Сладкий ответ на грозные вызовы

№11(764) 18 — 24 марта 2016 г. 16 Марта 2016 4.7

Шоколадный бизнес Петра Порошенко даже в условиях бесконечной политической борьбы на внутреннем и внешнем фронтах по-прежнему в первых рядах мирового рейтинга крупнейших конфетных компаний.

[img:82961]

Да и в целом, несмотря на продолжающуюся войну на Востоке Украины и проблемы со сбытом продукции в России, крупнейшим кондитерским компаниям Украины удается удерживать позиции на рынке.

На днях американский журнал Candy Industry («Конфетная индустрия») представил новый ТОП-100 мировых конфетных компаний. Среди отраслевых грандов оказалось сразу три украинских брэнда — «АВК», «Конти» и «Рошен».

Выше всех в табели о рангах конфетной индустрии — на 22-е место — забралась президентская Roshen Confectionery Corp. Хотя до политического кризиса в Украине холдинг Петра Порошенко занимал 18-е место в мировой шоколадной индустрии (рейтинг 2013 г.), а владельца Roshen с полным основанием можно было назвать миллиардером.

По оценкам американских экспертов, до политического кризиса в Украине объем продаж шоколадной империи Порошенко варьировался от $1 млрд. до $1,276 млрд. В настоящее время объем реализации Roshen готовой продукции уменьшился до $800 млн.

Сокращение, очевидно, связано с нынешним президентским статусом Петра Порошенко, даже если в Украине Roshen имеет возможности для расширения торговых площадей, выкупая или арендуя привлекательные помещения под фирменные магазины. В России же продукция Roshen обладает нежелательным политическим привкусом, а принадлежащая Roshen Липецкая фабрика с пристрастием проверялась тамошними контролирующими органами, неоднократно останавливалась, а в январе т. г. была выставлена на продажу.

Как недавно заявил гендиректор и миноритарий Roshen Вячеслав Москалевский, за Липецкую фабрику в корпорации Порошенко хотели бы выручить около $200 млн.

Но сделать это будет архисложно. В настоящее время фабрика работает на четверть своих мощностей. И, по словам Москалевского, после объявления о продаже все реальные покупатели ушли в подполье, а среди тех, кому фабрика интересна, оказались сотрудники ФСБ и российских правоохранительных органов.

Поставки же в Россию продукции Roshen из Украины еще минувшим летом были приостановлены распоряжением Роспотребнадзора. В украинских сладостях якобы нашли бензопирен — токсичное вещество, которое образуется при сгорании углеводородного топлива.

Суммарные потери от запрета, введенного Роспотребнадзором, в украинской компании тогда оценили в $17 млн. в месяц.

Поэтому, если для любителей шоколадных изделий и других сладостей они служат верным средством притупления страхов и тревог, лекарством для расшатанной нервной системы, то для менеджеров шоколадной империи украинского президента работа в России уже давно перестала быть источником положительных эмоций.

Менее проблемно складываются отношения с российскими потребителями второго крупнейшего украинского производителя — донецкого холдинга «Конти», который является «семейным» предприятием племянницы Рината Ахметова — Татьяны Ахметовой-Айдаровой и сына бывшего вице-премьера Бориса Колесникова — Константина.

В нынешнем году ТОP-100 Candy Industry отвел Konti Group 38-е место по сравнению с 31-м в рейтинге 2013 г. Однако выручка компании сократилась не так значительно, как у Roshen, — с $520 млн. до $473 млн.

Если учесть, что все украинские активы «Конти» — Донецкая, Константиновская и Горловская фабрики — сосредоточены в зоне проведения АТО, в том числе на неподконтрольной Украине территории, то высокие показатели деятельности компании заслуживают пристального внимания.

Но и так ясно, что успешная работа донецкой корпорации была бы в принципе невозможна без благосклонности российских властей, которые вполне лояльно относятся к деятельности «Конти» на их территории. Свидетельством тому стало открытие в октябре 2015-го в Курске — на мощностях ЗАО «Конти-Рус» новой линии по производству мягких бисквитов.

Правда, одним из условий развития бизнеса Колесникова и Ахметова в России является замещение экспорта продукции украинских заводов — той, что произведена в РФ.

По данным «Конти-Рус», в минувшем году такое замещение было сделано даже с 15% увеличением поставок собственной продукции. Расширялись экспортные поставки.

Пользователи украинского сегмента социальных сетей замечали, что продукция, произведенная на Донецкой фабрике «Конти», в минувшем году продавалась и на остальной украинской территории.

Не менее сложные болезни роста пришлось преодолеть еще одной украинской корпорации — «АВК», принадлежащей донецкому бизнесмену Владимиру Авраменко.

Из трех заводов «АВК» — Донецкая и Луганская кондитерские фабрики — находятся на неподконтрольной Украине территории. Единственной активно развивающейся производственной площадкой оказалась Днепропетровская.

Тем не менее в рейтинге Candy Industry «АВК» заняла высокое 62-е место, по сравнению с 2014-м потеряв в отраслевой табели о рангах всего 5 строчек.

Еще большего удивления заслуживает то, что, по версии американского издания, украинской компании удалось сохранить выручку. В нынешнем рейтинге объем реализации готовой продукции AVK Confectionery оценили на $269 млн. по сравнению с $275 млн. в ТОП-100 за 2014 г.

В «АВК» этих данных не комментируют. Но неофициально представитель компании уверил «2000», что Донецкие и Луганские фабрики «АВК» не работают. Расширено производство в Днепропетровске.

Кроме того, компания размещает заказы на продукцию под своим брэндом на других украинских, а главным образом — зарубежных фабриках. Таким образом «АВК» удается поддерживать долю на рынке.

В сопроводительной записке к рейтингу главный редактор Candy Industry Бернард Пасиняк указал, что замеченное читателями падение доходов некоторых компаний далеко не всегда означает сокращение реализации объемов шоколадной продукции. В большинстве случаев сказывается девальвация национальных валют к доллару.

О масштабах же общечеловеческой любви к сладостям позволяют судить объемы глобальных лидеров. Два первых десятка компаний из рейтинга Candy Industry ежегодно продают изделий на $1 млрд. и более каждая.

Первая тройка рейтинга — американские Mars Inc., Mondelez International и швейцарская Nestle SA — имеют по всему миру 687 предприятий, на которых трудятся около полмиллиона сотрудников. Объем продаж каждой из них в прошлом году составил более $10 млрд., а у лидера Mars Inc. — $18,4 млрд. (www.candyindustry.com)

В украинских условиях долларовое сокращение с большой вероятностью означает сохранение товарных объемов реализации, а продуктовый эквивалент в долларах — увеличение внутренних продаж или экспорта.

Но в любом случае наличие сразу трех украинских компаний в сотне крупнейших мировых производителей конфет, а Roshen и Konti — в верхней части списка, можно только приветствовать.

Благодаря им Украина вполне может претендовать на статус если не глобального, то уж точно — регионального кондитерского лидера. И хотя бы это успокаивает в наше тревожное время.

Таков наш сладкий ответ на грозные вызовы эпохи.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка