О нас за нас «позаботились»

№27–28(779) 8 — 14 июля 2016 г. 06 Июля 2016 4

Изобретенная Кабмином Гройсмана формула определения цены газа, составившей 6879 грн. за тыс. куб. м, напоминает не только формулу контракта НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» 2009 г., но и прошлогоднюю «арифметику» Яценюка, где за основу расчетов тарифов для населения бралась стоимость газа не отечественной добычи, а импортного.

От бывшего премьера все граждане неоднократно слышали: «240 долл. множим на курс гривни к доллару — на 21, добавляем 4% специального сбора, добавляем 20% налога на добавленную стоимость и 900 грн. расходов на транспортировку этого газа к вашему жилищу. У нас выходит 7188 грн. — это цена, которая сейчас установлена для населения».

Однако фактические данные развенчивают эти слова и свидетельствуют об огромных масштабах коррупции и хищений в государственной нефтегазовой монополии, которые, без сомнения, должны стать тестом для генпрокурора. Ведь, установив для населения «европейскую» цену (импортного газа), «Нафтогаз Украины» закупал для соответствующих поставок топливо собственной добычи по совершенно другим (значительно более низким) ценам.

Если посмотреть на динамику собственной добычи газа и его потребления (табл. 1, 2), то за последние годы произошли существенные изменения. Внутренняя добыча, даже после отделения Крыма, существенно не уменьшилась и остается на уровне 19—21 млрд. куб. м. А вот из-за падения потребления произошли структурные сдвиги в газовом балансе страны. Так, в прошлом году население и бюджетные организации впервые потребили больше газа, чем промышленность, а объем, который добывается в стране, превысил объем потребления населением, бюджетными организациями и предприятиями теплокоммунэнерго (ТКЭ).

Законодательно закреплено (законы о госбюджете, «О рынке природного газа»), что все компании, государственная доля в уставном капитале которых составляет или превышает 50%, реализуют весь добытый на территории страны газ непосредственно субъекту, который уполномочен правительством формировать ресурс для газоснабжения населения (НАК «Нафтогаз Украины»).

Куда и на какие цели пошел в прошлом году предназначенный для населения газ наполовину государственной «Укрнафты» (1,5 млрд. куб. м), оставим для выяснения правоохранительным органам, а для анализа возьмем только газ, добытый полностью государственным ПАО «Укргазвидобування».

Итак, НАК «Нафтогаз Украины» закупила в прошлом году у ПАО «Укргазвидобування» 14,5 млрд. куб. м газа по установленной Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), цене 1590 грн. за тыс. куб. м (см. табл. 3) на сумму 23 млрд. 55 млн. грн.

Из этого газа НАК реализовала населению и бюджетным организациям 12,2 млрд. куб. м по цене 3452 грн. за тыс. куб. м (табл. 3) на сумму 42 млрд. 114 млн. грн. Еще 2,3 млрд. куб. м были реализованы предприятиям ТКЭ по установленной НКРЭКУ цене 2994 грн. за тыс. куб. м на сумму 6 млрд. 886 млн. грн. Недостающие для предприятий ТКЭ 3,6 млрд. куб. м были закуплены по 5040 грн. за тыс. куб. м ($275,2 х курс 21 грн. за $) на сумму 18 млрд. 144 млн. грн. и реализованы за 10 млрд. 778 млн. грн. (3,6 х 2994).

Несложный расчет показывает, что НАК «Нафтогаз Украины» в 2015 г. закупила газ для поставок населению, бюджетным организациям и предприятиям ТКЭ на сумму 41 млрд. 199 млн. грн., а продала его за 59 млрд. 798 млн. грн. И при этом убыток НАК от реализации газа по итогам 2015 г. составил 25 млрд. грн.

Для большей убедительности отметим, что входящие в структуру нефтегазового монстра предприятия были в прошлом году весьма прибыльными. Так, «Укртрансгаз» закончил год с прибылью 4,8 млрд. грн., «Укртранснафта» — 1,36 млрд. грн., «Укргазвидобування» — 660 млн. грн.

Чем же отличается рассмотренный в №25 формульный подход Гройсмана от выше проанализированной «арифметики» Яценюка? Пожалуй, только тем, что теперь коррупционное «корыто» будет перемещено из материнской (НАК «Нафтогаз Украины») в дочернюю (ПАО «Укргазвидобування») компанию. Ведь в прошлом году «Укргазвидобування» продавало газ «Нафтогазу» по 1500 грн. за тыс. куб. м, будучи весьма прибыльной компанией, а теперь разница между оптовой ценой газа (табл. 4) и вышеуказанной прибыльной себестоимостью будет оставаться в распоряжении ПАО. Похоже, именно за счет данной разницы (4942 и 1500 грн. за тыс. куб. м) тариф для населения был «нарисован» на вожделенном Гройсманом уровне 6879 грн. за тыс. куб. м.

Результаты реформ — десятикратное повышение оплаты за услуги ЖКХ

Сколько же придется платить гражданам за услуги ЖКХ в результате нескончаемых правительственных «реформ» и повышения тарифов уже в ближайшее время, а особенно в осенне-зимний период?

Итак, правительство Гройсмана постановлением №315 от 27.04.16 г. продолжило начатую Кабмином Яценюка «реформу» по приведению тарифов на газ «до экономически обоснованного уровня». В результате тарифы за два года выросли для социально незащищенных слоев населения почти в десять раз (табл. 5).

Этим же постановлением цена природного газа для предприятий теплокоммунэнерго, оказывающих услуги населению по отоплению и поставкам горячей воды, была повышена с 2994,30 грн. до 4942 грн. за 1 тыс. куб. м. Как следствие НКРЭКУ 9 июня приняла решение о повышении с 1 июля почти в два раза средневзвешенного тарифа на теплоэнергию для населения — с 534 грн. до 1043 грн. за 1 Гкал. В результате тарифы на отопление и горячую воду для граждан взлетели в очередной раз (табл. 6—7).

Всего же за два года тарифы на отопление и горячую воду выросли в 6—9 раз в зависимости от региона проживания.

С 1 сентября в очередной раз вырастут тарифы для населения на электроэнергию. Здесь повышение проводится в несколько этапов (каждые полгода) до 1 марта 2017 г. (табл. 8).

Из таблицы следует, что уже с сентября за электроэнергию придется платить более чем в 3 раза больше, чем до майдана. Кроме того, что так называемый льготный объем год назад уменьшен со 150 до 100 кВт.ч в месяц.

Не упустили возможность в очередной раз поглубже залезть в карманы сограждан и владельцы водоканалов, большинство которых восседают или в Верховной Раде, или в областных советах. Повышение тарифов на холодную воду и водоотвод в НКРЭКУ в настоящее время идет полным ходом и должно завершиться в ближайшее время. В Нацкомиссии полагают, что в среднем холодная вода с июля—сентября подорожает в зависимости от региона на 15—30% (табл. 9—10).

Рост за два года в два-три раза тарифов на холодную воду и водоотвод в очередной раз свидетельствует о царящем в стране хаосе в тарифообразовании, ведь повышение цены на газ никоим образом не имеет отношения к данным видам услуг. Электроэнергия же, подорожавшая в те же три раза, занимает в структуре тарифов на холодную воду и водоотвод не более 30%.

Не исключено, что к осени повысятся и тарифы на содержание домов и придомовых территорий (табл. 11). Связано это в основном с тем, что в соответствии с законом №417-VIII от 14.05.15 г. «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» наши дома вместо жэков будут «содержать» новые управляющие компании. А уж они не упустят возможности залезть в карманы сограждан, особенно в тех регионах, где уровень возмещения тарифом не покрывает фактической себестоимости содержания домов.

На основе составленных таблиц мы посчитали, сколько придется платить жителям столицы за жилищно-коммунальные услуги в осенне-зимний период 2016—2017 гг., и графически сравнили полученные результаты с тремя предыдущими отопительными сезонами.

Для расчетов взяты стандартные 1-, 2- и 3-комнатные квартиры и такие же стандартные частные жилые дома. Объемы потребления газа, горячей, холодной воды и водоотвода рассчитывались по установленным Минсоцполитики социальным нормам, а объемы электроэнергии — из расчета 75 кВт.ч на человека в месяц.

Квартплата в Киеве, грн. в месяц (см. инфографику 1—2).

  • ИНФОГРАФИКА. Многоэтажный жилой фонд

    ИНФОГРАФИКА. Многоэтажный жилой фонд, фото №1
  • ИНФОГРАФИКА. Частный сектор

    ИНФОГРАФИКА. Частный сектор, фото №2
Фото 1 из 2

Графики, конечно же, ошеломляют каждого здравомыслящего гражданина страны.

Между тем в странах ЕС

В заключение считаем необходимым разбить еще один тезис власть имущих, твердящих, что в Украине самый дешевый газ по сравнению со странами—членами Евросоюза. По нашему мнению, после «А» всегда следует «Б», то есть цена газа, к примеру, сравнивается со средней заработной платой в стране. Такие данные и приведены в табл. 12.

Как следует из таблицы, в Украине за среднюю заработную плату можно приобрести только 750 куб. м газа, а в Польше — 1850, Эстонии — 2790, Дании — 6620 куб. м.

Но и это еще не все. В странах ЕС действует четкая монетарная система социальных выплат, в т. ч. на оплату услуг ЖКХ (табл. 13).

О том, как в Украине функционирует система субсидий на оплату услуг ЖКХ, читайте в следующем номере.

Окончание следует

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Белорусский со словарем

Измена родине — не только уголовно наказуемое преступление, но и прекрасный...

Шоковый оптимизм

Ни один из трех сценариев развития экономикипо версии НБУ не предполагает...

О нас за нас «позаботились»

Практические советы по оформлению субсидий для возмещения затрат на оплату...

Бюджетные хотелки Гройсмана. Экономический рост и...

Нынешняя стабилизация в экономике не в последнюю очередь связана с улучшением...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка