Голый завтрак

№51–52(754) 25 — 31 декабря 2015 г. 21 Декабря 2015 5

Украинцы готовы экономить на одежде, но не в силах отказаться от шашлыка с друзьями

Структура покупательской активности населения, особенно – граждан со средними доходами и ниже, претерпела серьезную корректировку. Уже весной украинцы сократили количество покупок одежды и обуви до разумного минимума (в среднем – вдвое), тратя много денег на продукты питания и оплату коммунальных услуг. При этом исследования показали, что остающиеся средства люди предпочитали тратить на относительно дешевые развлечения – походы в кино или отдых на природе.

Интернет-магазины, реализующие одежду и обувь (сегмент fasion), называют 2015 г. самым сложным периодом деятельности за последние пять лет. Ведь случившийся годом ранее троекратный обвал курса гривны и рост безработицы привели к резкому снижению количества свободных денег на руках у украинцев.

При этом доходы наших граждан росли куда скромнее. По данным Госкомстата, средняя зарплата с 3455 грн. в январе поднялась до 4532 грн. в октябре. В сентябре правительство и парламент пересмотрели размеры минимальной заработной платы, увеличив ее аж на 13,1% (до 1378 грн.). Подняли и показатель прожиточного минимума с 1176 грн. до 1330 грн.

Но инфляция в этом году побила все рекорды за последние двадцать лет. С 2010 г. по 2015 г. оплата коммунальных услуг и проезд в общественном транспорте подорожали втрое, а услуги связи выросли в цене почти на 16%. За этот же период стоимость продуктов питания и безалкогольных напитков увеличились более чем на 71%, а алкогольных и табачных изделий – в два раза.

Как до майдана

«Мы начали проект в 2010 г., – рассказывает один из основателей шопинг-клуба LeBoutique Роман Онищенко, – и до конца 2013 г. имели потрясающую динамику годового роста на уровне 300-400%. Своими действиями вызывали зависть и восхищение коллег и конкурентов».

Роман Онищенко: «До событий на майдане, наш интернет-магазин ежегодно, как минимум, утраивал продажи»

Затем, на объемы реализации продукции сильно повлияли территориальные потери нашей страны. Так, в географической структуре продаж шопинг-клуба Донецкая область обеспечивала 8-15% оборота (второе место после Киева), АР Крым – 6-12%, Луганщина – 4-7%.

Падение рынка продаж одежды и обуви происходит параллельно с политическими кризисами. В ситуации неопределенного будущего у людей даже не возникает мысль приобретать обновки – включается режим максимального сохранения ресурсов.

В 2015 г. Донецкая область со второго скатилась на шестое место. Сейчас интернет-покупки совершают граждане на подконтрольных центральному правительству районах региона. Хотя, довольно часто люди из Донецка оформляют заказ с получением товаров в почтоматах Приватбанка и на Новой почте так же вне зоны проведения АТО.

В 2014-2915 гг. в топ-десятке шопинг-клуба появились новые лидеры – Николаевская и Полтавская области. Причем полтавчане, по неизвестным пока маркетологам причине, отличаются самым высоким средним чеком покупки в стране (более 840 грн.).

«Что делали интернет-магазины, чтобы не потерять обедневшего клиента? – продолжает Роман Онищенко. – Начали реализацию новых торговых решений».

Во-первых, после долгожданного появления в нашей стране технологии мобильной связи 3G стало возможным увеличение покупок со смартфонов и планшетов. К примеру, в США в этом году доля мобильного трафика превысила 50%. Украинские онлайн магазины так же начали использовать ранее упущенные возможности, развивая свои сайты и приложения. Так, в ноябре доходы LeBoutique от мобильного направления составили 26%.

Во-вторых, интернет-магазины стараются сократить по максимуму сроки доставки товара. По опыту, если клиент получил посылку в течении 24 часов, то вероятность отказа сокращается на 20-30%.

В-третьих, некоторые продавцы практикуют бесплатную доставку и возврат товара. А так же – мгновенное возвращение денег покупателю на платежную карту любого банка. Это позволяет минимизировать риски, которые возникают при покупке одежды и обуви через интернет, ведь клиент заказывает товар без примерки.

В-четвертых, обработка массивов данных о клиентах и их покупках позволяют персонализировать приобретения. Магазины учатся предугадывать, что именно человеку может быть полезно: категория товаров, размеры, есть ли у него дети, чем он вообще интересуются. В результате, одному и тому же клиенту можно продавать больше и чаще за счет высокой степени соответствия предложений его ожиданиям и потребностям. Наконец, наиболее приемлемая модель торговли в нынешней экономической ситуации – большие скидки.

По словам директора по маркетингу LeBoutique Юлии Шиловой, в четвертом квартале 2015 г. по количеству заказов шопинг-клубу удалось вернуться на уровень, существовавший до начала до майдана. Результат – 15% прироста оборота к прошлому году (в среднем ежегодный оборот компании составляет около 600 млн. грн.).

Шилова называет сумму в гривнах, а на вопрос о долларовых оборотах (все-таки магазин оперирует в основном импортным товаром) отвечает: «О чем вы говорите! В валюте мы вообще с начала 2014 г. перестали считать, когда поняли, что из-за ежедневного колебания курса это бесполезно».

«Кстати, когда в феврале - начале марта прошлого года валюта выросла до 45 грн. за $1, появился тренд, который мы назвали «инвестиция в дубленку». Тогда этого товара приобрели настолько много, что в этом сезоне дубленок покупают меньше, чем обычно, предпочитая пуховики и пальто», – улыбается Юлия.

Юлия Шилова: «Когда в начале прошлого года валюта выросла до 45 грн. за $1, появился тренд, который мы назвали «инвестиция в дубленку»

Индпошив

Чтобы предложить покупателю качественный и дешевый товар продавцы начали заказывать пошив одежды и обуви на отечественных фабриках, но под собственной торговой маркой. Тем не менее, на этом пути интернет-торговцы столкнулись с неожиданными трудностями.

«Мы много общались с представителями швейной отрасли, – рассказывает Роман Онищенко. – Большинство крупных предприятий Одессы, Харькова, Киева, Чернигова и других городов ориентированы на экспорт. Заказы у них расписаны на год-два вперед. У больших западных брендов производство может находиться в нескольких десятках стран. Они просто распределяют свои заказные ведомости по тем регионам, где получают наиболее выгодные цены на швейные работы, плюс учитывают стоимость доставки товара».

Вынужден признать, в этой части самый прогрессивный сегмент современной торговли – интернет-коммерция – функционирует в Украине фактически по лекалам 1990-х. Так же как и западные фирмы, украинские компании предпочитают работать со швейными фабриками, использую давальческие схемы.

Предприятия легкой промышленности получают от заказчика все – выкройки, ткань, нитки, фурнитуру и т. д. Им оплачивают только работу – в основном, 5-7 евро за изделие. (Пошив пальто стоит несколько дороже – до 15 евро за штуку). При нынешнем курсе валют это кажется выгодным, но давальческая схема при этом отбрасывает развитие наших швейных фабрик на несколько лет назад.

Так, летом 2013 г. я общался с директором Черниговского учебно-производственного предприятия Украинского общества глухих Людмилой Зубрицкой. Специалист рассказывала, что десять лет назад изготовление сложной двухсторонней куртки для французской фирмы стоило $1-1,25 и они перестали работать с такими заказами еще в 2007 г. И вот теперь эта схема возвращается.

«У нас много дизайнеров, – продолжает Роман. – Но только единицы умеют строить свой собственный бренд. Они просто не готовы инвестировать в это средства. Изготавливают 2-5 изделий. Ты просишь хотя бы 100, чтобы представить мастеров на сайте, создать им какое-то имя. Но, тщетно. Даже пытались организовать гранты для наиболее талантливых, по нашему мнению, дизайнеров. Но после нескольких встреч приостановили такие попытки. Творческие люди, как правило, не имеют коммерческой жилки и не особо заинтересованы ставить свои изделия на поток».

Между тем, у интернет-магазинов имеется колоссальная база данных о спросе на те или иные изделия. Какую одежду и обувь (модель, размер, цвет и т. п.) и в каких регионах страны покупают? В США, к примеру, данные онлайн-коммерсантов используются швейными компаниями, как маркер для производства.

Практикуются продажи пробной партии новой коллекции через интернет, чтобы узнать спрос на товар в определенных штатах. В результате, производитель абсолютно точно может прогнозировать свою загрузку и минимизирует риски.

Как бы там ни было, но за 9 месяцев этого года отечественные производители реализовали одежды на 42 млрд. грн.

«Спрос на украинскую одежду существовал всегда, – говорит директор по закупкам LeBoutique Катерина Коптева. – Просто о ее существовании мало кто знает. Сегодня функционирует около 3-5 тыс. производителей. Точнее сказать нельзя, так как отсутствует единая полная площадка, где они все были бы представлены. Мы работаем с 300».

«Легпром в Украине развит. Некоторые малые города вообще превратились в швейные столицы своего региона, например, Комсомольск на Полтавщине», – добавляет Онищенко.

Доля продаж украинских товаров в общем объеме реализации выросла с 14% в 2013 г. до 30% в 2015 г.

«Одежда – самая востребованная категория среди отечественных товаров  в нашем магазине, – продолжает Катерина. – Так же произошел рост продаж текстиля, в основном, постельного белья. Хуже обстоят дела с обувью. Сложно конкурировать с китайскими производителями по цене, ведь у наших обувщиков все комплектующие – импортные».

Катерина Коптева: «Наиболее востребованный товар года – женское платье в ценовой категории 500-1000 грн.»

Справка «2000»

Шопинг-клуб LeBoutique

Интернет-магазин продает одежду, обувь, косметику, аксессуары и товары для дома от модных брендов с огромными скидками.

04070, Киев, ул. Григория Сковороды, 1

www.leboutique.com, pr@leboutique.com, тел.: +38 (063) 144-2844

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка