pacific Investment Management Company), который входит в немецкую группу Allianz (активы под управлением $2 трлн.).

Хедж-фонд Blackrock, принадлежащий американским банкам — Bank of America, PNC Financial Services и Barclays PLC (активы под управлением $4,8 трлн.).

Один из крупнейших американских банков — JP Morgan, который финансировал создание совместного предприятия Sea Launch («Морской старт») с участием украинских предприятий КБ «Южное» и ПО «Южмаш».

Одна из старейших и влиятельнейших инвесткомпаний Goldman Sachs, японская Kokusai и др.

Эти компании зачастую скупали ценные бумаги на вторичном рынке с приличным дисконтом. Но они категорически не согласны на «стрижку» тела долга и хотят получить всю прибыль, пусть и с отсрочкой.

Свои рисковые инвестиции западные хедж-фонды оправдывают долгосрочными перспективами Украины и ее потенциалом. Например, глава Franklin Templeton Майкл Хейзенстэб год назад заявил, что «долгосрочный потенциал Украины примечателен, поскольку страна владеет огромными резервами человеческого капитала и сельскохозяйственного фонда, занимает отличную географическую и геополитическую позицию».

Сейчас инвестфонды, специализирующиеся на рисковых вложениях, контролируют около половины суверенного долга Украины, который по состоянию на 1 мая т. г. составил $42,9 млрд.

Вторая половина украинского долга, точнее — большая ее часть принадлежит российским банкам. Недавно Владимир Путин оценил вложения российского финансового сектора в Украину в $24—25 млрд. Правда, сюда же российский президент наверняка отнес и кредиты банков, выданные украинским предприятиям, которые по своему статусу являются несуверенными долгами. Получить их назад будет гораздо труднее, чем российский «гибридный» кредит на $3 млрд.

В последние годы крупнейшие российские банки ВТБ, ВЭБ и другие не только вкладывали в украинские евробонды, но и активно кредитовали наши предприятия, в том числе сделки по их приобретению российскими и украинскими бизнесменами.

Самые резонансные сделки — участие «Внешэкономбанка» в 2010 г. в покупке долгов корпорации «Индустриальный союз Донбасса» на $8 млрд., вследствие чего группа российских инвесторов во главе с бывшим акционером «Евразхолдинга» и владельцем металлотрейдера Carbofer Александром Катуниным получила контроль над 50,01% акций ИСД. Из состава украинских акционеров корпорации тогда вышел Виталий Гайдук, а Сергей Тарута и Олег Мкртчян оставили на двоих 49,99% акций.

В том же году ВЭБ совместно с инвесткомпанией «Тройка Диалог» приобрели около 50% акций меткомбината «Запорожсталь» у Эдуарда Шифрина и Алекса Шнайдера. Впоследствие чего «Запорожсталь» перешла под крыло корпорации «Метинвест» Рината Ахметова. Но какое-то время российские менеджеры участвовали в управлении запорожским меткомбинатом.

В 2013 г. ВТБ финансировал покупку Одесского нефтеперерабатывающего завода группой ВЕТЭК Сергея Курченко у российской корпорации «Лукойл» Вагита Алекперова. Ориентировочная сумма сделки — $100 млн.

Об этом стало известно в прошлом году, когда украинские власти захотели отобрать Одесский НПЗ у «семейного» бизнесмена экс-президента Виктора Януковича — Сергея Курченко. Однако НПЗ оказался в залоге у российского банка.

В ответ на попытку украинских властей вернуть завод в собственность государства под предлогом незаконности заключения договора залога руководство ВТБ заявило, что попытки национализации «могут породить череду ответных действий и привести к разрушению всех торгово-экономических связей между странами».

И это только несколько случаев. До обострения отношений между странами украинский бизнес активно пользовался услугами российских банков, а масштабы проникновения российского капитала в украинскую экономику огромны. Поэтому российские банки сейчас никак не меньше своих украинских коллег не заинтересованы в дальнейшем обвале экономики и банкротстве заемщиков.

Тем более что в нынешнем политическом спектре Украины существует достаточно сил, готовых использовать тему национализации российского имущества для роста собственных рейтингов. А власти по законам жанра обязаны им в этом подыгрывать.

Свидетельства тому — законопроект «О национализации имущества в Украине страны-агрессора и ее резидентов», поданный в Верховную Раду депутатами из Радикальной партии Олега Ляшко, предполагавший принудительную реквизицию российских объектов в Украине без возмещения каких-либо убытков и национализацию частного имущества ее резидентов с компенсацией после окончания войны. Голосование за этот документ было провалено 9 апреля т. г.

Но даже если украинские власти не тронут уже работающий российский бизнес, то развиваться ему не дадут однозначно.

Об этом говорит подписанный в мае Петром Порошенко закон «О рынке природного газа», в котором прописан запрет на участие российских компаний в эксплуатации газотранспортной системы и подземных хранилищ газа.

Кроме того, ранее министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявлял, что МЭРТ работает над законодательным недопущением компаний российского происхождения к большой приватизации в Украине.

Бюджет — не главное

Тем временем власти смогли отчитаться перед МВФ о выполнении еще одного «структурного маяка», необходимого для реализации программы расширенного кредитования.

В июне Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в законодательные акты Украины об институциональной независимости Национального банка. Главная новация этого документа — президенту и правительству станет сложнее управлять Нацбанком в ручном режиме.

Прежде всего это касается перечисления прибыли НБУ в бюджет. Согласно действовавшей норме Нацбанк должен направлять в казну половину своей прибыли. Но на практике эта норма не соблюдалась.

По данным «Деловой столицы», в 2013 г. НБУ перечислил в бюджет 28,3 млрд. грн., при том что его прибыль за 2012-й составляла 16 млрд. грн. В 2014-м — 22,8 млрд. грн., хотя прибыль за 2013 г. составила 11,9 млрд. грн.

Первый зампред НБУ Александр Писарук утверждает, что в минувшем году НБУ профинансировал правительство на 40% доходов сводного бюджета страны, что очень похоже на правду. Следствием вброса в экономику чрезмерной денежной массы стала инфляция и рекордная девальвация гривни в минувшем году.

По новым правилам НБУ не сможет перечислять в бюджет прибыль авансом, а только после подтверждения результатов деятельности за год внешним аудитом и утверждения финансовой отчетности советом НБУ.

Но прежде регулятор обязан сформировать из прибыли общие резервы не менее чем 10% объема денежно-кредитных обязательств и имеет право направить дополнительно 2% прибыли на увеличение уставного фонда и инвестиции, связанные с обеспечением собственной деятельности.

Кроме того, в Нацбанке изменена система принятия решений. Если раньше единоличную ответственность за решения НБУ нес его руководитель, то теперь ее разделят глава НБУ, правление и совет Нацбанка.

За руководителем регулятора останется решающее слово, но только если голоса «за» и «против» по какому-либо вопросу разделятся поровну.

Кроме того, украинский Минфин на прошлой неделе направил иностранным кредиторам новое предложение о реструктуризации, которое базируется на ухудшенном макроэкономическом прогнозе этого года. А значит, вряд ли содержит и лучшие условия погашения долга.

Но если западные хедж-фонды, скупавшие украинские облигации за полцены, не соглашаются на 40%-ную «стрижку» долгов, то россиянам, вкладывавшимся в украинские бонды по полной, предложение украинских властей не сулит ничего хорошего.

Как можно судить из российских СМИ, для официальной Москвы дефолт Украины — уже свершившийся факт. Вероятно, потому напрочь отсутствует какая-либо информация об участии российских кредиторов в переговорах о реструктуризации украинского долга.

А значит, даже если долг в $3 млрд. в декабре будет выплачен, Украину все равно ожидает долгая череда международных судов с участием российских владельцев украинских евробондов.

В этих обстоятельствах власти обречены на безукоснительное выполнение всех требований МВФ, которые своей политикой «кредитования в задолженности» обещают минимизировать ущерб дефолта для экономики.

О высокой вероятности такого сценария открытым текстом говорит глава Минфина.

В начале июня Наталья Яресько успокаивала жителей страны, заявив, что «это не негатив», «дефолт не повлияет на жизнь простых украинцев», «девальвации не будет, поскольку давление на валютном рынке, наоборот, уменьшится, ведь мы не будем тратить деньги на выплаты по нашим кредитам», «единственные, кто почувствует негативный эффект дефолта, — это коммерческие предприятия, которые сейчас могут работать нормально и имеют возможность выходить на внешние рынки заимствований. Конечно, для них процентные ставки повысятся» и т. д.

Однако складывается впечатление, что эти успокоительные уверения вряд ли основаны на реальном прогнозировании ситуации, а больше являются результатом веры. Хотя опыт Греции и Аргентины свидетельствует об обратном. И в этих странах, в отличие от Украины, не велись боевые действия.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
antiar

Вообще-то, дело труба. Если должник не отдаёт деньги, то коллекторы приходят домой и начинают трясти должника. Теперь, вообще-то, понятно, что Украина ни под каким видом не объявит войну России.

- 2 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка