«Черный квадрат» Борисполя

№29–30(780) 15 — 21 июля 2016 г. 13 Июля 2016 3.7

В Министерстве инфраструктуры затеяли фейсбук-переименование главного аэропорта Украины.

30 июня транспортное ведомство страны со страниц своего интернет-ресурса объявило о начале конкурса на присвоение Международному аэропорту «Борисполь» имени выдающейся личности. Конкурс продлится до 15 июля. Проголосовать можно на сайте Мининфраструктуры mtu.gov.ua. Но чтобы голос был зачтен, необходимо иметь (или создать) учетное имя в Фейсбуке. Для тех же, у кого оно уже есть, голосование проходит в считанные секунды, что называется, «одним кликом».

В качестве кандидатур для наименования предложены гетман Иван Мазепа, автор текста гимна Украины Павел Чубинский, авиаконструкторы Игорь Сикорский и Олег Антонов, а также всемирно известный художник, уроженец Киева Казимир Малевич. Впрочем, у голосующих есть возможность оставить все как есть, отдав предпочтение опции «не присваивать имя».

О возможности проведения такого конкурса говорили давно, ссылаясь на иностранную практику именных названий аэропортов. А в мае т. г., после того как Верховная Рада постановила переименовать несколько десятков украинских городов в рамках закона о декоммунизации, у парламентариев дошли руки и до «Борисполя». ВР поручила Мининфраструктуры подыскать имя аэропорту.

В пользу наименования главного аэропорта страны в честь гетмана Мазепы говорит широко распространенная в мире традиция давать крупнейшим воздушным воротам имена выдающихся государственных деятелей. Из всех украинских правителей Иван Мазепа более других известен в мире благодаря творчеству Вольтера, Байрона, Гюго, Листа и других классиков литературы и искусства.

В частности, имя президента США Джона Кеннеди носит крупнейший мировой аэропорт в Нью-Йорке. Шарля де Голля — аэропорт Руасси неподалеку от Парижа. Он является вторым в Европе по пассажиропотоку и приему воздушных судов после лондонского «Хитроу». Главный аэропорт Турецкой Республики носит имя первого президента страны — Ататюрка. Международный аэропорт Тель-Авива им. Бен-Гуриона назван в честь первого премьер-министра Израиля. Пражский аэропорт после смерти экс-президента Чехии Вацлава Гавела получил его имя.

Вслед за политиками серьезные шансы дать свое имя аэропорту имеют авиаконструкторы, что весьма логично.

Назвать аэропорт «Борисполь» именем Олега Антонова — создателя украинской школы авиаконструкторов и целой плеяды самолетов Ан, которыми гордится Украина, было бы неплохо.

Хотя, например, городские власти Борисполя хотели бы, чтобы аэропорт, расположенный на их территории, получил имя выдающегося ученого-этнографа и автора текста гимна Украины Павла Чубинского.

Об этом свидетельствует документ, размещенный на сайте Мининфраструктуры, из которого видно, что исполком Борисполя с 2012 г. четырежды обращался с этой просьбой к членам правительства и руководителям аэропорта. Пока безрезультатно.

Как показали первые результаты онлайн-голосования, наибольшие шансы дать свое имя аэропорту «Борисполь» имеет американский авиаконструктор — уроженец Киева Игорь Сикорский.

До эмиграции в 1918 г. сначала во Францию, а затем в США Игорь Иванович окончил Киевский политехнический институт и еще в студенческие годы начал строительство первых крылатых машин — сначала геликоптеров (вертолетов), а затем и самолетов.

В возрасте 24 лет, работая главным конструктором авиационного направления на Петербургском Русско-Балтийском заводе, Игорь Сикорский построил первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», а спустя год — такой же четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», став родоначальником многомоторной авиации.

На «Илье Муромце» Сикорский в 1914 г. совершил беспрецедентный по тем временам перелет Санкт-Петербург — Киев.

Многие конструкторские идеи, впоследствии нашедшие применение в авиапромышленности, в том числе — вертикального взлета, к Сикорскому пришли в молодые годы в Киеве. Поэтому присвоение «Борисполю» имени гениального авиаконструктора, которого совершенно небезосновательно считают самым выдающимся авиаконструктором XX в. и отцом вертолетостроения, и почетно, и логично.

Главные ворота Украины могут получить и имя Казимира Малевича — знаменитого художника, основателя школы супрематизма и киевлянина польского происхождения.

Мало кто в мире не знает его знаменитый «Черный квадрат». На этом основании художника считают самым известным киевлянином в мире.

Во всяком случае такой точки зрения придерживаются министры иностранных дел Павел Климкин, культуры Евгений Нищук, постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба.

А вместе с ними ряд депутатов, ученых и деятелей культуры, в том числе академики Мирослав Попович и Николай Жулинский, писатели Юрий Андрухович, Андрей Курков и Лесь Подеревьянский, нардепы Олег Ляшко, Мустафа Найем, Сергей Лещенко и др.

По их логике, присвоение главным воздушным воротам имени Малевича будет способствовать большей узнаваемости Киева как культурного центра и привлечению туристических и соответственно финансовых потоков.

Приведет ли к такому результату привлечение Малевича в качестве «небесного» покровителя аэропорта, сказать трудно. Смысл самого известного произведения Казимира Севериновича — «Черного супрематического квадрата» — до сих пор критики трактуют по-разному.

Наряду с символом разрыва с предметностью, изображением абсолюта и декларированием «первого шага чистого творчества» черный квадрат можно понять как исписанный дочерна чистый белый лист, символизирующий «конец времен» и наступление эпохи постмодернизма.

Тем не менее промежуточные результаты голосования показывают, что большинство принявших в нем участие предпочли загадочному Малевичу практичного Сикорского.

Ігор Сікорський 

6374

ван Мазепа 

4944

Казимир Малевич 

4883

Олег Антонов 

4482

Не присвоювати ім'я 

4014

Павло Чубинський

232

К вечеру понедельника 4 июля, т. е. спустя 5 дней после начала голосования, русско-американский авиаконструктор имел отрыв примерно в 1,5 тыс. голосов от Ивана Мазепы и Казимира Малевича. Всего же в конкурсе на присвоение аэропорту «Борисполь» имени выдающейся личности на тот момент проголосовали около 25 тыс. человек.

Учитывая, что даже в не самый лучший 2015 год главный аэропорт Украины перевез более 7 млн. пассажиров, в том числе около 900 тыс. на внутренних линиях, такую «явку» на выборы нового названия аэропорта «Борисполь» вряд ли можно считать хорошим результатом.

Тем более что далеко не все желающие принять участие в голосовании имеют доступ к интернету, а из тех, кто имеет, немногие зарегистрированы в Фейсбуке и захотят создавать там учетное имя ради одного голосования.

Еще одним минусом парламентско-правительственной инициативы является несогласованность действий властей с коллективом аэропорта.

По словам главы независимого профсоюза работников авиационной промышленности Сергея Стоцкого, перед проведением конкурса с коллективом госпредприятия «Международный аэропорт «Борисполь» никто не советовался. Хотя согласно законодательству имена физических лиц, юбилейные и праздничные даты, названия и даты исторических событий присваиваются юридическим лицам и объектам права собственности только после проведения общественного обсуждения и по согласию трудового коллектива.

Поэтому профсоюзный лидер предложил провести конференцию трудового коллектива, на которой будет рассмотрено предложение не присваивать аэропорту никакого имени и оставить его нынешнее название без изменений.

Примечательно, что главным украинским аэропортом до сих пор руководит назначенный осенью 2014 г. временный директор Евгений Дыхне, к которому профсоюз и трудовой коллектив имеют множество претензий.

Тем не менее Мининфраструктуры и Минэкономразвития до сих пор не удосужились провести конкурс на замещение этой должности. Получается, выбрать аэропорту имя усопшего гения может оказаться намного более простой задачей, чем переизбрать живого директора.

А в этом контексте проведение конкурса на присвоение «Борисполю» выдающегося имени очень напоминает обходной маневр, чтобы отвлечь внимание от кадровых проблем, существующих на предприятии, обслуживающем главные воздушные ворота Украины.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка