О нас за нас «позаботились»

№31(781) 5 — 11 августа 2016 г. 03 Августа 2016 4.5

Практические советы по оформлению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, чтобы как-то выжить в предстоящий осенне-зимний период

, Игорь КОНДЕНКО

(Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в №24(776), 17—23.06.16, 25(777), 24—30.06.16, 27(779), 8—14.07.16).

Лето бежит стремительно, и отопительный сезон не за горами. С его началом жители страны получат существенно «потяжелевшие» платежки на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), ведь им придется платить за отопление по значительно возросшим тарифам. Кроме того, с 1 июля повышены тарифы на холодную и горячую воду, а с сентября в очередной раз вырастут тарифы на электроэнергию. Поэтому гражданам, не оформившим субсидии, следует поспешить сделать это. Мы же со своей стороны на основе опыта прошлого отопительного сезона постараемся дать конкретные практические советы, особо остановившись на подводных камнях нормативных документов по оформлению субсидий.

Первые шаги

Основа для предоставления субсидий в настоящее время — постановление Кабмина №319 от 27.04.2016 г. «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». Документом в очередной раз внесены изменения в базовое «Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива», утвержденное постановлением КМ №848 от 21.10.1995 г., и постановление №317 от 27.04.2016 г. «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 06.08.14 г. №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания».

Положением установлено, что субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за ЖКУ в пределах социальной нормы жилья и социальных норм пользования жилищно-коммунальными услугами с учетом льгот, предоставляемых согласно законодательству, и объемом определенного Кабмином обязательного процента платежа.

Поэтому первым шагом граждан должно быть определение индивидуального обязательного процента платежа и его сравнение с размером платы за ЖКУ (в пределах социальной нормы жилья и социальных норм пользования жилищно-коммунальными услугами).

Обязательный процент платежа рассчитывается по специальной формуле: Pо = Кд/Кг х Pг,

где Pо — часть платы за услуги для домохозяйства (часть дохода);

Кд — коэффициент дохода домохозяйства — отношение размера среднемесячного совокупного дохода домохозяйства в расчете на одного члена семьи к прожиточному минимуму на одного человека в расчете на месяц, установленного на дату, с которой назначается субсидия;

Кг — базовый коэффициент дохода для назначения субсидии — два прожиточных минимума на одного человека в расчете на месяц (Кг = 2);

Pг — базовая норма платы за жилищно-коммунальные услуги — 15% среднемесячного совокупного дохода домохозяйства (Pг = 15).

Для упрощения расчетов на основе формулы составлена специальная табл. 1.

, Игорь КОНДЕНКО

Возьмем два конкретных примера: один для многоэтажного жилого фонда, второй — для частного сектора. При этом в обоих случаях будут подводные камни: в одном — зарегистрированный, но фактически не проживающий на данной площади член семьи, в другом — неработающий трудоспособный член семьи.

Отметим, что по данным Международной организации по миграции (МОМ), около 3 млн. наших граждан нелегально работают за рубежом, оставаясь зарегистрированными в Украине. Относительно второй категории: по неофициальной статистике, около 5 млн. трудоспособного населения в стране официально не работают.

Итак, в Киеве в трехкомнатной квартире площадью 68 кв. м зарегистрированы 6 человек: два пенсионера, две их дочери и двое несовершеннолетних внуков одной из дочерей. При этом в квартире фактически проживают 5 человек, т. к. одна из дочерей уже более 10 лет живет за рубежом и, естественно, не пользуется коммунальными услугами.

Месячный доход домохозяйства состоит из пенсий в размере 1600 и 950 грн., а также заработной платы дочери в сумме 1800 грн.

Рассчитав среднемесячный доход на одного члена семьи (1600 + 950 + 1800 : 5 = 870), устанавливаем, что в соответствии с табл. 1 обязательный платеж за ЖКУ составляет 5,54% месячного дохода, или 242 грн.

Следующий шаг — определение платежей за ЖКУ в пределах социальной нормы жилья и социальных норм пользования жилищно-коммунальными услугами (табл.2) по соответствующим тарифам, приведенным в таблицах, помещенных в предыдущем номере («О нас за нас «позаботились», «2000», №27).

, Игорь КОНДЕНКО

Платежи для вышеуказанной семьи составят:

— содержание дома и придомовой территории (квартплата) — 162,52 грн. (68 х 2,39);

— горячее водоснабжение — 621,36 грн. (77,67 х 1,6 х 5);

— водоотвод горячей воды — 48,16 грн. (6,02 х 1,6 х 5);

— холодное водоснабжение — 81,36 грн. (6,78 х 2,4 х 5);

— водоотвод холодной воды — 72,24 грн. (6,02 х 2,4 х 5);

— электроснабжение — 165,90 грн. (100 х 0,57 + 110 х 0,99);

с сентября — 213,30 грн. (100 х 0,714 + 110 х 1,29);

— газоснабжение — 151,34 грн. (6,879 х 4,4 х 5).

Итого — 1302, 88 грн.

Таким образом, данная семья имеет право на субсидию в размере 1060,88 грн. в месяц (1302,88 — 242).

В отопительный сезон (с 1 октября по 1 мая) данная сумма увеличится на 2128,40 грн. платежа за отопление (68 х 31,30).

Для второго примера мы взяли частный дом площадью 86 кв. м в Киеве, в котором зарегистрированы и проживают муж и жена (пенсионеры), их дочь-пенсионерка, а также трудоспособная неработающая внучка.

Месячный доход домохозяйства состоит из пенсий размером соответственно 1800, 1100 грн. и 1200 грн. При этом для трудоспособной неработающей внучки, которая задекларирует нулевой доход, он будет автоматически рассчитан на уровне одного прожиточного минимума для трудоспособных лиц в месяц (1378 грн. в начале года).

Рассчитав среднемесячный доход на одного члена семьи (1800 + 1100 + 1200 + 1378 : 4 = 1369,50), устанавливаем, что в соответствии с табл. 1 обязательный платеж за ЖКУ составляет 8,72% месячного дохода, или 477,68 грн.

Для жильцов индивидуального сектора важно знать социальную норму жилья, на которую будет начисляться субсидия на отопление.

Устанавливаем, что по социальным нормам рассматриваемая семья «может проживать» в доме площадью не более 76,17 кв. м (35,22 + (13,65 х 3).

Платежи для вышеуказанной семьи в неотопительный период составят:

— газоснабжение для приготовления пищи и подогрева воды (газовая плита и газовый водонагреватель) — 385,22 грн. (6,879 х 14 х 4);

— холодное водоснабжение — 103,52 грн. (25,88 х 4);

— водоотвод холодной воды — 153,40 грн. (38,35 х 4);

— электроснабжение — 136,20 грн. (100 х 0,57 + 80 х 0,99);

с сентября — 174,60 грн. (100 х 0,714 + 80 х 1,29).

Итого — 778,34 грн.

Следовательно, указанная семья имеет право на субсидию в размере 300,66 грн. в месяц (778,34 — 477,68).

С началом отопительного сезона расходы на ЖКУ существенно возрастут. При этом надо иметь в виду, что субсидия на газ для отопления будет рассчитана не на всю площадь жилого дома (86 кв. м), а только на его социальную норму (76,17 кв. м). Кроме того, необходимо отметить, что власть имущие по-своему трактуют понятие «энергоэффективность» — уменьшая норму газа для назначения субсидии (менее чем за два года она сокращена вдвое — с 11 куб. м до 5,5 куб. м на кв. м площади дома).

В результате для рассматриваемой семьи субсидия на газ для отопления будет предоставлена на объем 437 куб. м (76,17 х 5,5 х 1,043 — корригирующий коэффициент для Киева) в месяц на сумму 3006,12 грн. (6,879 х 437).

Справка не костыль, но на нее можно опереться

Если вы определили, что суммарный платеж по квитанциям за ЖКУ превышает размер обязательного платежа, немедленно заполняйте необходимые документы и отправляйтесь в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по месту жительства. Или отправляйте документы по почте.

Помните, что у вас не имеют права требовать еще какие-либо документы, кроме разработанных Минсоцполитики двух форм:

— заявления на предоставление жилищной субсидии (табл. 3);

, Игорь КОНДЕНКО

— декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за предоставлением жилищной субсидии (табл. 4).

, Игорь КОНДЕНКО

Существует только одно имущественное (финансовое) ограничение для граждан — в течение календарного года перед обращением за субсидией не должна быть совершена покупка или оплачены услуги на сумму более 50 тыс. грн. Наиболее часто встречаемые примеры: покупка или продажа автомобиля, продажа земельного пая, сдача в аренду квартиры, дома в деревне или дачи и т. п.

Положением установлено, что решение о назначении субсидии принимается в течение десяти дней после подачи заявления и получения сведений:

— от организаций, предоставляющих услуги, — об обеспеченности коммунальными услугами, их стоимости;

— от жилищно-эксплуатационных организаций или других органов, определенных местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а в сельской местности от сельских (поселковых) советов — о составе зарегистрированных в жилых помещениях лиц;

— от ГФС, ПФУ — о доходах.

В то же время вышеуказанным организациям на предоставление соцслужбам данных отведено 15 рабочих дней, а решения о начислении субсидий специальными районными комиссиями должны приниматься за 5 дней.

Таким образом, решение о назначении субсидии должно быть принято (даже с участием комиссии) в срок не более одного месяца.

Субсидия назначается с первого числа месяца подачи документов. Например, если вы подали заявление 25 августа, то субсидия должна быть назначена с 1 августа.

В связи с тем, что Положением не предусмотрена ответственность управлений соцзащиты и ее отдельных нерадивых работников за немотивированный отказ в назначении субсидии и нарушение сроков ее начисления, настоятельно рекомендуем воспользоваться пословицей «справка не костыль, но на нее можно опереться». Не поленитесь заполнить два экземпляра заявления и декларации и при сдаче документов потребуйте от инспектора соцслужбы завизировать второй экземпляр. По почте же отправляйте документы только заказным письмом с уведомлением. Такой способ облегчит обжалование в вышестоящей организации или в суде незаконного отказа в назначении субсидии.

Унизительная процедура

Если в вашем домохозяйстве есть зарегистрированный, но не проживающий член семьи, то готовьтесь к приему «ревизора».

Например, родители проживают в Фастове, а зарегистрированные в их квартире сын и дочка работают в Киеве и живут в съемной квартире. Или кто-то из членов семьи уехал на заработки в другую, более благополучную страну. К сожалению, такие примеры в нашей стране исчисляются миллионами.

В этом случае в разделе I (пункт 3, графа «Примечание») обязательно укажите: «не проживает».

Решение же о назначении субсидии будет приниматься специально созданной районной комиссией на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи (табл.5).

, Игорь КОНДЕНКО

Данный акт должен заполнить работник управления соцзащиты в срок не более двух недель после подачи документов, предварительно известив вас по контактному телефону о времени своего посещения.

Готовьтесь пройти унизительную процедуру «допроса» о времени и объемах ремонта квартиры, сроках покупки телевизора, холодильника и других бытовых приборов, состоянии дверей и окон и т. д. и т. п., после чего акт должен быть засвидетельствован тремя соседями.

Надеемся, что наши рекомендации помогут читателям «2000» получить документ по выживанию в предстоящую зиму — субсидию для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка