Кому гривня — мать родная?

№17v(745) 8 — 14 мая 2015 г. 08 Мая 2015 2 5

В ближайшие месяцы отечественные производители останутся в более выгодном положении, чем импортеры. Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус дал понять, что несмотря на давление ВТО, украинские власти пока не собираются полностью отказываться от дополнительного импортного сбора в 5—10%, который был введен в конце февраля для выравнивания торгового баланса и снижения давления на национальную валюту.

В интервью информагентству «Интерфакс» глава МЭРТ заявил, что дополнительные пошлины дали пока только частичный эффект, «но те проблемы, которые с помощью этого налога пытались решить, не полностью еще ушли». Поэтому на переговорах в ВТО Украина будет отстаивать необходимость дальнейшего действия пошлин.

Пока что дополнительные пошлины пришлось отменить на товары критического импорта — горючее и некоторые лекарства. Кроме того, с 14 апреля решением Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) при МЭРТ были в два раза снижены ввозные пошлины на импортные автомобили независимо от страны происхождения, введенные в 2013 г. на три года.

Новые ставки на легковые авто с бензиновыми двигателями объемом 1—1,5 л составят 2,15%, с объемом 1,5—2,2 л — 4,32% таможенной стоимости. Хотя это однозначно не разогреет авторынок. Из-за снижения доходов украинцы все чаще покупают подержанные автомобили. Поэтому введенные два года назад пошлины в нынешней ситуации оказались неактуальными. Более того, до конца года ввоз старых автомобилей, скорее всего, оживится, поскольку украинские власти договорились с ЕС вообще запретить с 2016 г. импорт авто старше 5-летнего возраста.

Накануне майских праздников такое заявление сделал глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. По его словам, в ЕС такая практика действует с 2009 г., а со следующего будет принята и в нашей стране.

В какой-то мере дополнительные пошлины на импорт влияют не только на формирование цены на ввозимые товары, но и на отечественных экспортеров, закупающих сырье за границей. Конечная стоимость их продукции подорожала. Но в целом наши производители получили преференции, воспользоваться которыми очень желательно, учитывая снижение покупательной способности населения и откровенную неготовность переплачивать за импортные товары, цены на которые за последний год вместе с американской валютой поднялись в три раза.

Но это все — в теории. На практике производителям приходится сталкиваться с самыми разными факторами. Это и отсутствие у владельцев предприятий средств, необходимых для освоения новой продукции, и нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в Украину, пока в стране не будут созданы приемлемые условия для бизнеса и система действенной защиты внешних инвестиций.

Прослеживается в политике иностранных инвесторов в Украине и тенденция делать «быстрый бизнес», т. е. вкладывать деньги в производство короткого цикла, в основном — в сельхозпроизводство. Строить заводы, которые окупятся как минимум через десятилетие или около того, они не хотят. Да и ситуация в стране пока не внушает надежд на стабильность.

Непопулярный импорт

Возможно, поэтому последние данные статистики рисуют поистине удручающую картину падения импорта. В январе—феврале 2015 г. в Украину было ввезено товаров менее чем на $5,9 млрд., что в совокупности составляет 63% объема за аналогичный период прошлого года.

Наиболее всего пострадали импортеры молочной продукции (18,2%) и круп (22%), потерявшие примерно четыре пятых объема рынка в товарном выражении.

Директор аграрно-информационного портала «Инфоагро» Василий Винтоняк рассказал «2000», что из-за девальвации гривни перестали завозить молочную продукцию в нашу страну белорусские производители — невыгодно. В конце прошлого года по той же причине прекратился импорт американского масла. А ввоз польских сыров, которые еще недавно могли составить конкуренцию отечественной продукции, сократился примерно в 4 раза — с 700—800 т в месяц до 200 т.

Конечно, на фоне откровенно слабого присутствия импорта на молочном рынке это не принесло отечественным производителям больших заработков. Из-за снижения покупательной способности населения победа над импортом была нивелирована сокращением спроса. По итогам первого квартала рынок сократился на 10%. Тогда как раньше импортная цельномолочная продукция занимала на нем порядка 1,5%, сыры — 8%, а масло — 15%.

Да и сейчас отечественному производителю некогда баловать потребителей новыми продуктами. Чтобы выжить, отрасли придется возвращаться в 90-е и поставлять на рынки Азии и Африки сухое молоко и масло.

На две трети уменьшился импорт алкогольных и безалкогольных напитков и мясных продуктов, наполовину — рыбы и ракообразных, на 60% — овощей и почти на столько же — плодов и орехов.

Украинские предприятия значительно сократили ввоз из-за рубежа растительного сырья для своего производства.

В промтоварной группе в среднем наполовину сократился ввоз изделий из кожи и меха, в том числе обуви и головных уборов, на 40—50% — различных групп одежды, текстиля и трикотажа.

Совсем перестали завозить предметы искусства. Падение по сравнению с минувшим годом составило 98,4%. Или, возможно, их все же завозят, но нелегально.

В общем, можно констатировать, что из-за девальвации национальной валюты импортные продукты питания и ширпотреб становятся все более недоступными широким массам населения. В то же время номинальная зарплата выросла лишь на 10%, а реальная — сократилась почти на 20%. На многих предприятиях растут долги по зарплате.

При этом украинцы в большинстве не являются законченными пессимистами. Это показали последние исследования потребительских настроений, опубликованные в начале апреля одной из ведущих международных исследовательских организаций GfK Ukraine.

«Ассоциация для исследований потребителей» (Gesellschaft fur Konsumforschung) впервые за четыре последних месяца констатировала небольшое улучшение потребительских настроений. Это стало прямым следствием стабилизации курса национальной валюты после мартовского обвала.

Хотя оценка текущего состояния экономики у большинства жителей страны остается негативной, как и оценка их личного благосостояния, надежды на определенное улучшение жизни в обществе все же присутствуют. И украинские промышленники могут извлечь из них пользу.

Правда, речь идет в основном о производителях продуктов питания, которые теснят на прилавках импортное съестное, а также о предприятиях легкой промышленности и мебельной отрасли. Большие покупки украинцы делать сейчас не готовы. Но жизнь продолжается. А вместе с ней — косметические ремонты квартир и обновление интерьеров.

Так, член ревизионной комиссии Украинской ассоциации мебельщиков, владелец интернет-магазина «МебельОК» Святослав Амелин рассказал «2000», что по сравнению с импортной мебелью, за последний год подорожавшей в 3 раза, отечественная выросла в цене примерно в 1,5—2 раза.

Произошло это за счет подорожания импортных комплектующих — ДСП, МДФ и фурнитуры, стоимость которых во многих образцах мебели традиционно достигала 60—70%. Остальное в себестоимости— это рабочая сила.

Активная работа мебельного рынка начнется в августе после окончания ремонтов квартир и домов. Но уже сейчас можно говорить, что активность переместится в сегменты «средний+» и эконом-класс. По предварительным оценкам, объем продаж сократится в два раза. Но в ценовом эквиваленте падение будет не так заметно.

Основные тренды нашего мебельного рынка сейчас — это стремление заменить дорогие европейские образцы отечественными. Например, если раньше хозяйки стремились покупать дорогие итальянские кухни Scavolini или немецкие Electrolux, то сейчас согласны и на украинские.

Итальянские двери с системами бесшумного открывания и системы дверь-фасад с рынка вытесняют аналогичные отечественные.

«В детской мебели мы и раньше наблюдали процесс вытеснения иностранных производителей отечественными, а сейчас эта тенденция еще более заметна. Объясняется это тем, что мебель для детей требует натуральных материалов, а в Украине с этим пока проблем нет. Цены наших производителей выглядят лучше зарубежных», — утверждает г-н Амелин.

Правда, нельзя не упомянуть и общую тенденцию к сокращению затрат на производство и стремление заменить комплектующие более дешевыми, особенно в эконом-сегменте. Например, в производстве диванов натуральная древесина заменяется ДСП и МДФ, а импортный поролон — более дешевым отечественным. Но для большинства потребителей эти изменения не очень заметны. Хотя они в конечном счете определяют срок службы купленного товара.

Похожая тенденция и на рынке готовой одежды. Вице-президент Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Татьяна Изовит говорит, что как и в мебельной промышленности, у «легковиков» стоимость импортного сырья в готовой продукции составляет 60—80%. Однако сетевые магазины обуви и одежды уже обратили внимание на отечественных производителей и заключают с ними контракты на производство и поставки продукции. Ведь из-за девальвации гривни цены на мировые бренды в наших магазинах выглядят просто неприлично.

Еще одним фактором, оживившим производство, стало АТО. В 2014 г. предприятия легкой промышленности поставили армии обмундирования на 1 млрд. грн., а в нынешнем году в бюджете Минобороны на эти цели предусмотрено уже 2,8 млрд. грн. Не считая продукции, закупаемой волонтерами. Одних только комплектов летней армейской формы необходимо пошить более 400 тыс.

Если же Минобороны начнет переводить армию на новую форму, работы легкой промышленности хватит не на один год. Уже сейчас разработкой парадной и повседневной форменной одежды для различных родов войск украинской армии занимаются дизайнеры-волонтеры.

«Еще год назад внутренний рынок готовой одежды оценивался в $10 млрд. при объеме импорта в $3,5 млрд. Государство может использовать этот ресурс для стабилизации экономики», — считает г-жа Изовит.

На старых рельсах

Базовым отраслям промышленности восстановить производство без помощи государства однозначно не удастся. Если говорить о строительстве, то, как утверждает член совета директоров Украинской конфедерации строителей Леонид Турчин, внутренние ресурсы здесь практически исчерпаны.

Процент импортных материалов в отрасли небольшой. Кирпич, цемент, арматура — все это производится у нас. За рубежом закупаются разве что добавки для бетона.

Даже модные коттеджные домики по канадским или американским проектам сегодня производятся из украинских панелей. Компания г-на Турчина недавно приступила к освоению территории для будущей пригородной застройки. Использоваться будут комплектующие собственного производства, а вместо импортных утеплителей — отечественные соломенные.

Другое дело — отделочные материалы и инженерия. Но и здесь в последние годы наши предприятия освоили производство оконного профиля, пластиковых труб и других комплектующих. Появились даже производители тепловых насосов для автономного энергоснабжения зданий.

Однако освоение производства новых строительных материалов накладно и не всегда оправданно. Поэтому стимулировать строительную отрасль государство должно, выдавая дешевые кредиты, а энергосберегающие технологии — законодательным снижением тарифов на электроэнергию на фиксированный срок. Установил в доме солнечный коллектор, тепловой насос или ветряк — получи хотя бы на 5 лет пониженный тариф на электроэнергию.

Не против господдержки и автомобильная промышленность. Как сообщил «2000» директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников, проблема импортозамещения и развития отечественной компонентной базы является одним из ключевых вопросов развития автопрома.

Решить ее в ассоциации хотят путем вовлечения украинских производителей комплектующих в транснациональные схемы поставок. Только тогда мелкие и средние поставщики автокомпонентов будут иметь шанс достичь объема производства, обеспечивающего ценовую конкурентоспособность продукции, будут экономически эффективными и смогут застраховаться от рисков, связанных с проблемами локального рынка.

Актуальность этого проекта стала еще более очевидной в связи с кризисом на внутреннем рынке. В минувшем году автомобильная отрасль сократила производство на 43% — до 28 751 тыс. автомобилей, а в нынешнем производство может снизиться почти на столько же — до 18 тыс. авто. «Без серьезного государственно-частного партнерства решить эту задачу крайне проблематично», — утверждает Георгий Овсянников.

При этом возобновлять производство старых моделей из-за того, что уменьшилась покупательная способность населения, в «Укравтопроме» тоже не хотят, полагая, что отрасль нуждается в продукте, который будет востребован на внешних рынках.

Активизировались и представители судостроительной промышленности. На 27 мая ассоциация «Укрсудпром» в Николаеве созвала «круглый стол», чтобы обобщить имеющиеся наработки, внедрение которых помогло бы созданию вертикально интегрированного кластера морской индустрии.

Для этого судостроители планируют подготовить ряд законодательных инициатив и обещают в случае их реализации за 3—5 лет дать дополнительно в бюджет миллиарды долларов и создать сотни тысяч рабочих мест. Хотя такие ожидания и выглядят неоправданно завышенными, на «круглый стол» не забыли пригласить Петра Порошенко.

Свои проекты импортозамещения есть и у представителей Союза химиков Украины. В середине апреля эта организация провела очередное общее собрание. На нем говорилось, что выход отрасли из кризиса невозможен без снижения себестоимости и повышения качества продукции.

Одно из перспективных направлений — организация производства новых продуктов вместо импортируемых в Украину за счет углубления переработки сырьевых ресурсов, чтобы на их основе выпускать товары с более высокой добавленной стоимостью, которые будут пользоваться спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В СХУ сообщили, что речь идет о таком виде коммерческой продукции, как малотоннажная химия, включающем химреактивы и реагенты, в том числе присадки к топливам, полимеры, ингибиторы, средства защиты растений и пр. По данным ассоциации, у отечественных предприятий есть возможность освоить порядка 100 новых изделий этого ряда.

Импортозапущение

В отличие от предшественников нынешние украинские власти не декларировали безусловную поддержку отечественных производителей. Однако поддержание положительного внешнеторгового сальдо является одним из ключевых условий стабильности национальной валюты.

Восполнять отрицательный баланс внешней торговли, предоставляя импортерам валюту для ввоза товаров из-за границы, Нацбанку приходится из своих валютных резервов.

А они, как известно, находятся в крайне плачевном состоянии. Именно отсутствие у государства валюты зимой и в начале весны в ожидании ратификации МВФ новой кредитной программы стало причиной очередного витка девальвации гривни.

По данным Госкомстата, в зимние месяцы экспорт сократился до $5,97 млрд. (66,3% к аналогичному периоду прошлого года). Как и ранее, крупнейшими статьями внешней торговли были черные металлы ($1,6 млрд.), зерновые (около $1 млрд.) и подсолнечное масло (более $0,5 млрд.).

Украинские предприятия экспортировали на $539 млн. машин, турбин и электротехнического оборудования, около $400 млн. дала торговля железной рудой, $160 млн. — древесиной и изделиями из нее и $116 млн. — удобрениями.

На фоне этих товаров очень сильно просел экспорт железнодорожных вагонов (22% по сравнению с январем — февралем 2014 г.), морских судов (8%), каменного угля (5%), нефтепродуктов (17%), ковров (28%) и текстильных материалов (47%).

При этом по отдельным позициям поставки продукции животного и растительного происхождения, а также товаров народного потребления выросли в разы. И хотя они не играют серьезной роли во внешнеторговом балансе, это говорит, что украинский бизнес готов осваивать новые позиции, чтобы зарабатывать валюту.

В начале т. г. экспорт сокращался медленнее импорта. За январь—февраль Украина получила положительное сальдо внешней торговли в районе $100 млн. И, скорее всего, такая диспозиция сохранится все время, пока будут действовать дополнительные пошлины на импорт.

Однако бесконечно сдерживать ввоз в страну сырьевых товаров для отечественных экспортеров или продукции, аналогов которой в Украине не производят, власти не смогут. А на масштабные проекты импортозамещения нужны время и деньги. Поэтому властям необходимо оперативно изучить существующие возможности и за короткие сроки поднять производства, требующие минимальных вложений для выпуска новых товаров. В нынешней экономической ситуации любые проекты, направленные на реальную поддержку внутреннего производства, полезны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
S_UGA

Electrolux - шведская фирма, а не не немецкая.

- 0 +
Ярослав ДМИТРЕНКО
12 Мая 2015, Ярослав ДМИТРЕНКО

Спасибо, учту.

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка