Беспилотное будущее: и победим, и проиграем

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 30 Августа 2017 0

Садаюки Цугава (японский инженер, а ныне пенсионер) к разработке т. н. интеллектуальных автомобилей приступил еще в 70-е годы минувшего столетия. В те времена исследователей, проявлявших интерес к работе с данной технологией, в буквальном смысле слова можно было пересчитать по пальцам. Даже японское правительство, финансировавшее изыскания, изначально скептически оценивало эту утопию, ведь тогда национальные автопроизводители в лице Toyota и Nissan лишь пытались догнать американских и европейских конкурентов.

Самого изобретателя в проекте более всего интересовала возможность оказаться в авангарде технологий. «На тот момент это был наиболее передовой рубеж в инженерной мысли», — говорит Цугава. В 1977 г. ему совместно с группой сотрудников лаборатории инженерной механики министерства международной торговли и промышленности Японии удалось превратить неприметный черный седан Toyota в транспортное средство, которое многие эксперты сегодня называют «первым в мире беспилотным автомобилем». Оснащенный двумя аналоговыми камерами автомобиль был способен «видеть» и обрабатывать собранные изображения, а также раскатывать по трекам полигона со скоростью до 20 миль/час.

Цугава получил ряд наград за свои исследования, в т.ч. и от правительства Японии (в 1999 г.), но десятилетия его труда во имя создания умных транспортных средств находят широкое и заслуженное признание только сегодня.

Бум автономности

Сегодня ни дня не проходит без публикации в СМИ очередной громкой новости о беспилотных автомобилях или о разрабатывающих их могущественных компаниях. И причины ясны. Только в США граждане ежегодно проезжают свыше 4 трлн. миль — преимущественно на легковых авто. Среднестатистическая американская семья каждый год тратит на транспорт больше денег, чем на любые иные (за исключением ипотеки) статьи расходов.

Такие промышленные гиганты, как Ford, Toyota и Daimler, вступили в решительную схватку с новичками автомобильной индустрии вроде Tesla и тяжеловесами рынка высоких технологий — Alphabet, Uber и Baidu. Ряды неофитов, похоже, пополняются ежедневно: в мире тысячи компаний занимаются разработкой самоходных автомобилей и непосредственно связанных с ними технологий. Только в Калифорнии — Мекке беспилотного транспорта — свои детища в данный момент тестируют 3 десятка фирм.

Бум беспилотного предпринимательства стимулирует «девятый вал» корпоративных поглощений, альянсов и стратегических инвестиционных проектов. Вот лишь несколько наиболее громких сделок минувшего полугодия: Ford инвестирует $1 млрд. в разработки искусственного интеллекта стартапом Argo AI, Intel за $15 млрд. приобретает израильского разработчика визуальных систем MobileEye, а Google вступает в партнерство с сервисом такси Lyft.

Сегодняшние водители уже завтра станут пассажирами, а потенциал беспилотного транспорта позволяет трансформировать нашу цивилизацию в масштабах, невиданных с тех пор, как автомобили, потеснив лошадей, обрели статус главного транспортного средства человечества. Неуклонное совершенствование роботизированных технологий радикально изменит все — от мест проживания и работы человека до ресторанов и отелей. Даже войны мы будем вести иначе. Эта революция коснется каждого индивидуума, каждой отрасли экономики и каждой страны, и в ней будут как победители, так и проигравшие.

Автопроизводители уже много лет постепенно оснащают автомобили продвинутыми системами содействия управлению транспортным средством ADAS, способными выявлять «мертвые зоны» обзора, обеспечивать экстренное торможение, оказывать помощь при парковке и решать многие другие задачи. Но подавляющее большинство гигантов автоиндустрии уже к 2020 г. планируют вывести в продажу транспортные средства, умеющие самостоятельно перемещаться по дорогам без помощи человека — естественно, только в ограниченных случаях, например, на автомагистралях. А вскоре после этого на рынке появятся уже и продвинутые автономные модели, требующие от человека еще меньше внимания.

Несмотря на нагнетаемую шумиху, полностью автономные транспортные средства будут выходить на рынок лишь постепенно. Даже если безопасность, эффективность и доступность беспилотной технологии будут доказаны практикой в самое ближайшее время, от ее широкого распространения нас отделяют многие годы (вероятно, два-три десятилетия).

Результаты же свежих соцопросов говорят о том, что этот процесс может затянуться и дольше, поскольку общество пока не слишком оптимистично воспринимает будущее, в котором под окнами домов проносятся исключительно самоуправляемые автомобили. В начале этого года социологи Deloitte сообщили, в частности: потребители ряда крупнейших государств с немалой настороженностью относятся к беспилотному транспорту. Так, 75% американцев уверены — «он не будет безопасным».

А на повестке дня возникает и вопрос правовой ответственности. Кто будет отвечать за ДТП с участием автономного или частично автономного транспортного средства? Водитель? Производитель? Или же поставщик систем автомобильной навигации? Многие правоведы полагают, что в конечном итоге ответственность будет переложена с плеч водителей на плечи производителей. Вот вам еще одна причина, по которой создатели беспилотных автомобилей не будут сильно спешить с завоеванием мира.

Впрочем, вопреки всем сложностям новая эра в истории транспорта уже просматривается на горизонте. Руководители многих автомобильных гигантов уверены: сегодня индустрия стоит на пороге события, аналогичного введению практики массового производства на заводах Генри Форда.

Помимо беспилотного вождения, нас ожидает становление и ряда других разрушительных трендов — например, сервис совместных поездок на одном авто, выход автомобильных компьютеров в интернет и, конечно же, повальная электрификация.

Электромобили сегодня занимают лишь ничтожно малую нишу на рынке, но в борьбе с двигателем внутреннего сгорания добиваются победы за победой: они более эффективны, их легче выпускать, а по своему замыслу — они часть будущего автомобильной индустрии, основанного на широчайшем применении софта. Этим летом компания Volvo — первой из именитых автопроизводителей — анонсировала полный переход на выпуск только электромобилей и гибридов уже в 2019 г.

Слияние технологий стимулирует рост популярности новой модели ведения бизнеса под девизом «мобильность как услуга»: по мнению многих экспертов, именно этот принцип в итоге разрушит давнюю модель владения автомобилем. Транспорт будущего — в особенности для горожан — станет электрическим и автономным, а пользоваться им люди будут совместно и только по мере необходимости.

Вместо того чтобы тратить десятки тысяч долларов на авто, простаивающее без дела 90% времени (а именно таковы данные по среднестатистическому автомобилю), большинство из нас предпочтет просто вызвать авто с помощью мобильного приложения, испытывая при этом безмерное облегчение от отсутствия необходимости раскошеливаться на страховку, техническое обслуживание и стоянку.

По прогнозам, в беспилотном будущем лишь малая часть потребителей продолжит упорно покупать автомобили, а многие из них будут приобретать их в складчину или сдавать в аренду ради заработка.

Победители и проигравшие

О степени кардинальности перемен, стимулируемых беспилотным будущим, судить пока рано. Но даже на ранней стадии уже очевидно, что у этой революции будут и победители, и проигравшие. В число первых войдут миллионы рядовых водителей, получившие возможность экономить время и деньги. Старики и люди с ограниченными возможностями обретут новый уровень автономности, особенно в пригородных и сельских районах, где отсутствует нормально функционирующий общественный транспорт.

Самоуправляемые авто будущего окажутся существенно более эффективными и безопасными, а это подразумевает снижение уровня смертности в ДТП и остроты проблемы пробок, а также уменьшение потребления энергоносителей.

Поразительно, но даже незначительные улучшения принесут весомые результаты. На нашей планете в ДТП каждый год гибнет свыше 1 млн. человек, и почти 90% трагедий спровоцировано ошибкой человека. В США на долю транспорта приходится около 70% всего объема сжигаемого бензина, а доля автомобилей в выбросах двуокиси углерода превышает 30%.

В лагере проигравших окажутся профессиональные водители, ведь им грозит потеря рабочих мест. По прогнозам экспертов, первыми на рынок выйдут автономные такси, грузовики и автобусы, а уже к концу следующего десятилетия беспилотной будет примерно половина всего коммерческого автотранспорта.

В случае с США это означает постепенное исчезновение примерно 4 млн. рабочих мест. Почти три четверти этих водителей управляют грузовыми автомобилями, а, по словам экономистов, дальнобойщики с давних пор являются представителями одной из наиболее хорошо оплачиваемых профессий, не требующих наличия диплома о высшем образовании. Естественно, от ухода этих людей с трассы пострадает и множество бизнес-объектов, существующих вдоль дорог, — парковки для грузового транспорта, мотели и придорожные точки общественного питания.

Беспилотное будущее непременно скажется на большинстве отраслей экономики — от энергетики до торговли недвижимостью. Но определить сегодня, кто выживет, а кого ожидает упадок, все еще невероятно сложно. Некоторых автогигантов беспокоит, что они могут разделить участь таких легендарных производителей мобильных телефонов, как Nokia и Motorola. После выхода iPhone на рынок в 2007 г. этим компаниям не удалось достаточно оперативно отказаться от производства техники и перейти к разработкам программного обеспечения. В итоге путь от глобального доминирования до практически полного забвения они прошли всего за несколько лет.

Крупные автопроизводители ведут отчаянный поиск стратегических партнеров, а вопросы исследований и развития обретают для них приоритетный статус. В прошлом году Toyota открыла один из крупнейших в мире исследовательских центров в Силиконовой долине: здесь японцы максимум внимания уделяют робототехнике и искусственному интеллекту.

По мнению некоторых аналитиков, автомобильная индустрия в целом только выиграет за счет беспилотной революции, а объем реализации автомобилей со временем лишь возрастет, поскольку эксплуатируемые с максимальной загрузкой транспортные средства придется чаще менять. Иными словами, в этой индустрии тоже будут победители, но их имена пока нам неизвестны.

Атмосфера неопределенности царит и в лагере относительных неофитов автомобильной промышленности — Tesla, Uber, Apple, Baidu, Samsung. Tesla действительно остается любимицей Уолл-стрит, а в прошлом апреле компания даже ненадолго лишила General Motors статуса американского автопроизводителя с максимальной капитализацией. Впрочем, предприятие Илона Маска все еще не приносит прибыль, а до выхода на производственные масштабы конкурентов Tesla предстоит пройти очень долгий путь. Так, детище Маска в прошлом году произвело менее 100 000 автомобилей, а с конвейеров Toyota и VW за тот же период сошло свыше 10 млн. авто.

Но и это еще не все — в Tesla только учатся тому, как держать под контролем глобальные цепочки поставок, бьются над сокращением производственных издержек и осваивают принципы соблюдения непростых регуляторных требований. Пройти этот путь экстерном невозможно. И сегодня даже некоторые из самых мощных компаний Силиконовой долины поняли, что подлинно массовое производство собственных авто им не по плечу.

Распределение плодов революции

Отголоски беспилотной революции в разных странах греметь будут по-разному. Все государства, принявшие автономный транспорт, могут рассчитывать на выгоду в виде спасения человеческих жизней от последствий ДТП и загрязнения атмосферы. Судя по всему, максимум благ в этом вопросе получит Китай — крупнейший и самый быстрорастущий автомобильный рынок мира.

Риски особенно высоки для стран, издавна сделавших ставку на автомобильную индустрию как один из основных источников экспортных доходов. Это Германия, Япония, Южная Корея и США. Автомобильное производство десятилетиями обеспечивало эти страны стабильным притоком иностранной валюты, рабочими местами в промышленности и чувством национальной гордости. Любое сокращение объемов производства чревато не только экономическими, но и политическими последствиями.

По мере постепенного вытеснения ДВС электромобилями добывающие нефть государства (Нигерия, Россия и Саудовская Аравия) начнут сталкиваться с проблемами экономического спада и внутренних политических волнений — естественно, в случае неспособности обеспечить диверсификацию источников дохода.

Руководители некоторых энергетических гигантов говорят, что до начала устойчивого спада спроса на нефтепродукты нас может отделять лишь одно десятилетие. Кстати, Великобритания и Франция планируют к 2040 г. ввести запрет на продажу бензиновых и дизельных двигателей.

Ставки чрезвычайно высоки, и число государств, отдающих предпочтение беспилотному транспорту, неуклонно растет. Политики от Питтсбурга до Сингапура открывают общественные автомагистрали для тестирования самоуправляемых авто, а также выделяют площади для строительства научно-исследовательских центров. Так, этой осенью Южная Корея планирует открыть «самый крупный в мире испытательный полигон для беспилотных авто», где совершенствованием новых технологий будут заниматься эксперты Hyundai и Kia.

Сложно назвать страну, инвестирующую в беспилотное будущее больше средств, чем правительство Японии, которое намерено представить свои самые продвинутые транспортные системы уже на токийской Олимпиаде-2020. Японцы планируют провести финальное испытание технологии самоуправляемых авто в 30 городах страны непосредственно перед стартом Игр.

Что касается Цугавы, то в его оценке состояния современных технологий восхищения явно нет. Он ожидал более стремительного развития этой индустрии. «Естественно, технические характеристики улучшаются, но сам принцип известен хорошо и достаточно давно», — говорит инженер. По его мнению, ему так и не суждено будет стать свидетелем выхода на дороги планеты полностью автономного транспорта. «Это произойдет лишь в отдаленном будущем, не ранее 2050 года», — прогнозирует создатель первого в мире беспилотного автомобиля.

Foreign Affairs 17.08.17 г.

Джонатан МАСТЕРС

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В ДТП на Ровенщине погибли журналист и четыре...

Четверо погибли на месте, пятый участник аварии умер в реанимации

В Киеве «Москвич» с оружием и боеприпасами попал в ДТП

В результате удара часть патронов, перевозимых «Москвичом», рассыпалась по...

Сын Шуфрича на Bentley сбил пешехода

Антон Геращенко считает, что Нестор Шуфрич-младший отделается условным сроком и...

Кортеж Генсека НАТО попал в аварию в Польше

Серьезные травмы получили двое полицейских, водитель фургона и пешеход, которого сбил...

Автобус, перевозивший работников «Таманьнефтегаз»,...

В результате ДТП с автобусом погибли 14 человек, спасатели спасли 24 человек

Загрузка...

Стартап Палестина

Потенциальная целевая аудитория палестинских предпринимателей насчитывает 390 млн....

Не казните роботов: в стагнации зарплат повинны...

Тормозить рост цен на недвижимость политики явно не горят желанием Историк, доцент...

Искусство двойного стыда

Путь зрелого общества — не симптоматическая рефлексия, а продуманное и...

Что лучше — пилот без мозгов или авто без водителя?

В конце прошлого года запорожская компания «Инфоком ЛТД» анонсировала первый...

Барометр туризма указывает на Францию

2 августа Всемирная туристическая организация при ООН (UNWTO) опубликовала традиционный...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка