Заговор супермаркетов

07 Мая 2015 4.6

Крупнейшие торговые сети уличили в ущемлении конкуренции и завышении цен на товары

Крупнейшие торговые сети уличили в ущемлении конкуренции и завышении цен на товары

Вслед за народными депутатами, пожелавшими национализировать продуктовые сети «АТБ» и «Брусниця», претензии украинским супермаркетам предъявило антимонопольное ведомство.

В конце апреля Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) объявил о раскрытии картельного сговора с участием крупнейших торговых сетей, работающих под брендами «Сільпо», «Фора», «Фуршет», «Велика кишеня», «ЭКО маркет», «Караван», Billa, «Новус», Spar, «Бимаркет», «МЕТРО», «Ашан», «АТБ», «Перекресток» и «Край та Країна».

Координатором незаконной деятельности ретейлеров чиновники назвали украинский филиал всемирно известной американской исследовательской корпорации The Nielsen Company — ACNielsen Ukraine.

Эта компания занимается маркетинговыми исследованиями, и одним из основных направлений ее деятельности является розничный аудит, предоставляющий сравнительную информацию о том, что происходит с продукцией в розничных сетях.

Постоянный мониторинг, который ведется в супермаркетах, позволяет получить информацию о сегментации и объеме рынка, а также о динамике продаж отдельных товаров, приверженности покупателей определенным брендам и изменениях предпочтений потребителей.

На основании таких данных торговые сети производят закупку ассортимента для своих магазинов и формируют запасы, делают выводы об эффективности работы конкретных торговых точек, а производители товаров судят о результативности проведенных рекламных кампаний.

Получить такой массив информации без ведома и участия компаний, управляющих торговыми сетями, невозможно. Однако в АМКУ пришли к выводу, что информация, полученная владельцами супер- и гипермаркетов от маркетологов, использовалась ими для ограничения конкуренции, создавала проблемы производителям и поставщикам и препятствовала выходу на рынок малому и среднему бизнесу. Что в конечном счете привело к существенному подорожанию товаров повседневного спроса. Законодательство о защите конкуренции предполагает максимальный размер штрафов до 20% годового дохода каждой компании-нарушителя. А с учетом масштабов деятельности торговых сетей, объединяющих сотни супермаркетов, наказание для ретейлеров могло бы составить астрономическую для Украины сумму в $1 млрд.

Но в данном случае АМКУ оказался предельно лоялен к нарушителям, оценив их ущерб для конкуренции в 0,2—0,3% товарооборота, или в совокупности — 203,6 млн. грн.

Объясняется это давностью расследования, начатого еще в 2012 году, при прошлой власти, в бытность начальником АМКУ — Рафаэля Кузьмина, а также негативным международным резонансом, который может вызвать решение антимонопольного ведомства.

Среди нарушителей, помимо ACNielsen Ukraine, оказались авcтрийская Billa, немецкая Metro Cash&Сarry, французская Auchan, испанская франшиза — Spar. Компании-владельцы чисто украинских сетей также зарегистрированы на Кипре или на других офшорных территориях.

При экс-президенте Викторе Януковиче АМКУ собирался наказать нарушителей на 20 млрд. грн. Однако негативное отношение к такому решению высказали международные бизнес-ассоциации и руководство крупных иностранных компаний, работающих в Украине. Поэтому вопрос положили под сукно и более двух лет к нему не возвращались.

В нынешнем году к разбирательству о сговоре крупнейших ретейлеров решили вернуться. Основанием для этого, вероятно, стали задача наполнения оскудевшей государственной казны и слабые позиции торговых сетей, замеченных в непатриотичной перерегистрации своего крымского имущества в России и участии в контрабандных поставках товаров на оккупированные территории Донбасса.

С этой точки зрения демарш группы народных депутатов, зарегистрировавших в Верховной Раде два законопроекта, предполагающих национализацию торговых сетей — «АТБ» и «Брусниця», можно считать банальным «разогревом» для последующего узаконенного рэкета со стороны чиновников.

Судя по всему, так думают и сами участники гипотетического картеля. По информации «Украинской ассоциации ретейлепров», о намерении оспорить решение АМКУ уже заявили Metro и Novus, а в Nielsen Ukraine назвали обвинения в свой адрес «фактически и юридически несостоятельными и противоречащими экономической действительности».

В заявлении компании указано, что маркетинговые исследования не ограничивают, а стимулируют конкуренцию и позволяют участникам рынка эффективно реагировать на меняющийся потребительский спрос. Кроме того, услуги Nielsen изучались антиконкурентными ведомствами по всему миру, и они не пришли к выводу об их противоречии национальным законодательствам. (rau.com.ua)

Представители Европейской бизнес-ассоциации и Американской торговой палаты даже вынуждены были обратиться с письмом к президенту Украины Петру Порошенко, премьер-министру Арсению Яценюку, спикеру парламента Владимиру Гройсману и профильным министрам. Они считают, что решение АМКУ станет негативным сигналом для иностранных инвесторов и может нанести ущерб инвестиционной привлекательности Украины. Но официальной реакции на это пока не было. Так что ретейлерам придется отстаивать свою репутацию в суде.

Пока же, согласно решению АМКУ, Nielsen Ukraine в двухмесячный срок должна привести свою деятельность в рамки законодательства о защите экономической конкуренции. Надо понимать, филиалу американской маркетинговой компании предложили ограничить объем исследований, проводимых по заказу продуктовых ретейлеров, потеряв таким образом существенную часть заработка в нашей стране.

Торговые сети за этот же период должны нормализовать отношения с поставщиками и изменить подходы к ценообразованию. Что, видимо, предполагает уменьшение сроков оплаты за поставленный товар (такой срок как правило, составляет не менее 60—90 дней) и отмену различных маркетинговых премий поставщиков в пользу супермаркетов.

«От торговых сетей требуют относиться к мелким поставщикам и производителям так же, как к крупным отечественным и даже транснациональным компаниям, а это нереально», — рассказала «2000» на условиях анонимности руководитель службы маркетинга одной из отечественных торговых компаний.

«У крупных поставщиков — просто огромные маркетинговые бюджеты. Они сами тратятся на продвижение своих товаров и готовы участвовать в различных акциях, предоставлять скидки. Мелкие себе этого не могут позволить. А любая сеть заинтересована в дополнительных средствах. Иногда от этого зависит и рентабельность деятельности ретейлера. Поэтому равного отношения к производителям разного калибра однозначно не будет.

Наконец, крупные поставщики не меньше ретейлеров заинтересованы в надежных каналах сбыта своей продукции и не готовы терять конкурентные преимущества. Многие даже сами готовы за это переплачивать и давать откаты. Поэтому ожидать каких-то серьезных изменений в системе взаимоотношений торговых сетей и поставщиков товара, еще и в нынешний кризисный период, было бы наивно», — утверждает маркетолог.

Знамение третьего транша

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка