Раздвоение наличности

№20(772) 20 — 26 мая 2016 г. 19 Мая 2016 1 5

Автомобильная отрасль Украины находится в глубокой стагнации. Сокращение продаж заставляет производителей переходить друг другу дорогу и заходить на чужую территорию.

Сенсационную новость из этого разряда в начале мая озвучил народный депутат Олег Ляшко. По его данным, Министерство обороны готово существенно урезать закупки грузовиков производства отечественного АвтоКрАЗа в пользу продукции Минского автозавода.

Сборка МАЗов для украинской армии якобы уже полным ходом идет на мощностях ПАО «Черкасский автобус», владельцем которого ранее был Петр Порошенко. Еще до вступления в президентскую должность он продал этот актив в рамках реструктуризации бизнеса своему деловому партнеру — нынешнему первому заместителю секретаря СНБО и руководителю Межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля Олегу Гладковскому.

Теперь «Черкасский автобус» наладил сотрудничество с белорусами и занялся сборкой грузовиков МАЗ в Украине.

Следствием этого может стать перекройка планов Минобороны по закупкам автотехники и вытеснение КрАЗа с украинского рынка в пользу нового производителя.

Как утверждает нардеп, концерн «АвтоКрАЗ» не получит ожидаемого ранее контракта на 700 автомобилей от оборонного ведомства. Вместо этого предприятие произведет только 50 единиц техники.

В конце прошлого года черкасский завод корпорации «Богдан» якобы уже получил первый заказ от Минобороны на поставку 120 автомобилей МАЗ. То ли еще будет?

Искать для себя новые рынки сбыта корпорацию «Богдан» и «Черкасский автобус», несомненно, вынуждает сложная ситуация на авторынке.

По данным ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», членами которой являются КрАЗ и его нежданные конкуренты, в январе—апреле т. г. в Украине произвели 1076 автотранспортных средств. Это на 27,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Три четверти произведенных автомобилей — легковые. Почти все остальные — коммерческие.

В сегменте средних автобусов лидером украинского рынка является «Атаман» (усовершенствованный «Богдан-А093»). За четыре месяца т. г. в Украине было продано 345 автобусов различного класса. «Атаман» занял треть рынка — 109 единиц. Но серьезную конкуренцию ему составляют как отечественные часовоярская «Рута» и запорожский I-VAN, так и российские ПАЗы и ГАЗы, которые вместе поставили транспортникам в два раза больше автобусов.

При этом из статистики видно, что черкасчане торгуют преимущественно прошлогодней техникой. В марте—апреле было выпущено всего лишь 6 автобусов.

Среди грузовых автомобилей безусловным лидером является КрАЗ. Только в апреле концерн, принадлежащий внефракционному нардепу Константину Жеваго, произвел 110 автомобилей.

На сайте предприятия об апреле говорится как о самом результативном месяце. Объем производства в сравнении с мартом вырос в 2,3 раза, а по сравнению с апрелем 2015 г. увеличился на 21%.

65% продукции произведено на экспорт. Предприятие в основном поставляло шасси (68%), бортовые машины (18%) и седельные тягачи (12%).

На фоне низкого объема реализации «Черкасский автобус», видимо, и решил дополнить модельный ряд грузовой техникой.

Однако отрицательный акцент этим событиям придает заинтересованность одного из ближайших партнеров президента в приходе на украинский рынок нового производителя.

Бывший директор корпорации «Богдан» Олег Свинарчук, после прихода на госслужбу взявший фамилию матери — Гладковский, в настоящее время курирует деятельность оборонно-промышленного комплекса. «То есть, как видим, он сам у себя покупает технику за бюджетный счет», — утверждает скандально известный нардеп.

Примечательно, что в Минобороны пока никак не комментируют перспектив закупок МАЗов для армии. Грузовиков Минского автозавода нет ни на сайтах корпорации «Богдан» и ПАО «Черкасский автобус», ни среди брендов, ни среди готовой продукции или осваиваемых новинок.

На сайте указано, что черкасский автозавод «Богдан» производит две среднетоннажные модели грузовиков и одну малотоннажную. Все три модели японского бренда ISUZU.

Само же заявление Ляшко очень похоже на умышленный слив информации, чтобы привлечь внимание к возможному переделу рынка. Можно также говорить об информационной атаке на одного из видных членов президентской команды.

По данным реестра предприятий Минюста, «Черкасским автобусом» в настоящее время владеет компания по управлению активами «Изи Лайф», собственниками которой являются кипрская Zaknax Trading Limited, а также наши соотечественники — Виктория Соколова-Билоус (директор «Изи Лайф»), Елена Панченко и Олег Пугач, и жители далекого офшорного Белиза — Мэтью Эдриан Бредли, Тиффани Николь Браун и Легрисия Никол Ламб.

Т. е. определенно можно говорить о продолжении скандала с «панамскими документами» регистратора офшоров компании MossackFonseca, который мировые СМИ активно обсуждали в прошлом месяце, а в Украине неделю обсудили и забыли.

Г-н Гладковский среди основателей ПАО «Черкасский автобус» не числится. И можно предположить, что, вступив на госслужбу, он передал управление своими активами КУА «Изи Лайф».

Однако 10 мая журналистка Анна Бабинец на своей странице в Фейсбуке сделала запись о том, что, изучая архивы MossackFonseca, она обнаружила, что Олег Свинарчук — единственный владелец офшорной фирмы Teckford Investments Financial Corporation, зарегистрированной в феврале 2007 г. на Британских Виргинских островах.

Анна Бабинец утверждает, что компания связана с корпорацией «Богдан», а сертификат бенефициара, подтверждающий принадлежность Teckford Олегу Свинарчуку, датирован 25 июня 2015 г., когда Олег Гладковский уже вовсю курировал отечественную оборонку.

Можно, конечно, предположить, что владелец виргинского офшора и крупный украинский чиновник — совершенно разные люди. Но слишком много в этой истории совпадений.

«Государственная должность не заставила г-на Свинарчука отказаться от офшора на БВИ. Что ж, берет пример со своего шефа и бывшего бизнес-партнера», — подытожила журналистка.

Если информация Олега Ляшко соответствует действительности, к поставкам МАЗов в адрес Минобороны возникают вопросы и чисто технического характера.

Хотя эксперты утверждают, что МАЗ и КрАЗ почти не отличаются по техническим характеристикам, однако минские грузовики изначально производились для грузоперевозок, а кременчугские — для нужд военных.

Для этого продукция КрАЗ еще во времена СССР проходила жесткие испытания при температурных режимах от +50 до -50°С и имела усиленную конструкцию. Но будет ли обладать такими свойствами белорусская техника?

Зато можно говорить о том, что интерес Олега Гладковского в роли замсекретаря СНБО и руководителя межведомственной комиссии по ВТС и экспортному контролю может не ограничиться автотранспортом, производством и сборкой, которой в корпорации «Богдан» он занимается с конца 90-х.

В конце марта Олег Игоревич, возглавлявший украинскую делегацию на выставке Defexpo-2016 в Гоа (Индия), подписал контракт с корпорацией Reliance Group индийского миллиардера Анила Амбани на производство в этой стране различных версий украинского военно-транспортного самолета Ан-178 корпорации «Антонов».

Об этом событии стало известно из индийских СМИ. Тогда как на киевском авиазаводе на условиях анонимности сообщили, что его руководство понятия не имеет, о чем договорились кураторы предприятия из «Укроборонпрома» и индийский бизнесмен, владеющий крупнейшей телекоммуникационной компанией и наибольшей сетью кинотеатров.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Белорусский со словарем

Измена родине — не только уголовно наказуемое преступление, но и прекрасный...

Шоковый оптимизм

Ни один из трех сценариев развития экономикипо версии НБУ не предполагает...

О нас за нас «позаботились»

Практические советы по оформлению субсидий для возмещения затрат на оплату...

Бюджетные хотелки Гройсмана. Экономический рост и...

Нынешняя стабилизация в экономике не в последнюю очередь связана с улучшением...

О нас за нас «позаботились»

Фактические данные о добыче газа в Украине свидетельствуют об огромных масштабах...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

......................... а..как в отношении качества Кразов -для МО .... и для ..всех ..автомобиль МАЗ -прошел инспекцию на всех Северах и трудился по всех стройках века...-60-90 годы...

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка