Армада самолетов ФБР ведет слежку за согражданами

№22v(750) 12 — 18 июня 2015 г. 12 Июня 2015 3

Впервые в истории руководство ФБР признало факт масштабного использования самолетов-шпионовВ начале мая газета Washington Post обнаружила в небе Балтимора два малых самолета, регулярно кружащих над городом. Агентство Associated Press занялось детальным анализом информации об этих летательных аппаратах, маршрутах и данных о регистрации и собственности. Адреса и маршруты оказались совершенно идентичными.

Газетчики начали копать дальше — в конце мая они выявили самолеты, за один полет облетавшие несколько раз один из калифорнийских городов. Интересно, что упомянутые самолеты совершают облеты радиусом несколько миль против часовой стрелки на высоте около 1,6 км над землей. Именно так, как правило, летают разведывательные летательные аппараты.

Дальнейшее расследование дало ошеломляющие результаты: оказывается, целая армада малых самолетов, кружащих над городами Америки, принадлежит частным подставным компаниям, управляемым ФБР. Так, всего за 30 дней апреля—мая аналитики AP обнаружили 50 летательных аппаратов, связанных с ФБР, — как над крупными городами, так и над сельской местностью. Они за этот период совершили свыше 100 вылетов.

Впервые в истории руководство ФБР признало факт масштабного использования самолетов-шпионовКак выяснилось, на протяжении десятилетий такие самолеты помогали ФБР собирать разведданные с поверхности. Тем не менее сегодня эти летательные аппараты (в основном класса Cessna) оснащены высокотехнологичными камерами, а иногда способны отслеживать данные владельцев тысяч сотовых телефонов.

В ФБР отбиваются от запросов журналистов и уверяют, что эти самолеты вовсе не предназначены для массовой слежки или огульного сбора данных. Специальное оборудование, говорят в ФБР, используется лишь для проведения следствия, но признают — как правило, оно применяется без судебных ордеров.

Впервые в истории руководство ФБР признало факт масштабного использования самолетов-шпионов. По данным AP, они зарегистрированы как минимум на 13 фиктивных компаний, например FVX Research, KQM Aviation, NBR Aviation и PXW Services.

В бюро утверждают, что подставные компании нужны для обеспечения безопасности пилотов, а сведения о регистрации самолетов скрываются, чтобы преступники не могли догадаться, что за ними следят с воздуха.

Кстати, ФБР — не единственная структура, использующая шпионаж с воздуха. Этим же занимается и DEA — управление по борьбе с наркотиками: по состоянию на 2011 г. ведомству через подставные фирмы принадлежало 92 малых самолета.

Выйти на истинного владельца самолетов-шпионов журналистам помогла безалаберность ФБР: так, у одной из подставных компаний оказался тот же номер почтового ящика, что и у министерства юстиции США, а установление связи между такими компаниями и ФБР было уже делом техники благодаря имеющимся в свободном доступе данным Федерального управления авиации США.

Руководство ФБР попросило AP не разглашать названия фиктивных фирм — поскольку на создание новых компаний бюро вынуждено будет потратить средства налогоплательщиков, а безопасность пилотов и самолетов окажется под угрозой. Тем не менее агентство AP отказало ФБР, пояснив свое решение тем, что названия компаний и их адреса имеются в общедоступных базах данных. Интересно, что большинство самолетов зарегистрировано всего на две загадочные личности — Роберта Линдли и Роберта Тейлора. При этом как минимум три подписи первого из них радикально отличаются друг от друга. В ФБР отказываются обсуждать вопрос о том, кто эти люди, и репортерам так и не удалось их разыскать.

На шпионских самолетах установлена техника, позволяющая вести видеосъемку происходящего на земле. Некоторые летательные аппараты, кроме того, оборудованы устройствами, позволяющими отслеживать людей по принадлежащим им IMEI-номерам мобильных телефонов — даже если они и не совершают звонков. Эти устройства имитируют работу вышек сотовой связи и снимают с телефонов определенную информацию об абонентах. Технология «симуляции сотовой вышки», или Stingray, пользуется спросом у правоохранительных органов, и в последнее время ФБР получает сотни решений суда для ее использования. В ФБР уверяют, что прибегают к упомянутой технологии крайне редко, но некоторые самолеты регулярно облетают огромные и закрытые здания на протяжении длительного периода времени — вести съемку там совершенно бессмысленно, а вот собирать электронные сигналы можно, парируют журналисты.

Руководство бюро твердит, что юридическое управление министерства юстиции дало добро на создание фиктивных компаний, в Федеральном управлении авиации знают о подобной практике. Примечательно, что ФБР задействует самолеты-шпионы на территории США как минимум с конца 80-х гг., сообщает www.startribune.com.

Иными словами, говорят в Американском союзе защиты гражданских свобод, «федеральное правительство с давних пор содержит целый флот летательных аппаратов для слежки за американскими городами, используя все технологии, которыми можно оснастить эти самолеты».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка