Глобальное утепление

№47–48(752) 11 — 17 декабря 2015 г. 10 Декабря 2015 5

Утепление домов

Власти поставили задачу до 2020 г. провести термомодернизацию 20% бюджетных учреждений и до 25% жилого сектора. Если эти планы будут реализованы хотя бы частично, то Украина станет золотой жилой для производителей пенопласта, пластиковых окон, строительного клея и счетчиков энергоносителей.

В ближайшую пятилетку украинцам обещают масштабное утепление жилья и модернизацию систем центрального теплоснабжения. В конце ноября Кабмин утвердил разработанный Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ комплекс мероприятий по реализации «Национального плана действий по энергоэффективности на период до 2020 года», который базируется на требованиях директивы Европарламента и Совета Европы — 2006/32/EC о конечной эффективности использования энергии и энергосервиса. Эта директива разработана для стран — членов ЕС и дополнительно адаптирована для участников Энергетического сообщества, членом которого является Украина.

Основные пункты принятого документа — содействие привлечению инвестиций в термомодернизацию жилых зданий, особенно через реализацию механизмов удешевления стоимости таких работ. Под инвестициями авторы документа понимают средства частных инвесторов и привлеченные кредитные ресурсы.

Ожидаемый результат — модернизация к 2020 г. до четверти одно- и многоквартирных жилых домов, которые требуют повышения уровня энергоэффективности.

В плане термомодернизации бюджетных зданий власти обещают подготовить экономическую и нормативную базу для заключения энергосервисных договоров, которые в совокупности дадут возможность улучшить энергосбережение пятой части государственных и коммунальных учреждений.

Все здания, прошедшие термомодернизацию, должны быть сертифицированы. Правда, это станет возможным после принятия закона «Об энергоэффективности зданий». Пока что законопроект был признан декларативным и в январе 2015 г. отправлен на доработку. До сих пор Верховная Рада к его рассмотрению не возвращалась. Но утверждение мероприятий нацплана энергоэффективности, безусловно, ускорит доработку и принятие закона.

Согласно утвержденному Кабмином плану мероприятий, во всех зданиях бюджетной сферы в 2016—2019 гг. должна быть внедрена система энергоменеджмента и энергоаудита.

Критерии энергоэффективности необходимо будет имплементировать в законодательство о государственных закупках.

Строительные нормы и стандарты, в том числе по применяемым в строительстве материалам, — привести в соответствие с принятыми в ЕС параметрами.

Кроме того, до 2020 г. Украина обязалась привести к европейским минимальные требования к энергоэффективности зданий и оборудования и обеспечить функционирование системы энергетической маркировки бытового электрооборудования.

В скором времени потребителям обещают 100%-ный учет потребленных энергоресурсов — природного газа, тепла и воды. А в счетах, которые будут ежемесячно получать украинцы, должны указываться данные о динамике потребления коммунальных услуг. Подразумевается, что это заставит потребителей стать более экономными.

Жилищной сферой план мероприятий по энергосбережению не ограничивается, поскольку нацплан охватывает всю сферу конечного энергопотребления.

В промышленности необходимо стимулировать инвестиции в снижение энергоемкости произведенной продукции.

На транспорте мероприятия по энергоэффективности сведутся к оптимизации структуры пассажиро- и грузопотоков. Под ними власти понимают создание и расширение городских зон, куда запрещен доступ личного транспорта, и увеличение системы зон платного паркования. Сюда же можно отнести пропагандистские мероприятия по повышению привлекательности велосипедов и проведение дней без автомобиля.

Кроме того, власти обещают стимулировать закупку более экономного общественного транспорта, увеличивая долю использования в городах троллейбусов и трамваев.

Введут даже на автомобильное топливо новые стандарты, о которых давно говорят, но не делают, поскольку это противоречит интересам доморощенных бензиновых магнатов.

Всего в плане мероприятий 30 пунктов различных секторальных действий и их нормативно-правового обеспечения.

Впрочем, текущий экономический кризис в Украине заметно сказался на содержании документа.

В графе «оптимизация пассажиро- и грузопотоков» отсутствуют планы по строительству окружных дорог, огибающих крупные населенные пункты. А ведь именно они дают наибольший экономический эффект за счет перенаправления транзитного транспорта. Это сокращает расход горючего при доставке грузов, экономит время, улучшает содержание внутригородских магистралей. Хотя и требует немалых средств.

Ну а дни без автомобилей и так уже стали реальностью — из-за высоких цен на горючее и падения доходов. Особенно это было заметно в прошлом и в начале текущего года, когда из-за колебаний курса доллара в отдельные месяцы реализация топлива на АЗС сокращалась на 25—40%.

Декларируемое увеличение доли электротранспорта в обслуживании населения автоматически влечет за собой сокращение автобусов и маршруток и передел рынка регулярных перевозок во многих населенных пунктах. Пойдут ли на это местные власти, многие представители которых имеют свой интерес на рынке пассажирских перевозок?

Не иначе как профанацией можно назвать и обязательство Украины ежегодно увеличивать на 3% количество домов с нулевым (или близким к нулевому) энергопотреблением. Такие дома называются «пассивными», их строят исключительно для себя пока что энтузиасты энергосбережения из числа богатых украинцев. Статистика строительства таких домов отсутствует, как и официально утвержденный национальный стандарт. Господдержка — тоже. Поэтому количество коттеджей, не потребляющих энергию извне, а питающихся с помощью собственных внутренних источников — солнечных батарей, коллекторов, тепловых насосов, ветряков и т. д., исчисляется десятками, не более.

Тем не менее в начале декабря на проходившей в Париже XXI конференции по изменению климата Украина стала одной из 18 стран — организаторов образованного глобального альянса по вопросам зданий и сооружений.

Это объединение декларирует задачи к 2020 г. снизить до минимума энергопотребление новых зданий, к 2050-му строить исключительно здания с нулевым уровнем выбросов углекислого газа, а старые модернизировать до минимального уровня энергопотребления.

Естественно, эти цели для Украины пока едва ли достижимы, но власти рассчитывают, что большие потери тепла в сфере ЖКХ привлекут в страну зеленые инвестиции, а участие в международных объединениях даст им для этого необходимые контакты.

Так, во время подписания совместного заявления стран — организаторов альянса глава Госагентства Украины по энергоэффективности и энергосбережению Сергей Савчук заявил, что в Украине комплексной модернизации требует 80% жилищного фонда. Но если ее провести, это позволит снизить энергопотребление в секторе ЖКХ на 50%. Объем инвестиций, необходимых для достижения этой цели, по словам главы Госэнергоэффективности, составляет 30 млрд. евро. Еще 4,5 млрд. евро потребуется для утепления бюджетных учреждений.

Плевое дело?

В отличие от стран ЕС, которые с 2008 г. уже трижды готовили свои национальные планы энергоэффективности, для Украины эти обязательства первые и делаются с временным смещением.

Основной ориентир — обеспечить до 2020-го включительно плановое энергосбережение 9% конечного потребления энергии от среднегодового за 2005—2009 гг. При этом, согласно европейским нормативам, в конечном энергопотреблении не учитываются данные воздушного и водного транспорта, а также объекты, введенные в эксплуатацию в рамках механизмов снижения выбросов Киотского протокола.

В Украине основной потребитель энергии — промышленность. При среднегодовом потреблении энергии за 2005—2009 гг. 69,4 млн. т нефтяного эквивалента (тнэ) около половины конечного потребления — 30,8 млн. тнэ — приходилось на промышленные объекты, из них более половины — на металлургию. Еще 20,6 млн. тнэ использовалось в бытовом секторе, 11,7 млн. — на транспорте, менее 1,2 млн. тнэ — в сфере услуг.

В 2010—2013 гг. структура потребления энергоресурсов в Украине оставалась практически неизменной. По итогам 2013 г. (последний отчетный период, когда Госстат публиковал данные об энергетическом балансе) в стране было использовано 69,6 млн. тнэ энергии — на 4,9% меньше, чем в 2012-м.

Статистика за 2014 г. и завершающийся 2015-й еще отсутствует. Но сокращение производства по итогам двух последних лет более чем на 20% и незавидные перспективы его скорого восстановления однозначно «помогут» Украине выполнить свои обязательства в рамках директивы 2006/32/EC.

Несмотря на то, что в плане мероприятий по выполнению этой директивы отсутствуют данные о конкретных цифрах экономии в каждом секторе экономики, по информации Госэнергоэффективности, сократить конечное потребление энергоресурсов к 2020 г. необходимо на 6,5 млн. тнэ.

К 2017 г. должен быть достигнут промежуточный показатель — 5% экономии — 3,6 млн. тнэ.

Погода в доме

Очевидно, что потенциал энергосбережения в ЖКХ позволяет сэкономить в несколько раз больше энергоресурсов, чем указано в национальном плане на ближайшую пятилетку.

По данным Института местного развития, по состоянию на 1 января 2011 г. жилищный фонд Украины насчитывал более 10 млн. 171 тыс. домов общей площадью1079,5 млн. кв. м. Из них 64,2% — в городах.

Жилфонд был распределен на 19,3 млн. квартир (по одной на 2,4 жителя). Из них 19,3% — однокомнатные, 37,1% — двухкомнатные, 33% — трехкомнатные, еще 10,6% имели четыре и больше комнат.

Почти половина жилых домов были построены в 1946—1970 гг., когда квартирный вопрос в стране стоял наиболее остро, еще 27% — в 1970—1990 гг. На дома дореволюционной и довоенной постройки приходилось в общей сложности 16,4%. В годы независимости Украины построено всего лишь 7,4% жилых зданий.

В структуре энергоснабжения ЖКХ преобладал природный газ (57,3%), тепловая (26,3%) и электроэнергия (12,7%), менее 2% приходилось на уголь и торф и только 1,5% — на возобновляемые источники энергии

Понятно, что большинство жилья строилось совсем в других исторических и экономических условиях и уже не отвечало современным требованиям рационального использования энергоресурсов.

В процессе подготовки национального плана по энергоэффективности существующая статистика оказалась недостаточной для выявления потенциала энергосбережения, поскольку не велся учет энергопотребления по регионам (в разных климатических зонах) и по типам зданий.

Однако было определено удельное годовое энергопотребление — 267 кВт.ч/кв. м жилплощади, что было существенно выше, не только чем в Болгарии (100—130 кВт.ч/кв. м), климат которой соответствовал Одесской обл. и Крыму, но и в столице Норвегии — Осло с пригородами (140—170 кВт.ч/кв. м).

Дальнейшая работа по определению потенциала энергоэффективности в жилищном секторе велась по методике датской компании ENSI на основе компьютерного моделирования.

В качестве репрезентантов были взяты дома наиболее распространенных в Украине типов и проектов: одноэтажный на одну семью площадью 60 кв. м, двухэтажный на два подъезда 12 х 36 м (такие дома после войны строили военнопленные), пятиэтажная хрущевка на 4 подъезда (серии 1-437/1-438), 16-этажки серии БПС, а также семейные общежития 5—9 этажей на один подъезд серии 164-80-1.

Расчеты велись в разрезе климатических зон, в соответствии с данными о распределении жилья того или иного типа. Полученные результаты лишь на 3% разошлись с данными о реальном энергопотреблении в жилсекторе.

Впрочем, предложенные для экономии решения, которые будут применены в ближайшие годы в Украине, не предполагают ультрасовременных инновационных технологий, а опираются на этап, давно пройденный в Европе.

Максимально позитивный потенциал энергосбережения в жилом секторе оценивается в 15,3 млн. тнэ (см. таблицу) — более чем в два раза больше взятых Украиной обязательств.

В наших условиях наибольшую экономию способны дать дополнительная теплоизоляция стен и энергоэффективное инженерное оборудование. Не намного от них отстают теплоизоляция крыши и замена окон. Причем экономия, достигнутая в частном секторе, будет примерно в два раза больше, чем в многоэтажках.

Общая стоимость комплексных мероприятий по термомодернизации жилфонда несколько лет назад оценивалась в 670 млрд. грн.

(435 млрд. грн. — в частном секторе и 235 млрд. грн. — в многоэтажках), на то время — более 60 млрд. евро.

В начале декабря, подводя итоги года в реформировании ЖКХ, замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Эдуард Кругляк дал уже другие цифры. По его словам, непосредственно на утепление сегодня понадобилось бы 40—45 млрд. грн. Однако комплексный подход — с термомодернизацией, реконструкцией котелен и переводом их на альтернативные виды топлива — обошелся бы в 55 млрд. евро. Причем он не учитывал затраты в частном секторе, которые ложатся исключительно на владельцев домов и коттеджей. Пока что участие государства в проблемах энергоэффективности сводится к тому, что власти создали своим гражданам невыносимые тарифы на энергоносители и заставляют их выкручиваться своими силами. Впрочем, в этом году украинцы получили возможность брать займы на утепление и энергосберегающие котлы в госбанках с компенсацией процентной ставки, а в некоторых случаях удается скостить и немного тела кредита. По состоянию на 7 декабря этой возможностью уже воспользовались более 71 тыс. домохозяйств и ОСМД. В общей сложности было выдано кредитов на 1,15 млрд. грн.

В Кабмине уверяют, что в следующем году программа будет продолжена и даже расширена. В последние недели много говорится и о масштабных проектах по термомодернизации общественных зданий. Ранее такие работы проводились в основном по инициативе местных властей, с привлечением зарубежных грантов.

Энергопотребление государственных и коммунальных учреждений оценивается менее чем в 6% общего конечного потребления. В абсолютных величинах — более 4 млн. тнэ, а максимальный эффект от комплексной термомодернизации вполне ощутимый — 2,8 млн. тнэ.

Провести энергоэффективные преобразования правительство рассчитывает с помощью внешних заимствований. При этом главным политическим аргументом для европейцев — основных кредиторов Украины в этих вопросах является снижение зависимости от российского газа как способ избавиться от российского влияния.

Европейцам такой подход вполне понятен, поскольку истоки политики энергосбережения в ЕС лежали вовсе не в стремлении сократить выбросы парниковых газов и уменьшить негативное влияние на климат (это было уже позже), а в желании сохранить энергетическую независимость от СССР в годы «холодной войны».

Поэтому ЕС с удовольствием поделится с Украиной финансовым ресурсом и энергосберегающими технологиями. Вместе с этим на украинском рынке появится еще больше европейской продукции и компаний.

утепление домов

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка