Бумеранг насилия

№37–38(747) 6 — 12 ноября 2015 г. 05 Ноября 2015 4.5

Во Львовской средней школе №53 произошло ЧП: пятнадцать школьников избили своего одноклассника, что было зафиксировано камерами наблюдения.

«Благодарность» от соучеников

Инцидент случился еще 18 мая 2014 г. и достоянием общественности стал лишь после того, как Инесса Дидковская, мать Михаила, избитого ученика 4 класса, обратилась с жалобой в общественную организацию «Родительский совет Львовщины» (РСЛ).

В послании г-жи Дидковской в адрес РСЛ говорится, что физическая расправа была учинена по указанию учительницы младших классов 63-летней Ярославы Стасьо, которая спокойно наблюдала, не реагируя на просьбы других детей вмешаться и прекратить драку.

После этого Инесса Дидковская обратилась с жалобой к директору школы Наталье Вороне, в которой сообщила, что «учительница Стасьо в течение многих месяцев подстрекала, уговаривала и провоцировала детей к физической расправе над сыном».

Женщина написала заявление в милицию, которая открыла уголовное производство по ст. 125 УК (умышленное легкое телесное повреждение). Она также обращалась в управление образования и науки Львова, в прокуратуру и Минобразования, ей пообещали разобраться. Директор департамента гуманитарной политики Львовского горсовета Галина Сличная даже пообещала освободить учителя от занимаемой должности. Тем не менее 1 сентября та «с чистой совестью повела детей в мир знаний — учить их честности и справедливости».

РСЛ указал, что конфликт начался после того, как мать Михаила на родительском собрании предложила купить техническое оборудование для учебного процесса — компьютер, принтер, сканер и пр. по втрое меньшей цене с гарантией на обслуживание техники. Это очень возмутило преподавателя и одну из матерей родительского комитета, которые уже имели стопроцентную договоренность по покупке оргтехники (без каких-либо финансовых подтверждений).

В отместку за сорванную финансовую сделку учительница в течение учебного года предвзято относилась к Михаилу и подчеркивала, что за дополнительные задания на самостоятельных работах дети должны «благодарить» своего одноклассника. Были и другие методы унижения ребенка.

Свои действия учительница оправдывала якобы нарушением учеником дисциплины. Родители это отрицали и обращали внимание на то, что Михаил участвует во всех возможных учебных внешкольных конкурсах, в которых становится победителем и лауреатом, получил разрешение на прислуживание в церкви.

«Родительский совет Львовщины» указал, что это уже третий подтвержденный и зафиксированный случай откровенного издевательства учителей над детьми. Шокирует, что администрация от образования, кроме сочувствия, никак не отреагировала на факты садистских издевательств над учениками младших классов со стороны преподавателей, а видимость конкретных действий создается только после вмешательства общественных объединений и СМИ.

РСЛ обратился к главам Львовского горсовета и ОГА с требованием взять под личный контроль ситуацию, которая сложилась в 53-й школе, поскольку существует опасность, что дело могут замять. Активисты общественной организации выразили надежду, что «руководители от образования проведут надлежащее расследование и не станут закрывать глаза на вопиющие факты издевательств над детьми».

Выбитые зубы и сотрясение мозга

Подобный случай — не исключение. Навскидку приведем несколько наиболее резонансных примеров.

В январе 2006 г. преподаватель истории харьковской гимназии №152 (кстати, депутат горсовета) надавал тумаков восьмикласснику только за то, что тот отказался дать ему дневник. В марте 2010 г. учитель украинского языка и литературы общеобразовательной школы №20 Ужгорода во время урока ударил кулаком в лицо несовершеннолетнюю девочку, чем причинил ей легкие телесные повреждения.

В декабре 2012 г. учитель истории школы №33 в Черновцах на глазах у других детей избил семиклассника, и тот попал в больницу с синяками и ссадинами. В апреле 2013 г. учительница физики киевской гимназии восточных языков №1 семь раз ударила по шее и по голове семиклассника, а затем толкнула его и он ударился головой о стену — только за то, что тот бежал по лестнице и случайно на нее налетел. Мальчика отвезли в больницу с сотрясением мозга и ссадинами на шее.

Неудивительно, что дети, глядя на учителей, вольно или невольно копируют их поведение. Еще в 2008 г. столичная общественная организация «Батьків-клуб» провела опрос среди подростков и установила, что 75% киевских школьников в возрасте от 10 до 16 лет были свидетелями издевательств сверстников друг над другом, а более 40% опрошенных сами становились жертвами.

В декабре 2012 г. шестеро 11-летних школьников, проживающих в Кременчуге Полтавской обл., избили своего одноклассника. В травматологическом отделении детской больницы у него диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга.

13 апреля 2013 г. милиция Мариуполя обнаружила в интернете шокирующее видео. Три школьницы, затянув шарф на шее одноклассницы, зацепили его за крюк на стене. Девочка плакала и говорила, что не хочет умирать, в руках у нее было две буханки хлеба. Одна из школьниц приказывала ей присесть, чтобы та задохнулась. В конце концов мучительницы отпустили жертву с использованием нецензурной брани.

Как выяснилось позднее, пострадавшая — 15-летняя ученица школы №43. А мучителями были три одноклассницы. Они в течение двух лет подстерегали ее на улице, когда она ходила в магазин за продуктами, избивали и отбирали деньги, хотя семья жила, перебиваясь с хлеба на воду, а младший брат девочки болен и признан инвалидом. После того как эта история вызвала много шума, родители пострадавшей девочки вместе с детьми переехали в другой город.

В марте того же года была жестоко избита 14-летняя ученица общеобразовательной школы города Балта Одесской обл. Во время урока физкультуры она вошла в раздевалку, куда ворвались одноклассники и, выключив свет, изуверски избили ее. В больницу она попала с выбитыми зубами и сотрясением мозга.

Особенно поражает, что в подавляющем большинстве случаев избиения и издевательства снимались на камеры мобильных телефонов, а затем видео размещалось в интернете.

Родители не в чести

Чем же можно объяснить тот факт, что жестокость среди подростков стала настолько распространенным явлением, что уже никого не удивляет?

По мнению психоаналитика и детского психолога столичного Центра психоанализа и психологической поддержки «Градива» Нины Кокойло, одним из стимуляторов все возрастающей агрессии являются СМИ и телевидение, которые ежедневно бомбардируют общество сообщениями о несчастных случаях, катастрофах, убийствах и прочих ужасных событиях. Такое агрессивное информационное давление приводит к тому, что человек не чувствует себя в безопасности. И это все происходит на фоне потери доверия к тем структурам государства, которые обязаны его защищать. Возникает осознание того, что каждый должен постоять сам за себя. Отсюда и участившиеся случаи самосудов.

Справка «2000»

Центр психоанализа и психологической поддержки «Градива» (Киев, ул. Михайловская, 22в, оф. 2, тел. (044) 331-5515).

Кроме того, изменилась структура семейных отношений. Если раньше личность ребенка формировалась в семье, а школа и прочие факторы играли вспомогательную роль, то сегодня влияние семьи существенно сузилось. Многие дети перестали уважать своих родителей, которые потеряли для них авторитет. Причем это характерно не только для нашей страны, но и для других государств.

Много лет назад основой воспитания служило слово, теперь — только образ. Школьники стали заложниками навязываемых образов красоты, успешности и благополучия. Если человек богат, значит, счастлив, а каким способом заработаны деньги, не имеет значения. Современный мир — это общество потребления. Дети считают, что все их пожелания должны быть реализованы, и не задумываются о цене, которую придется за это заплатить.

Нередко агрессию детей в семье даже поощряют — родители хвалят ребенка за то, что он кого-то избил или грубо отреагировал на замечание. Чтобы выглядеть в их глазах молодцом, он будет продолжать унижать своих сверстников. То есть агрессия — это путь к достижению авторитета. К силовому варианту подросток будет прибегать, и чтобы заслужить уважение товарищей, если не видит других методов утверждения в коллективе. Зачастую агрессия — это и протест против родителей, которые сильно ограничивают ребенка и не дают ему проявить свои желания. То есть это своеобразный способ борьбы с родительским контролем.

— Разумеется, ребенка нужно приучать к дисциплине, — говорит Нина Викторовна. — Это нормально. Однако любой человек нотации и выговоры может терпеть до поры до времени. Когда школьнику устраивают тотальный контроль, он возмущается и внутренне протестует. Между тем с ним всегда можно договориться, не устраивая выволочек.

По словам г-жи Кокойло, в психологии существует такой термин, как заражаемость. Это когда человек находится в группе или в толпе и поддается их влиянию. В этом случае появляется уверенность в безнаказанности, которая толкает его на самые жестокие поступки. В принципе агрессивность свойственна каждому человеку, но здесь то, что было подавлено воспитанием, вырывается наружу подобно раскаленной лаве. Это наглядно проявляется во время групповых избиений в школах, на манифестациях, в колониях, а после начала боевых действий на востоке страны — и в зоне АТО.

Еще один необычный повод для агрессии — чувство вины.

— Однажды ко мне на прием пришла мама, которую периодически избивал 12-летний сын, — рассказывает г-жа Кокойло. — Оказалось, что у него врожденное заболевание, и женщина, чувствуя себя виноватой, выполняла все его пожелания, а если не хватало средств, мальчик обижался и выходил из себя. Когда женщине становилось невмоготу смотреть на страдающего якобы по ее вине мальчика, она сознательно провоцировала его на рукоприкладство. Как ни странно, ей после этого становилось легче.

Именно это и произошло с 15-летней девочкой из Мариуполя. Она два года не признавалась родителям, что у нее отбирают деньги, и чувство вины ее изматывало. Ей казалось, что она несет заслуженное наказание. Поэтому и готова была терпеть унижение.

К слову, нет ничего удивительного, что агрессию проявляют даже 11-летние дети. Провоцируют их на это визуальные «картинки» в интернете, а основную информацию они получают не от родителей, а из социальных сетей.

Синдром Тараса Бульбы

Эксперт по вопросам предупреждения насилия, психолог Оксана Сафронова считает, что главной причиной распространения насилия является правовая безграмотность как взрослых, так и несовершеннолетних.

— В 2001 г. в нашей стране был принят первый не только в СНГ, но и в Восточной Европе закон «О предупреждении насилия в семье». В 2004 г. издан совместный приказ №5/34/24/11 Госкомитета по делам семьи и молодежи, МВД, Минобразования и Минздрава «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений и сообщений по поводу жестокого обращения с детьми или реальной угрозы его совершения». В сентябре 2014 г. он обновлен совместным приказом № 564/836/945/577 Минсоцполитики, МВД, Минобразования и Минздрава, но суть его не изменилась.

В нем говорится, что учебные заведения осуществляют прием обращений и сообщений о случаях жестокого обращения в отношении ребенка и срочно (в течение суток) передают информацию в письменной форме в службу по делам детей и в органы внутренних дел. Они же (т. е. школы и т. д.) в пределах своей компетенции должны принимать меры по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми или угрозы его совершения в учебных заведениях, организовывать работу психологической службы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения, а также проводить разъяснительную работу с родителями и другими участниками учебно-воспитательного процесса по предупреждению и противодействию негативным последствиям жестокого обращения с детьми.

Когда я работала координатором социальной работы с лицами с проблемой насилия Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, мне часто звонили родители избитых детей и жаловались, что руководство школы не хочет принимать меры. К сожалению, одни школьные начальники вообще не знают о существовании этого приказа, а другие не хотят выносить сор из избы.

В качестве примера приведу случай, произошедший с моим сыном, старшеклассником. В школу пришла работать учительница географии, которая раньше трудилась в колонии для несовершеннолетних. У нее была «милая» привычка — отводить провинившихся учеников в подсобку и воспитывать их с помощью тумаков и пощечин. Причем поступала так она и с девочками, а те в свою очередь давали ей сдачу. После этого наступало обоюдное умиротворение.

Когда она завела моего сына в подсобку и попыталась его ударить, он перехватил ее руку и заявил, что она нарушает права человека и просто обязана уволиться по собственному желанию. На следующий день я пришла к директору школы, продемонстрировала ей приказ №5/34/24/11 и заявила, что она годами покрывает преподавателя. Если учительница на любого школьника поднимет руку, отвечать придется не только ей, но и руководству школы. С той поры учительница сына не трогала.

А теперь поговорим о глубинных причинах насилия. Обратимся к закону «О предупреждении насилия в семье». В нем сказано, что насилие в семье — любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если они нарушают конституционные права и свободы и наносят ему моральный ущерб, а также вред его физическому или психическому здоровью.

Ключевые слова в этом определении — «умышленные действия». Люди, прибегающие к насилию, имеют умысел, который заключается в установлении контроля и власти над человеком. Существует несколько оправданий, к которым обычно прибегают родители, физически наказывающие детей: считают их своей собственностью (своеобразный синдром Тараса Бульбы — я тебя породил, я тебя и убью); вспоминают принцип патриархальности — «меня в детстве били, и я вырос хорошим человеком». Взрослые не понимают, какие тяжкие последствия наступают для детей, страдающих от насилия. А это и психологические травмы, и падение иммунитета, и головные боли. Некоторые несовершеннолетние вообще теряют интерес к жизни и перестают учиться.

Еще одна причина — родители не могут или не хотят контролировать свое поведение. Позвонила как-то в центр родительница по телефону доверия и рассказала: случайно увидела мужа с другой женщиной и, вернувшись домой, отыгралась на сыне, надавав ему тумаков. «Но ведь у меня была веская причина», — заявила она, когда я сказала, что взрослый тем и отличается от ребенка, что несет ответственность за свои действия и поступки.

Часто насилие — своеобразная социальная эстафета. Дети видят, как ведут себя родители, прибегающие к рукоприкладству, и считают это образцом для подражания на улице, в детских садах и школах.

Кроме того, существует неприятная тенденция: если насилие сразу не остановить, оно будет разрастаться, захватывая все больше людей. Это прежде всего касается общеобразовательных заведений. Преподаватели, особенно когда проработают больше двух-трех десятков лет, эмоционально выгорают и воспринимают детей как неодушевленные предметы. Я это знаю не понаслышке, мой отец много лет проработал директором школы. Учителей нервируют любые мелочи. Дело в «совдеповской» системе воспитания: хороший ученик тот, кто тих и послушен, талантливый же подросток, умеющий отстаивать свое мнение, сразу попадает в разряд неблагонадежных.

Насилие становится нормой и превращается в своеобразный бумеранг. Как-то я проводила тренинг в одной из столичных школ. Спросила девочку, на которую жаловались одноклассники, били ли ее саму. Она кивнула. «И как себя чувствовала?» — поинтересовалась я. «Как будто ножом по сердцу», — ответила. «А теперь подумай, каково тем, кого ты унижаешь. Они ведь тоже люди». Она долго молчала, а потом призналась, что раньше об этом не задумывалась.

Отмечу, что программ по пресечению насилия в нашей стране много. Например, еще в 2006 г. Кабмин утвердил концепцию национального плана действий по реализации конвенции ООН по правам ребенка. Через 4 года правительство утвердило план мероприятий национальной кампании «Стоп насилию!» на 2010—2015 гг. В июне 2015-го Минсоцполитики вместе с КГГА и общественными организациями занялось разработкой социальных программ по противодействию насилию в семье.

Но проблема никуда не делась. Между тем, по данным Минсоцполитики, раньше ежегодно регистрировалось около 100 тыс. обращений по поводу насилия в семье, 80% пострадавших были женщины. Мужчины за помощью не обращались. Сегодня ситуация изменилась: все чаще на рукоприкладство жалуется сильный пол! Что уж говорить о детях.

В заключение хочу добавить, что после годичного перерыва в АП наконец-то появился уполномоченный президента по правам ребенка, перед которым поставлена задача сделать все, чтобы права детей соблюдались в семье, школе и обществе. Так что теперь за помощью можно обращаться и к нему.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка