Фотоувеличение прибыли

№37(787) 16 — 22 сентября 2016 г. 15 Сентября 2016 4

Заработок на любви к фотографии по-прежнему актуален

Тема фотостоков (photostock) и фотобанков — компаний, которые выступают посредниками между авторами фотографий и других визуальных изображений и их покупателями (рекламными агентствами, полиграфическими предприятиями, электронными и печатными СМИ, интернет-сайтами и др.), отнюдь не нова.

Широкую известность на постсоветском пространстве фотостоки и фотобанки получили в середине 2000-х. Именно тогда цены на высококачественную цифровую фототехнику стали приемлемы для фотолюбителей со средним достатком, и самые целеустремленные бросились осваивать ее, пытаясь составить конкуренцию профессиональным фотографам.

Параллельно развивались интернет-сети и провайдеры, обеспечившие связь хорошего качества и высокую скорость передачи больших объемов информации.

Сейчас, когда доходы большинства украинцев заметно сократились, фотолюбителям самое время вспомнить о своем увлечении. Ведь фотостоки выплачивают гонорары в валюте, и заработанные за месяц несколько сотен долларов помогут превратить хобби в полноценную работу.

За последнее десятилетие фотостоки претерпели серьезную эволюцию. Сейчас крупнейшие из них — это предприятия с оборотом в сотни миллионов долларов США, обладающие архивами в десятки миллионов фотографий, их акции оборачиваются на мировых биржах.

В фотокамерах и смартфонах появилась функция видео, а вслед за этим на фотостоках — разделы футажей (от англ. Footage). Это небольшие видеофайлы, с анимацией или без, используемые при видеомонтаже.

Художники продают через фотостоки свои рисунки, а веб-иллюстраторы — образцы векторной графики. Музыканты — мелодии, используемые в рекламе, заставках и видеоклипах.

В общем, возможностей заработать на общемировом рынке визуального и аудиоконтента стало больше. Но и завоевать свое место под солнцем при такой насыщенной конкуренции становится все сложнее. Тем не менее любой фотограф со стажем расскажет вам вдохновляющую историю о любителях, покоривших рекламный рынок своими работами, футажах, купленных крупнейшими телекомпаниями, или удачных репортажных фото, попавших на страницы ведущих печатных изданий.

Как это работает?

По аналогии с банком фотосток является местом хранения изображений, которые размещают авторы, а покупают полиграфисты, издатели и все-все-все, кому они понадобились.

Фотосток должен обладать техническими возможностями для хранения, поиска и передачи огромного числа файлов в реальном времени, привлекательно выглядеть для авторов, обеспечивая им продажи и гонорары, и покупателей, предоставляя продукцию высокого качества за умеренную цену.

Так, по данным финансового отчета за 2015 г. одного из крупнейших мировых стоков — Shutterstock (www.shutterstock.com), это предприятие закончило прошлый год, имея выручку $425 млн., с прибылью до налогообложения $85 млн.

Всего лишь за год библиотека изображений Shutterstock увеличилась на 25 млн. и достигла в общей сложности 90 млн. Из них 70 млн. были доступны по наиболее распространенному виду лицензии на сегодняшний день — Royalty Free (RF). Достичь таких показателей удалось благодаря оборудованию и программному обеспечению, позволяющим пользователям загружать в среднем 4,7 изображения в секунду (140 млн. скачиваний в год). Гонорары за свои имиджи на Shutterstock получили 95 тыс. авторов. Клиентская база компании составила 1,46 млн. чел.

У каждого стока имеются свои особенности работы с авторами. Они отражены в договорах или публичных офертах, которые авторы подписывают, прежде чем начать сотрудничество.

Однако все серьезные стоки без исключения гарантируют качество купленных работ. Поэтому сотрудничеству предшествует отдел технического контроля (ОТК), который должны пройти начинающие авторы.

По данным bzzz.od.ua, вне зависимости от коммерческой составляющей снимка он должен быть сделан с хорошей композицией и правильной экспозицией (без просветов и провалов в тенях, если того не предусматривает сюжет фото), без хроматических аберраций. При 100%-ном увеличении не должно быть заметного цифрового шума и артефактов сжатия. Желательно снимать на минимальном значении ISO с настройками максимального качества, а еще лучше — в формате RAW.

На фото не должно быть запатентованных логотипов и объектов, произведений искусства, номеров автомобилей, названий улиц, рекламных щитов и вывесок, на которые у автора нет прав на использование (property release).

Если есть различимые на снимке люди, должны быть подписанные ими разрешения (model release). То же касается иллюстраций, использующих в своей основе фотографию. Эти условия очень важны с точки зрения соблюдения авторских прав. Работы, нарушающие эти принципы, попросту не будут куплены.

Все работы должны быть правильно атрибутированы, т. е. иметь название, описание и ключевые слова. От полноты и правильности подбора последних зависит, найдет ли вашу работу покупатель среди множества подобных.

Тот же Shutterstock требует прислать на экзамен 10 фотографий. Для начала сотрудничества достаточно, чтобы ОТК прошли 7 из них.

Наиболее серьезные стоки для идентификации автора потребуют еще и сканированную копию заграничного паспорта.

После того как комиссия пройдена, автору дают возможность загружать фото на сток. И тут начинается настоящая работа. Как правило, стоки не заинтересованы в фотографах, работающих от случая к случаю. На них ничего не заработаешь.

Поэтому стоки обязывают размещать на своих сайтах определенное количество изображений и выдумывают собственные системы мотивации для самых успешных.

К примеру, еще один крупный мировой фотосток — Fotolia (ru.fotolia.com/) в зависимости от результатов продаж предоставляет своим авторам 8 номинаций — от белой до бриллиантовой. По мере роста рейтинга увеличиваются и процентные отчисления автору за каждый проданный снимок, а значит, и заработок.

Цены за непроданные фото, как правило, снижаются. Кроме того, для регулярного обновления коллекции и стимулирования новых авторов фотобанки сортируют изображения так, чтобы пользователь в первую очередь видел новинки.

Вершиной карьерного роста для большинства фотостокеров является эксклюзивный статус, позволяющий сотрудничать с одним-единственным фотобанком на исключительных условиях.

По такому пути пошел самый дорогой стоковик в мире — датчанин Юрий Аркурс. Начав работать в одиночку и достигнув успеха, он собрал под свои знамена целую команду из полутора десятков помощников, которые занимались обработкой, атрибутированием (подписью) и размещением фотографий на стоках.

Впоследствии Аркурс удалил свои фото со всех стоков, кроме Istockphoto (www.istockphoto.com), и стал эксклюзивным автором престижного фотобанка GettyImages (www.gettyimages.com/). Оба стока принадлежат семье Жана Пола Гетти — американского нефтяного магната и одного из первых в истории долларовых миллиардеров.

К тому времени фотографии Аркурса тиражировались миллионами. Среди эксклюзивных покупателей его снимков числились компании Microsoft, Canon, Samsung, Hewlett Packard, MTV, Sony, Time Magazine и другие.

Вот как свой рабочий процесс в одном из интервью описывал сам Юрий Аркурс: «Я снимаю RAW-ы. Затем отбрасываю кадры «не в фокусе» и тестовые фото. Выбираю RAW-ы для преобразования в 16-битные tiff-ы. Первый помощник ретуширует все tiff-ы (пыль на сенсоре, загрязнения на лицах и маленькие частицы пыли). Этот процесс контролирует второй помощник. Затем второй помощник выполняет повторное редактирование. Затем результат проверяю я, делаю исправления, если это необходимо. Все файлы собираются в калибровочной папке.

Далее я у всех файлов регулирую насыщенность цвета, баланс белого и экспозицию. Перекладываю файлы в папку для подбора ключевых слов. Затем фрилансер описывает файлы (название, ключевые слова, описание). Я проверяю результат. После этого все файлы сохраняются в формате tiff (со слоями) и в формате jpeg (с максимальным качеством) и формируются в группы для загрузки. Когда в группе набирается 50 снимков, мы загружаем ее в два первых фотобанка. Затем еще раз корректируем ключевые слова (если это необходимо) и загружаем изображения на остальные фотобанки.

Обо всем остальном заботятся два фрилансера. Для организации этого процесса потребовалась помощь 12 временных помощников и два постоянных работника».

СТОКИ ДЛЯ ПРОДАЖИ

1. DREAMSTIME

2. DEPOSITPHOTOS

3. SHUTTERSTOCK

4. FOTOLIA

5. ISTOCKPHOTOS

6. BIGSTOCKPHOTO

7. 123RF

8. CANSTOCKPHOTOS

9. MOSTPHOTOS

10. PIXTASTOCK

11. YAYMICRO

12. CUTCASTER

13. POND5

14. CRESTOCK

15. STOCKFRESH

16. VEER

17. ZOONAR

18. ALAMY

19.CLIPDEALER

20. GRAPHICLEFTLOVERS

21. STOCKPHOTOMEDIA

22. FEATUREPICS

23. PHOTAKI

24. IMAGESOURCE

25. INMAGINE

26. SHOTSHOP

27. PHOTODUNE

28. COLOURBOX

29. PRESSFOTO

30. PHOTOGENIKA

31. LORI

Стоки и лицензии. Ключевые особенности

Эволюция Юрия Аркурса от микростоков к престижнейшему GettyImages, от фотографа-фрилансера — к эксклюзивному сотруднику фотохолдинга семьи Гетти вполне объективно отражает иерархию стоков и стокеров в современном мире.

В эпоху пленочной фотографии первые стоки создавались с целью сберечь наследие фотоискусства. Фотобанки скупали коллекции слайдов ведущих мировых фотографов и права на их работы.

Чтобы иллюстрировать статью о Мэрилин Монро, Джоне Кеннеди или высадке десанта в Нормандии, печатные издания вынуждены были обращаться к обладателям авторских прав, которые заламывали огромные цены за иллюстрации памятных дат и исторических событий.

Но высокие цены на снимки не устраивали многих покупателей из числа массмедиа, рекламных и полиграфических компаний, поэтому с распространением цифровой техники и интернет-сетей произошла революция в области авторского права на визуальный контент.

На смену лицензии Rights Managed (RM), предполагающей эксклюзивное право фотобанка на использование одной и той же работы и последовательную продажу права разным покупателям, пришло лицензирование типа Royalty Free (RF).

В отличие от RM лицензия RF позволяет одновременно использовать имиджи разными покупателями. Фактически это обесценило авторские работы стокеров до нескольких долларов или нескольких десятков долларов, в зависимости от размера файла, но дало возможность зарабатывать неплохие деньги на многократном скачивании наиболее популярных фотографий.

Помимо этого, лицензия RF, как правило, имеет ограничение на тиражирование изображения в печатных изданиях, рекламной продукции, на обложках книг и компакт-дисков, в театральных и кинопостановках, на логотипах и товарных знаках.

Обладатели лицензии RF не имеют права передавать ее третьим лицам для совместного использования. Есть ограничения, связанные с политической деятельностью, порноиндустрией и использованием изображений в чувствительном контексте (психическое и физическое расстройство, злоупотребление алкоголем и наркотиками, преступное поведение и т. д.), если в лицензии нет соответствующей оговорки.

Сегодня RM по-прежнему используется фотобанками с историей, такими как GettyImages, Alamy, Corbys и др. В то время как микростоки (Shutterstock и многие другие) предпочитают лицензии типа RF.

Наряду с этими двумя типами появилось несколько других видов лицензирования.

Так, расширенная лицензия — Extended Royalty Free (ERF) допускает коммерческое использование изображений (с некоторыми оговорками) и снимает ограничения, связанные с тиражированием. Из-за этого стоимость ERF возрастает до нескольких десятков или сотен долларов. Цена опять же зависит от конкретных условий использования.

Многие стоки продают лицензии типа Editorial, предполагающие использование фотографий не в коммерческих целях, а для сопровождения информационного повода, т. е. печатными СМИ, как иллюстрации новостей. При этом немаловажно, что в таких случаях не требуется обязательное согласие на тиражирование изображенных на снимках лиц, если только речь не идет о крупных портретных планах.

Творчество без границ

Все эти особенности необходимо уяснить фотографам-любителям, желающим сотрудничать со стоками. Карьера фотостокера, как правило, начинается с размещения работ на сайтах микропейментовых компаний (микростоков), с доминированием RF-лицензирования, где их приобретают преимущественно для размещения в интернете.

На первых порах за каждое скачивание своего фото автор получает мизерную плату (от $0,25). Однако никто не возбраняет разместить одно и то же изображение на нескольких стоках одновременно. Поэтому низкая стоимость может компенсироваться большим количеством скачиваний. Как приятные исключения начинающими любителями воспринимаются разовые покупки их работ рекламными и полиграфическими фирмами. После чего рейтинг фотографа и отчисления ему гонораров вырастают.

Как пример опытные стокеры демонстрируют коммерчески грамотно сделанные фотографии, приносящие стабильный доход, исчисляемый сотнями и даже тысячами долларов с одного изображения. Основную прибыль им приносит размещение на корпоративных календарях и в рекламных изданиях.

На интернет-форумах стокеров всегда много споров о том, что выгоднее снимать. Приносят ли больший доход пейзажи, портреты людей, изображения животных или предметов. Тот же Юрий Аркурс заработал свои миллионы на фотографиях людей, начав со съемки любимой девушки. Но на эти вопросы нет однозначных ответов.

Востребованными являются и люди, и предметы, и пейзажи, правильно отснятые с точки зрения маркетинга. Своих покупателей на рынке визуального контента могут найти качественные снимки технологических процессов и научных опытов, астрономических и природных явлений, флоры и фауны, спортивных событий и фольклорных праздников. Многообразие запросов на фотографии отображается в соответствующих разделах стоковых сайтов, которые сами подсказывают авторам перспективные направления и полезные идеи.

Поэтому сотрудничество со стоками может быть хорошим подспорьем в работе фотографа корпоративной газеты металлургического комбината или морского порта, любителя путешествий, домашнего кулинара, студента-зоолога, агронома и просто любителя фотографии вне зависимости от его основной специальности.

В эпоху интернет-технологий фотографическое творчество, как и творчество веб-дизайнера, не имеет границ. Поэтому ваши работы могут быть оценены на всех континентах.

Проблем с получением гонораров также не возникает. Практически все фотостоки используют цифровую валюту, которую можно конвертировать в натуральную. Гонорар высылается по достижении определенной суммы. Как правило, $100. Кроме того, на ваше имя может быть направлен банковский чек с возможностью обналичить его в Украине. В общем, учитесь фотомастерству, посещайте специальные форумы стоковых фотографов в интернете, изучайте условия сотрудничества с ведущими стоками, дерзайте и не ленитесь.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Обманывать вкладчиков запрещено

Верховная Рада приняла два закона, которые напрямую касаются защиты прав вкладчиков

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка