Отечественные аграрии повернулись лицом к Азии

№23–24(740) 18 – 24 сентября 2015 г. 14 Сентября 2015 5

Объем экспорта аграрной продукции в 2014/15 маркетинговом году (МГ, длится с июля по июнь) сократился на 1,4 млрд. долл. по сравнению с позапрошлым МГ. В основном это произошло из-за потери российского рынка. Но есть и хорошие новости — существенно вырос экспорт в Китай, Турцию, Саудовскую Аравию и Ливан.

Всего в минувшем маркетинговом году сельскохозяйственной продукции было экспортировано на 14,1 млрд. долл., в 2013/14 — на 15,5 млрд. долл.

Игорь Остапчук говорит, что подорожание ресурсов умножает на ноль все экспортные преимущества, связанные с подешевением гривны. GOLOS.UA
Игорь Остапчук говорит, что подорожание ресурсов умножает на ноль все экспортные 
преимущества, связанные с 
удешевлением гривни. GOLOS.UA

— 1,2 млрд. долл. — это потери за счет резкого уменьшения объема торговли с Российской Федерацией, — рассказывает руководитель экспертной группы ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Игорь Остапчук. — Остальное связано с ухудшением условий ведения бизнеса, обострением конкуренции на рынках, другими факторами.

— Но ведь резкая девальвация национальной валюты наоборот должна стимулировать экспорт: украинская продукция для иностранцев становится дешевле...

— Да, это вроде бы так, но в реальности дело обстоит совершенно иначе. Резкое подорожание всех ресурсов — топлива, электроэнергии, семян (они на 60—80% импортные) — значительно увеличивает себестоимость продукции и сводит на нет экспортные преимущества, связанные с удешевлением гривни.

Лидером по снижению объемов ввоза украинской сельскохозяйственной продукции в 2014/15 МГ стала Япония — импорт сократился на 75%. На 74% уменьшился экспорт в Россию, на 44% — в Великобританию, на 29% — в Нидерланды и на 18% — в Египет.

Надо отметить, что если в целом экспорт аграрной продукции снизился, то в некоторых позициях он вырос, и довольно значительно. Например, на целых 174% увеличился вывоз из страны «других продуктов животного происхождения» (пуха, перьев, костей птиц и животных). На 96% больше экспортируют «шеллака природного» — это сок растений, используемый в лакокрасочной промышленности. Правда, в денежном эквиваленте цифры впечатляют не особо: 21,2 млн. долл. и 300 тыс. долл. соответственно.

Экспорт яблок, груш и орехов вырос на 29%, до 125,5 млн. долл., мяса и съедобных субпродуктов (ливер и обрезки) — на 24%, до 392,4 млн. долл. Вывоз из Украины живых животных принес производителям 18,7 млн. долл. (рост 19%), семян сои и рапса — 1,4 млрд. долл. (12%), шрота — 757,7 млн. долл. (6%).

Очень интересны статьи украинского аграрного экспорта — чай и кофе (они идут в одной позиции), а также табак. В первом случае прирост составил аж 64% — до 13,6 млн. долл. А вот экспорт табака и его промышленных заменителей хоть и увеличился только на 12%, зато принес владельцам загадочных украинских табачных плантаций целых 337,4 млн. долл.

— Речь в данном случае идет о реэкспорте, — пояснил Игорь Остапчук, отвечая на мой исполненный легкого сарказма вопрос, где именно у нас выращивают в промышленных масштабах табак и чай, не говоря уж о кофе.

Кстати, украинское мясо и съедобные субпродукты начали пользоваться огромной популярностью в Нидерландах — поставки этой продукции наращены в 4 раза (и это на фоне того, что в целом экспорт снизился на треть). Кроме того, в Голландию в 2014/15 МГ начали поставлять «украинский» табак и его промышленные остатки. Данное сырье экспортировали еще в Корею, Болгарию, Египет, Китай, Румынию и Южную Корею.

В прошлом маркетинговом году в 1,5 раза увеличился экспорт сои и рапса в Турцию, также для этого вида продукции был открыт рынок Саудовской Аравии. Интересно, что в 30 раз был наращен экспорт отечественных фруктов и орехов в Азербайджан и в 3 раза — в издавна славящуюся своими яблоками Венгрию.

Если говорить о странах, в которых значительно выросло потребление всей украинской сельхозпродукции, то в лидерах — Китай. Объемы экспорта в 2014/15 МГ в Поднебесную увеличились на 103%. На втором месте Турция — 71%, аграрную «бронзу» можно присудить Саудовской Аравии с ее 40%.

Эксперты Украинского клуба аграрного бизнеса говорят, что данные прошлого маркетингового года свидетельствуют о переориентации отечественных производителей на восточные регионы. Ведь 7 из 10 государств, куда поставки украинской сельхозпродукции были наращены больше всего, — это азиатские страны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка