90 секунд для спасения

№33(783) 19 — 25 августа 2016 г. 17 Августа 2016 0

В сентябре 2014 г. у лайнера американской авиакомпании JetBlue, следовавшего рейсом 1416, взорвался двигатель. Салон стал наполняться дымом, и вскоре пассажиры не могли разглядеть даже соседей.

Джонатан Хаббард, находившийся тогда на борту, в интервью CNN позже сообщил, что сразу понял — «очень скоро будет трудно дышать», но кислородные маски не вывалились автоматически. Стюарды носились по салону и доставали их руками. Самолет совершил резкий разворот в сторону аэропорта. Люди, испуганные происходящим, кричали. К счастью, пилоту удалось посадить лайнер, а травмы получили только 4 пассажира.

Борт авиакомпании Southwest Airlines, вылетевший из Сакраменто, вынужден был совершить аварийную посадку в Лос-Анджелесе из-за неполадок с закрылками. Лайнер компании American Airlines, направлявшийся в техасский Даллас, на протяжении двух часов кружил в небе, вырабатывая топливо: самолету требовалась аварийная посадка, поскольку во время взлета было разорвано колесо.

Да, описанные выше инциденты иногда случаются. Тем не менее авиационные перевозки остаются наиболее безопасным видом путешествий. Вероятность гибели на рейсе одной из крупных мировых авиакомпаний невелика и составляет всего 1 из 4,7 млн. Но даже в самых чрезвычайных ситуациях, когда спасения, кажется, ждать неоткуда, пассажирам поможет соблюдение нескольких простых правил.

Все мы смотрели видеозаписи жутких последствий авиационных катастроф. И увиденное заставляет поверить в то, что все крушения одинаково смертоносны и шансов на выживание у людей просто нет. Ну а правда такова: большинство погибших пассажиров умерли вовсе не в результате столкновения/удара о землю, а от вдыхания дыма, выделяющегося в процессе горения салона самолета.

В 2005 г. лайнер Airbus компании Air France выкатился за пределы посадочной полосы в Торонто. Результатом аварии стал сильнейший пожар, но спастись удалось всем 309 пассажирам. При этом никто не получил угрожающих жизни травм. К моменту прибытия спасательных групп к месту аварии подавляющее большинство людей самостоятельно покинули борт лайнера через трапы для эвакуации.

Мировые стандарты авиации требуют осуществления эвакуации всех без исключения пассажиров за 90 секунд. Именно это малое количество времени необходимо для спасения — чтобы выбраться наружу и не стать жертвой задымления или пожара.

В декабре 2012 г. в результате аварийной посадки авиалайнера в столице Мьянмы погибли 2 человека. Находившийся на борту немецкий журналист говорит, что все было нормально — самолет выпустил шасси и шел на посадку. Внезапно все изменилось: люди начали кричать и паниковать. «Через несколько секунд в хвостовой и носовой частях возник пожар. Салон заполнился черным дымом. Я не мог дышать, ничего не видел, но понимал — происходит что-то ужасное», — вспоминает он. По его словам, события оказались просто стремительными, и от момента касания земли до возникновения пожара прошло всего 30 секунд. Экипажу удалось вовремя открыть запасные выходы и оперативно выпустить всех пассажиров. А вот лайнер сгорел дотла всего за 3 минуты.

К сожалению, далеко не все авиакатастрофы заканчиваются столь же оптимистично.

В феврале 1991 г. в аэропорту Лос-Анджелеса произошло столкновение лайнера Boeing 737 компании USAir и чартерного самолета компании SkyWest. Прискорбно, но все люди, находившиеся на борту чартера, погибли. Несмотря на то что большинство пассажиров 737-го выжили, 22 человека погибли от дыма и пожара, охватившего лайнер. При этом 17 из них умерли от дыма, когда пытались добраться до аварийных выходов. Джеймс Барнетт, глава американского Национального совета по вопросам безопасности на транспорте, сообщил: «Я просто не могу вспомнить ни одной аварии в современной истории, когда такому большому количеству пассажиров, сумевших подняться с кресел, не удалось выбраться из лайнера».

Этих людей убил хаос — они толпились у хвостового выхода, в отчаянии пытаясь спастись и мешая друг другу. Выход оказался заблокирован — в нем одновременно застряли 8—9 человек.

Эта трагедия была тщательно расследована и проанализирована.

Итак, повысить шансы на выживание позволит следование нескольким советам.

Не впадайте в ступор, двигайтесь!

На выход из самолета и спасение отводится лишь 90 секунд, а потому действовать следует решительно и без промедлений. В это сложно поверить, но оказавшись в ситуации, когда вопрос идет о жизни или смерти, люди часто впадают в полный ступор. Дуэйн Беннет, переживший описанную выше аварию рейса авиакомпании USAir, говорит, что во время попытки выбраться наружу он слышал, как женщина кричала: «Помогите, я не могу встать!». По его словам, она была так напугана, что просто не могла расстегнуть пряжку ремня — и это вполне типичная ситуация.

Флой Олсон и ее супругу Полу Хекку удалось преодолеть стереотипы и пережить одну из страшнейших авиакатастроф в истории современной авиации. В 1997 г. в результате столкновения двух огромных авиалайнеров Boeing 747 на Канарских островах погибли 582 человека. Позже, вспоминая обстоятельства этой трагедии, Олсон объясняла свое чудесное спасение быстротой реакции мужа. «Я пребывала в шоке; и я бы просто погибла, если бы не он. Я слышала, как одна из женщин крикнула — «нас взорвали» — и я поверила в это и считала, что умру. И тут я услышала голос мужа. Он говорил мне: «расстегни ремень, давай выбираться отсюда»».

Супругам удалось выбраться на крыло лайнера, и они вынуждены были прыгать вниз — с высоты двухэтажного дома — ради собственного спасения. Олсон сильно ушибла голову и на несколько минут потеряла сознание. Придя в себя, она сумела отползти от самолета еще до взрыва. По ее словам, выбираясь из лайнера, она не испытывала никакого страха. «Я часто задумываюсь о том, почему так произошло. Страха не было, и объяснить это я не могу, поскольку всегда была эмоциональной — я просто знала, что нам необходимо двигаться, а не сидеть на месте».

Конечно, никто не может спрогнозировать, как именно он будет себя вести в подобной ситуации, но не стоит забывать — для спасения есть всего полторы минуты, и вы просто обязаны мотивировать себя и свою семью к решительным действиям.

Оставьте все в салоне

Нет сомнений, что мозг человека ведет себя странно в экстремальных ситуациях, а потому прикажите себе оставить все личные вещи в салоне и забыть о них. Во время катастрофы рейса USAir сумочка одной из пассажирок застряла в аварийном выходе. Женщина настойчиво пыталась вытащить ее, поскольку боялась остаться без своих кредитных карт...

Другая пассажирка искренне горевала по поводу оставшейся в салоне скрипки (чудесным образом инструмент был найден спасателями и оказался не тронут огнем). Еще одна женщина пыталась спасти не себя, а свой багаж, переживая лишь за то, что в случае его утраты может остаться без паспорта.

В нормальной ситуации мы все прекрасно понимаем, что ни один материальный предмет — будь то паспорт или скрипка — не стоит нашей жизни. Тем не менее когда вокруг разворачивается настоящая трагедия, нелишним будет напомнить себе о необходимости оставить все и спасать собственную жизнь.

Правило 5 рядов

Люди часто считают наиболее безопасным местом хвостовую часть авиалайнера. В этом заблуждении есть доля правды, но только в том случае, если первым во время удара страдает носовая часть самолета. Во время многих катастроф первый удар приходится именно на хвостовую часть, и там явно не следует находиться.

Чтобы радикально повысить шансы на выживание, необходимо обеспечить себе возможность максимально быстро добраться до аварийных выходов, избежав контактов с дымом и огнем. Старайтесь приобретать билеты на места, расположенные максимум в 5 рядах от выходов. Еще лучше занять место непосредственно у выхода: чем с меньшим количеством пассажиров вам придется контактировать в процессе спасения, тем лучше для вас. Одна из прелестей интернета состоит в возможности выбирать места в самолете прямо на сайте компании. А потому никогда не забывайте о правиле 5 рядов.

Плюс 3, минус 8

Это правило касается первых 3 минут после взлета и последних 8 минут, отделяющих нас от посадки. Судя по статистике расследований авиакатастроф, подавляющее большинство аварий происходит именно в эти временные отрезки. Повысить шансы на выживание и спасение поможет соблюдение следующих правил:

— старайтесь быть бдительным и собранным. Иными словами, не рекомендуется засыпать сразу же после взлета. А незадолго до посадки вы просто обязаны бодрствовать;

— не следует снимать обувь. А потому, готовясь к полету, не забудьте выбрать пару наиболее удобных и комфортных для вас туфель;

— не позволяйте себе отвлекаться на чтение или электронные гаджеты, буквально парализующие внимание человека;

— если вы любитель пропустить рюмочку, откажитесь от спиртного перед вылетом — оно того не стоит;

— проверьте надежность пряжки привязного ремня безопасности;

— запомните расположение выходов и определите точное расстояние до них от вашего места.

Подготовка ко взлету

Сосчитайте количество рядов, отделяющих ваше кресло от аварийного выхода.

Проанализируйте окружающую обстановку. Обратите особое внимание, нет ли на пути к спасению каких-либо препятствий.

Не снимайте обувь во время полета.

Привязной ремень должен быть надежно застегнут.

Бодрствуйте.

По книге Spy Secrets That Can Save Your Life, автор — Jason Hanson (Джейсон Хансон), бывший агент ЦРУ;
Перевод Константина ВАСИЛЬКЕВИЧА, «2000»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка