Праздничная стрижка или долговое рабство

№19–20(738) 4 – 10 сентября 2015 г. 28 Августа 2015 1 4.9

Яресько ваза долги

Как и прогнозировали «2000», комитет кредиторов, куда вошли представители ведущих западных инвестфондов, в том числе Franklin Templeton, BTG Pactual Europe LLP, TCW Investment Management Company и T.Rowe Price Associates Inc., отверг первоначальное предложение Минфина о списании («стрижке») 40% номинала принадлежащих им еврооблигаций Украины и согласился на списание 20% долга.

В общей сложности кредиторы готовы простить Украине $3,6 млрд. В пресс-релизе Минфина говорится, что сумма может вырасти до $3,8 млрд., если по аналогичной схеме будут реструктуризированы гарантированные государством облигации госпредприятий и бонды Киева.

Итого обе стороны переговоров могут быть довольны. Кредиторы — потому как существенная часть евробондов Украины приобреталась на вторичном рынке с дисконтом около 50%, а значит, инвестфонды смогут неплохо заработать на Украине даже с учетом 20% «стрижки». Глава же Минфина Наталья Яресько оправдала репутацию искусной переговорщицы и человека со связями в финансовом мире США, который представляли основные кредиторы.

Если стороны договорятся, вместо евробондов с полным погашением в 2015—2018 гг. Минфин выпустит 9 новых серий еврооблигаций, выплата которых должна наступить с 2019-го по 2027 г. Процентная ставка по каждой из них составит 7,75%. Это всего на 0,53% выше усредненной ставки ценных бумаг, по которым велись переговоры.

Впрочем, эксперты высказывают диаметрально противоположные мнения о подготовленном соглашении. В провластных кругах не скупятся на похвалы украинским переговорщикам. Более других в этом плане отличился глава МВД Арсен Аваков, назвавший договоренность с кредиторами победой Украины. По этому поводу на заседании Кабмина он даже вручил премьер-министру Арсению Яценюку и министру финансов Наталье Яресько две гильзы от 120 мм снарядов, разрисованные полтавской художницей.

Скептики же говорят, что щедрость кредиторов к Украине оказалась явно преувеличенной, а некоторые пункты соглашения не выдерживают никакой критики. Так что гильзы из АТО — это даже не «куля в лоб», а нечто посерьезнее.

Прежде всего это касается «инструмента компенсации стоимости» реструктуризированных облигаций, привязывающего выплаты кредиторам к показателям роста ВВП Украины в 2021—2040 гг. О чем постарались умолчать официальные лица. Фактически украинские власти подрядились два десятилетия выплачивать кредиторам дополнительные платежи, если годовой прирост ВВП страны составит свыше 3%.

Кредиторам достанется 15% прироста реального ВВП, если он составит 3—4%, и 40% от прироста свыше 4%. Однако в 2021—2025 гг. максимальный размер платежей будет ограничен 1% ВВП. Дополнительные платежи начинаются, как только номинальный ВВП превысит $125,4 млрд. По прогнозам МВФ, Украина может достичь этого показателя до начала 2019 г.

Как считает учредитель инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак, компенсационные выплаты, которые Украина обяжется перечислять кредиторам с 2021-го по 2040 г. при росте экономики свыше 3%, могут обернуться для них баснословными прибылями. Если первые 5 лет существуют ограничения по выплатам на уровне 1% ВВП, т. е. порядка $1,25 млрд. в год, то далее при росте нашей экономики на 7—8% в год кредиторы будут ежегодно получать дополнительно еще $3—4 млрд., а может, и больше. «Такие условия неприемлемы!» — считает Козак.

О том же говорит экономический эксперт Олег Устенко. По его словам, отложив на 4 года выплаты тела и процентов по евробондам, «Украина будет отдавать 0,4% от каждого процента нашего дополнительного роста с 2021-го по 2040 г. И нам следует быть готовыми к тому, что мы должны делать это именно в отношении России».

По мнению г-на Устенко, все еще существует возможность того, что еврооблигации на $3 млрд., размещенные на ирландской бирже и купленные Россией, будут признаны коммерческими. А раз так, Россия должна будет признать списание $600 млн. из этого долга, а по оставшимся $2,4 млрд. Украина обязана будет в случае необходимости выплачивать многолетнюю компенсацию.

Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса рассказал «2000», что комитет кредиторов во главе с Franklin Templeton принципиально не шел ни на какое списание долга и украинские переговорщики должны были предложить обоюдовыгодное решение. Инструмент же компенсации стоимости в финансовом мире не нов и неоднократно использовался в случаях реструктуризации задолженности, в том числе в стране вечных дефолтов — Аргентине.

Как считает эксперт, активно расти Украина должна в ближайшие годы, т. е. до того, как начнутся выплаты. Если же отечественная экономика будет расти такими темпами, как в Китае, т. е. на 10% в год, то выплаты кредиторам для нас не станут проблемой. Они будут ежегодно закладываться при формировании нового бюджета.

Мировое финансовое сообщество позитивно отреагировало на достижение договоренности между правительством и комитетом кредиторов. Вчера только за один день украинские евробонды поднялись в цене на 15%.

Как считает г-н Фурса, российские бонды на $3 млрд. или будут реструктуризированы на общих условиях, или не будут выплачены вообще. Российские держатели других украинских еврооблигаций, скорее всего, будут вынуждены пойти на условия, согласованные со специальным комитетом кредиторов. Чтобы соглашение с кредиторами вступило в силу, оно должно быть утверждено Верховной Радой. И, вероятно, это будет сделано уже в сентябре. Ведь речь идет ни много ни мало об инстинкте самосохранения нынешней власти.

Впрочем, многим депутатам будет нелегко подписаться под документом, провозглашающим многолетнюю дань Украины финансовым спекулянтам, среди которых, возможно, есть и представители семьи объявленного вне закона экс-президента Януковича, о чем ранее заявляла и сама Наталья Яресько. И уж точно среди кредиторов будут фигурировать российские банки, которые традиционно были крупнейшими покупателями украинских облигаций. Но другого выхода у представителей парламентского большинства нет.

Нетрудно догадаться, что результаты переговоров с кредиторами были предрешены параметрами соглашения с МВФ о механизме расширенного кредитования, одним из условий которого является снижение к 2020 году уровня задолженности Украины до 71% ВВП. Поэтому переговорщики не могли согласиться на списание 5—10% долга.

В то же время реструктуризация даже на таких унизительных условиях позволит властям втиснуть макроэкономические параметры в рамки соглашения с МВФ, чтобы получить доступ к займам фонда, Всемирного банка, других государств и международных организаций и удержать экономику от коллапса с непредсказуемыми последствиями уже этой осенью.

В любом случае по поводу целесообразности подписания соглашения с кредиторами в Верховной Раде не миновать оживленных дебатов. И даже самые рьяные сторонники нынешней власти вряд ли станут отрицать, что американские и европейские кредиторы собираются очень неплохо наварить на наших проблемах. Так или иначе, что бы ни случилось с государством через пару десятилетий, владельцы украинских облигаций будут иметь мощную правовую защиту.

Есть также мнение, что механизм компенсационных выплат не только служит естественным сдерживателем экономического роста и подталкивает страну к офшоризации, но и стимулирует дальнейшее территориальное дробление и федерализацию.

Поэтому, расхваливая соглашение с кредиторами, Минфину приходится демонстрировать очень странную логику. «В новейшей украинской истории только 9 из 24 лет рост ВВП превышал 3%. По оценкам МВФ, ожидаемые платежи Украины по компенсационным выплатам составят всего 0,3% ВВП в 2021—2025 гг. и 0,6% ВВП в 2026—2040 гг.», — значится на сайте Минфина.

Что и следовало доказать: на словах власти обещают скорое превращение Украины в европейского экономического тигра, а по факту признают, что в ближайшие десятилетия гигантского прорыва и бурного экономического роста от нашей страны в мире никто не ожидает.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Белорусский со словарем

Измена родине — не только уголовно наказуемое преступление, но и прекрасный...

Шоковый оптимизм

Ни один из трех сценариев развития экономикипо версии НБУ не предполагает...

О нас за нас «позаботились»

Практические советы по оформлению субсидий для возмещения затрат на оплату...

Бюджетные хотелки Гройсмана. Экономический рост и...

Нынешняя стабилизация в экономике не в последнюю очередь связана с улучшением...

О нас за нас «позаботились»

Фактические данные о добыче газа в Украине свидетельствуют об огромных масштабах...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
29 Августа 2015, цзы лисицин

Согласится можно со всеми доводами ,они логичны и документально достоверны.А вот тезис о том,что Наталья Яресько оправдала репутацию искусного переговорщика и человека со связями в финансовом мире США,воспринимаю ровно на половину и то с натяжкой.Искусного возможно,а вот человека со связями ,скорее нет. Связи у дамы (старые,проверенные с госдепом) в течение многих десятилетий,что и дало сомнительный +для Украины.А в финансовом мире её знают ,как представителя госдепа,а рекомендации последнего принимаются под козырёк,вот и весь её "успех"!

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка