Что лучше — пилот без мозгов или авто без водителя?

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 30 Августа 2017 5

Spartan, оборудованный автопилотом Pilotdrive, способен существенно уменьшить потери в зоне АТО

Сразу после завтрака звонит телефон и приятный женский голос сообщает о прибытии беспилотного авто. Через пять минут оно везет вас на работу в потоке таких же интеллектуальных самоходных транспортных средств. 

Даже на скорости 110 км/ч машина четко держится за идущим впереди авто на нужной дистанции, а на все непредвиденные дорожные ситуации «мозг» беспилотника реагирует намного быстрее вас. Вы, погрузившись в чтение, не смотрите на дорогу. Но в какой-то момент замечаете полосу, зарезервированную специально для поклонников старомодных автомобилей, управляемых людьми: они привычно стоят в пробке. «Вот чудаки», — думаете вы.

Такую картину нарисовал английский еженедельный журнал The Economist 1843, обративший внимание на то, что всего лишь за минувшее десятилетие автономный транспорт из фантазий инженеров превратился в реальную и вполне надежную технологию. Самоходные автомобили от Google еженедельно проезжают по 10—15 тыс. км. В следующем году на автомагистрали Швеции выедут 100 автономных машин марки Volvo.

Украина тоже не остается в стороне от технического прогресса. В конце прошлого года запорожская компания «Инфоком ЛТД» анонсировала первый отечественный беспилотный автомобиль, созданный на базе бронеавтомобиля Spartan. Его выпускает Кременчугский автомобильный завод совместно с канадско-эмиратской компанией Streit Group на шасси американского производства Ford F-550.

«Сердце» новинки — система беспилотного управления Pilotdrive, которую можно установить на любое авто отечественного или зарубежного производства. Электронную начинку купили в США, Германии и Китае, а программу разработали инженеры «Инфокома». Для ориентирования на местности Pilotdrive использует камеры, датчики, радары и тепловизор. Датчики имеют охват 360 градусов, а сенсорные системы распознают знаки, ширину и разметку дороги, пешеходов и животных на проезжей части. Автопилот Pilotdrive уже прошел испытания на нескольких автомобилях, включая Lanos, и показал свою работоспособность». 

Возвращаясь к публикации The Economist 1843, следует отметить, что издание предвидит сложности, поскольку для приведения ПДД и прочих юридических моментов в полное соответствие с новыми реалиями потребуются определенные усилия и время, а самоходным автомобилям еще есть чему поучиться у людей.

Тем не менее эксперт инжиниринговой компании Arup Джозеф Харгрейв уверен, что жизнь многих граждан изменится к лучшему: пожилым людям, подросткам и инвалидам будет гораздо проще добраться домой, автомобильные поездки (да и пешие прогулки) станут безопаснее.

Однако далеко не все эксперты заражены его оптимизмом. Никто не отрицает, что количество беспилотных авто с каждым годом будет возрастать. Вопрос в том, как люди будут пользоваться новинкой и где они будут жить — в пригородах или в городах. В любом городе с многомиллионным населением очень много места занимают автомобильные парковки, причем автолюбителям приходится тратить время, чтобы найти место для стоянки. Власти Нью-Йорка недавно провели исследование и выяснили, что в Бруклине 45% водителей регулярно вынуждены нарезать по кварталу круги в поисках свободных парковочных мест.

Самоходные авто избавят жителей мегаполисов от этой головной боли. Можно приехать в офис и отправить машину домой, чтобы она вечером забрала вас с работы. А территории, занятые припаркованными автомобилями, можно использовать для других целей. Власти Сан-Франциско уже запустили программу под названием «превратим обочины в парки», стимулирующую владельцев земли, используемой под парковки, открывать кафе, бутики или миниатюрные художественные галереи.

Между тем никто не мешает нынешние парковки засадить зелеными насаждениями. Растения не только очищают воздух, но и понижают температуру (в любом парке она в среднем на 2 градуса ниже, чем на прилегающих улицах). Оптимисты уверены, что в будущем беспилотные автомобили вытеснят практически все частные обычные авто, но общественный транспорт обязательно сохранится.

Вполне возможно, что те, кто сегодня живет в пригороде, переселятся в утопающие в зелени центральные районы мегаполисов, и потребность в личном авто в итоге отпадет и у них.

Но существует и другой вариант: в 70-е годы его озвучил израильский эксперт по проблемам транспорта Яков Захави. Он обратил внимание на то, что американцы каждый день тратят на разъезды практически одинаковое время — немногим более часа в день вне зависимости от места проживания и от способа проезда на работу.

По мере появления более скоростных видов транспорта люди не стали тратить сэкономленное время на дополнительную работу в офисе или отдых дома, они просто начали проезжать еще больше за упомянутый час. Сегодня американцы и англичане, несмотря на технический прогресс, тратят на поездки все тот же час в сутки.

По мнению экспертов американского министерства транспорта, роботизированные авто способны настолько эффективно использовать существующую дорожную сеть, что объем трафика по этим дорогам можно будет безболезненно нарастить в 5 раз. А вот необходимость в светофорах отпадет благодаря интеллектуальности самоходных автомобилей.

Повышение средней скорости движения транспорта станет толчком к развитию двух тенденций. Во-первых, водители, проживающие в 15—20 км от работы, смогут выбирать себе новое жилье, расположенное в 25—30 км от офисов.

Во-вторых, часть людей, пользующихся автобусами, метро и такси, пересядут на роботизированные автомобили. В конце концов, пользоваться ими будет достаточно экономно, ведь нет необходимости платить зарплату водителю и оплачивать парковку.

Беспилотный транспорт способен одновременно обеспечить удобство проживания и в утопающих в зелени центральных районах, и в расположенном в десятках километров от них частном секторе. Привлекательность центра и окраин (с точки зрения удобства) вполне может повыситься одновременно. 

В Англии запустили программу по страховке беспилотных авто, она предусматривает возмещение разных видов ущерба, который может быть причинен на дорогах

Естественно, кто-то окажется и в проигрыше — скорее всего, не повезет консервативным жителям пригородов. В современном мире дорожных пробок и общественного транспорта пригороды все еще выглядят идеальным компромиссным вариантом в вопросе месторасположения, удобства и стоимости. Но в мире быстроходных роботизированных автомобилей они утратят былую привлекательность. И если вы сегодня живете практически за городской чертой, дождитесь появления на вашей улице первого самоходного авто, а затем смело продавайте свое жилье, советуют эксперты The Economist.

Насколько возможен такой вариант для Украины? Для начала вернемся к отечественному автопилоту Pilotdrive. Инженеры «Инфокома» не скрывают, что создали новинку в связи с АТО. Беспилотный автомобиль существенно уменьшает потери личного состава, поскольку может самостоятельно перевозить боеприпасы, продовольствие, топливо и медикаменты в зону боевых действий и эвакуировать раненых. Весьма перспективно использовать беспилотники при разработке карьеров, уборке урожая и т. д.

С этой точкой зрения трудно не согласиться. Другое дело — массовое применение беспилотных авто на дорогах и городских улицах. Проблема не в самих автомобилях, а в отсутствии необходимой инфраструктуры. В связи с этим следует вспомнить, каким образом беспилотники ориентируются в пространстве. Электроника в первую очередь обращает внимание на дорожную разметку и дорожные знаки. Без них электронные мозги сразу «закипят» и откажутся управлять авто. А что им делать, когда вместо дороги — сплошные ямы и колдобины? А теперь вспомните, много ли у нас дорог, не вызывающих зубовный скрежет у наших автолюбителей. 
Так что эра беспилотных автомобилей в Украине наступит нескоро, а если экономическая ситуация в стране будет улучшаться нынешними темпами, о ней в ближайшие десятилетия можно только мечтать. 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Интенсивное использование электромобиля в Украине...

Затраты на зарядку электромобиля за 5 лет в 10 раз меньше, чем на покупку бензина для...

Париж запретит бензиновые двигатели в 2030 году

Некоторые производители автомобилей уже объявили об окончании производства машин на...

Голландцы запретят авто с ДВС к 2030 году

Речь идет о полной замене новых авто с двигателями внутреннего сгорания на...

В Украине создали «Химеру»

Первый суперкар украинского производства готов

Северная Осетия планирует начать производство...

По мнению специалистов, у Северной Осетии есть потенциал для производства...

Загрузка...

От катаклизмов сбежать в Украину!

Вопрос выбора наиболее безопасного места на планете неизменно упирается в две...

Автомобильные грузоперевозки: автономное будущее не...

Действие фантастического боевика «Логан» (очередной серии чрезвычайно...

Украинско-саудовский Ан-132 заинтересовал военных

На авиасалоне Dubai Airshow-2017 состоялась официальная презентация транспортного...

Аудитор Михаил Крапивко: «Национальная валюта,...

В конце октября президент Петр Порошенко подписал закон о внесении изменений в закон...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка