Знамение третьего транша

№38(788) 23 — 29 сентября 2016 г. 18 Сентября 2016 2 5

Этой осенью приостановка более чем на год финансирования Украины Международным валютным фондом стала выглядеть, как знак недоверия или даже «черная метка» международных финансовых доноров президенту Петру Порошенко. И с этим надо было что-то делать.

Вероятно, поэтому украинские СМИ дружно заговорили о «проклятии третьего транша», когда после выдачи первых двух порций финансирования нашей стране МВФ сворачивал кредитную программу и только через несколько лет восстанавливал сотрудничество, но уже на других условиях.

Перевод событий из рациональной плоскости в область сверхъестественного невольно подтвердил и сам Порошенко. В ходе визита в Днепр 13 сентября, накануне заседания совета директоров МВФ, на котором должен был решаться вопрос Украины, он перекрестился, говоря об очередном транше, который, по его словам, должен стать «фундаментом для проведения реформ».

Вопрос о выдаче Украине финансирования, эквивалентного $1 млрд., в повестку дня МВФ был внесен по просьбе Петра Порошенко после его телефонной беседы с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, в ходе которой Президент Украины, вероятно, не только живописал все риски для украинской экономики от очередного витка девальвации национальной валюты, но и дал обещание провести необходимые реформы, на которых настаивает фонд и другие страны и организации-доноры.

Просьба о внесении вопроса об украинском миллиарде на заседание исполнительного совета фонда была сделана весьма своевременно. Это стало ясно уже в ходе пресс-брифинга, проведенного 15 сентября директором департамента коммуникаций и спикером МВФ Джерри Райсом.

Г-н Райс дал понять, что сентябрь и первая декада октября — самый напряженный период в деятельности фонда. После участия в саммитах G-20 в Китае и ASEAN в Лаосе Кристин Лагард и другие руководители МВФ приняли участие в работе 71-й сессии ООН, открывшейся 13 сентября в Нью-Йорке.

Там г-жа Лагард участвовала в работе представительного «круглого стола» по вопросам устойчивого развития, группы по расширению экономической возможностей женщин и Агентства международного развития США (USAID).

Кроме того, 18 сентября она выступила на ежегодной конференции Международной ассоциации юристов в Вашингтоне.

26 сентября первое лицо фонда отправится в Картахену (Колумбия), где примет участие в церемонии подписания мирного договора между колумбийскими властями и повстанческой группировкой FARC. А оттуда — в Чикаго на мероприятие Северо-Западной школы менеджмента Келлоуг, которое назначено на 28 сентября. В Чикаго Кристин Лагард произнесет важную речь.

Все это время ее заместитель Митсухиро Фурусава находится в Гвинее и Сенегале — встречается с местными чиновникам и участвует в конференции по финансовой интеграции государств Западной Африки.

Напряженный график у первых лиц фонда будет как минимум до 7—9 октября. Таким образом, не окажись украинский вопрос на рассмотрении исполнительного совета МВФ 14 сентября, вернуться к нему они смогли бы только через месяц.

Такой вариант был бы крайне нежелателен для украинских властей из-за нервозности на валютном рынке и наиболее серьезного сползания курса гривни с начала т. г., когда всего лишь за месяц гривня потеряла около 10% стоимости.

Позитивная информация о транше МВФ позволила Нацбанку остановить падение гривни с отметки 26,67 грн./$ и начать ее укрепление.

Исполнительный совет МВФ проголосовал за выделение средств Украине. Против был только представитель России, ссылаясь на неурегулированный вопрос с возвратом кредита на $3 млрд., полученного накануне отстранения от власти Виктора Януковича. Однако в МВФ дали понять, что считают достаточными усилия по урегулированию этого спора.

К выходным, т. е. менее чем за 5 дней после оформления транша МВФ, официальный курс доллара США понизился до 25,9 грн., а эксперты заговорили даже о возможности возвращения гривни в коридор 24—25 грн.

Говорить об этом как о состоявшемся событии пока рано. После возобновления финансирования МВФ НБУ провел очередные мероприятия по смягчению административного давления на валютном рынке.

С 15 сентября увеличена в 2,5 раза до 250 тыс. грн. (в гривневом эквиваленте) возможность клиентов банков получать наличные в валюте со своих счетов через кассы и банкоматы.

Кроме того, компаниям-резидентам, имеющим кредитные долги перед нерезидентами, разрешили покупать валюту для погашения задолженности даже при наличии более $25 тыс. на их собственных счетах при условии целевого использования купленной валюты. Раньше на это существовали ограничения из-за опасений вывода из страны крупных сумм в долларах и евро. Сейчас же в НБУ высказывают уверенность в том, что выплата валютных долгов украинскими компаниями нерезидентам не расшатает валютный рынок. Помимо этого, с 16 сентября НБУ снизил учетную с 15,5% до 15%.

В июне Нацбанк разрешил приобретение валюты для вывода из страны дивидендов, увеличил срок расчета по экспортно-импортным операциям с 90 до 120 дней и уменьшил для экспортеров обязательство по продаже валютных поступлений с 75% до 65%.

Некоторые эксперты назвали эти меры преждевременными и считают, что именно они способствовали сползанию гривни в конце августа — начале сентября.

Тем не менее снижение административных ограничений на валютном рынке является одним из условий дальнейшего сотрудничества Украины и МВФ. Поэтому комментируя предоставление Украине очередного транша, Кристин Лагард назвала макроэкономическую политику украинских властей разумной и позитивно оценила мероприятия НБУ по оздоровлению банковской системы.

После выдачи Украине $1 млрд., которые пойдут на пополнение валютных резервов, общая сумма выделенных фондом средств достигла $7,62 млрд. из предусмотренных $17,5 млрд.

Впрочем, МВФ трудно назвать очень щедрым к Украине. По итогам пересмотра экономической программы размер третьего транша, изначально утвержденного в $1,7 млрд., сократился почти в два раза. Да и следующая выплата в размере $1,3 млрд. может состояться до конца т. г. только при выполнении Украиной целого ряда условий.

Большая часть их озвучена в пресс-релизе МВФ и является прямым предупреждением украинским властям, как например, «избегать изменений в налоговой политике, которые приводят к увеличению дефицита». Что равносильно прямому указанию не раздувать расходы в ходе подготовки бюджета на 2017 г. и не отступать от политики приведения энерготарифов в соответствие с себестоимостью.

Вместо этого предлагается сделать акцент на улучшение налогового и таможенного администрирования, т. е. борьбу с коррупционными схемами, в которые вовлечен крупный бизнес и чиновники.

Слухи о национализации «ПриватБанка», активно распространяемые в последнее время, нашли отражение в рекомендации повысить рекапитализацию коммерческих банков, а скандалы с непрозрачной продажей Фондом гарантирования вкладов физических лиц активов ликвидированных банков — в упоминании о проблеме обесцененных активов.

В заявлении МВФ также говорится о «параметрической пенсионной реформе», которая должна иметь «решающее значение для выравнивания структурного дефицита». Из этого следует, что в МВФ не настаивают на немедленной перестройке пенсионной системы и добавлении в нее накопительной надстройки. Однако чтобы получить следующий транш, властям придется и дальше урезать пенсионные выплаты различным профессиональным группам и пойти на повышение пенсионного возраста.

По данным Apostrophe.ua, в меморандуме, подготовленном фондом для выделения следующего — четвертого транша, четко оговорены ряд «маяков», которые Украина должна пройти для получения новой порции финансирования.

В части пенсионного обеспечения к ним относится принятие в декабре т. г. нового закона, предусматривающего постепенное изменение пенсионного возраста. При этом в МВФ не указывают новых пенсионных рамок. Однако в законе должны быть предусмотрены сокращение оснований для досрочного выхода на пенсию и ужесточение условий для получения минимальной пенсии. Там же должны быть представлены единые принципы пенсионного обеспечения без предоставления льгот для каких-либо профессий (кроме военных), расширение базы для взносов в систему социального обеспечения, установление справедливого налогового режима для пенсий, обеспечение более тесной связки между пенсионными взносами и размером пенсии, что должно стимулировать граждан декларировать свои реальные доходы.

Кроме того, предусматривается, что финансирование категориальных надбавок к трудовым пенсиям будет передано от Пенсионного фонда в госбюджет. Спецпенсии будут отменены и начнут создаваться условия для введения накопительной пенсионной системы в дополнение к существующей солидарной.

Еще одно требование международных доноров — введение до конца октября ежеквартального механизма корректировки тарифов на газ и отопление, если они будут отклоняться от полного покрытия импортной стоимости газа на 10% или более. Данный механизм содержится в законе о регуляторе энергетики — Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), принятие которого Верховная Рада провалила в июле.

Теперь же заявление о необходимости имплементации этого закона сделали в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), поскольку без этого возможность ЕБРР реализовывать проекты в энергетическом секторе Украины является ограниченной.

16 сентября на сайте посольства Японии в Украине было размещено заявление послов стран «большой семерки», в котором говорится о важности скорейшего принятия закона о НКРЭКУ, о том, что отсутствие этого документа препятствует внедрению в Украине конкурентного и открытого рынка газа и электроэнергии, а также о важности политической и финансовой независимости регулятора от политического и бизнес-влияния.

Послы надеются, что как только ВР возобновит работу, парламентарии примут во втором чтении закон о НКРЭКУ и в первом — закон о рынке электроэнергии. Помимо этого, среди условий выделения дальнейшего финансирования оказались подача Минагропродом до конца сентября на регистрацию в ВР закона об обороте земель сельхозназначения. Ранее министр АПК Тарас Кутовой заявлял, что проект этого документа содержит положения о возможности продажи права аренды земли и банковского залога.

В МВФ настаивают, чтобы до конца следующего месяца власти четко определились, какие предприятия останутся в госсобственности, а какие будут проданы или ликвидированы.

Кроме того, в октябре все чиновники высокого ранга должны подать электронные декларации о доходах, а Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) в ноябре — получить более широкие полномочия, которые позволят ему не зависеть от других ведомств.

Большая часть этих требований для украинских властей и раньше считалась трудновыполнимой по разным причинам. Теперь же выполнение условий международных доноров для Петра Порошенко становится серьезным экзаменом на способность удерживать под контролем своих политических союзников и недопущение массовых протестов, к организации которых этой осенью и зимой могут прибегнуть его оппоненты, либо же стихийно возникающих из-за недовольства высокими коммунальными тарифами, политикой приватизации с/х земель и остановкой крупных промышленных предприятий.

Вместо анекдота

Знаете почему МВФ дал миллиард?:)

Китайцы называют этот месяц - пригоршня денег. Единственный раз за 900 лет, когда 5 понедельников, 5 суббот, 5 воскресений.

Последний раз такое было 1000 лет назад. Следующий раз - через 800 лет.

(Из Facebook-странички народного депутата Сергея Каплина)

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Тернистый путь на европейский рынок

Это здорово, что премьер-министр хочет, чтобы больше украинских товаров попадало на...

Лотерейные кирпичи

Приобретение жилья на первичном рынке — все еще азартная, высокорискованная...

Белорусский со словарем

Измена родине — не только уголовно наказуемое преступление, но и прекрасный...

Шоковый оптимизм

Ни один из трех сценариев развития экономикипо версии НБУ не предполагает...

О нас за нас «позаботились»

Практические советы по оформлению субсидий для возмещения затрат на оплату...

Бюджетные хотелки Гройсмана. Экономический рост и...

Нынешняя стабилизация в экономике не в последнюю очередь связана с улучшением...

О нас за нас «позаботились»

Фактические данные о добыче газа в Украине свидетельствуют об огромных масштабах...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Юрченко
18 Сентября 2016, Александр Юрченко

помня аксиому, что политика – это концентрированное выражение экономики, экономики своего государства, в нашем случае – НАШЕЙ УКРАИНЫ, но никогда экономику нельзя подчинять политическим интересам, тем более политике непродуманной, противоречащей интересам своих граждан.

- 3 +
Алексей
18 Сентября 2016, Алексей

=...в МВФ настаивают, чтобы до конца следующего месяца власти четко определились, какие предприятия останутся в госсобственности, а какие будут проданы или ликвидированы...= Почему-то сразу вспоминается одна из мычалок майдана: =Памятай, чужинець, тут панує українець=

- 11 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка