Экономикой должны заняться дипломаты

№47–48(752) 11 — 17 декабря 2015 г. 10 Декабря 2015 4

Главным интегрированным показателем состояния экономики страны является валовый внутренний продукт. По данным Госстата, в 2014 г. падение ВВП Украины в сравнении с предыдущим годом составило 6,8%. В 2015-м снижение ВВП, по прогнозу Минэкономразвития, достигнет 11,5%. МВФ предвидит сокращение в 11%, ЕБРР — 11,5%, Всемирный банк — 12%.

Общеизвестно, что значительную долю прироста любой страны дает внешняя торговля, вклад которой в ВВП постсоветских стран варьирует в пределах 40—60%.

До 2013 г. почти треть объема внешней торговли Украины приходилось на Россию, достигнув в 2012 г. своего исторического пика в $55,5 млрд. (товарами и услугами). Товарооборот Украины с Россией в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 45%, экспорт — на 35%. За январь—сентябрь т. г. данные показатели в сопоставлении с аналогичным периодом 2014-го снизились соответственно на 53% и 57%.

Но самое неприятное — уже объявленное Россией эмбарго на поставки отдельных видов продовольствия и весьма вероятное эмбарго на всю украинскую продукцию с 1 января 2016 г.

При этом пострадают целые сектора экономики нашей страны, ориентированные на Россию, товары которых, в отличие от продукции АПК и продовольствия, едва ли найдут себе место на европейском рынке.

В первую очередь речь идет об оборудовании для ядерных и тепловых станций, электрооборудовании, железнодорожном подвижном составе и запасных частях к нему, черных металлах и изделиях из них. Пострадает также картонно-бумажная отрасль, производство соли и серы.

Таким образом, полная утрата российского рынка окажется дополнительным серьезным фактором негативного воздействия на экономику Украины.

Рассмотрим вопрос комплексно — как в плоскости компенсации потерь экономики страны, так и ее реанимации в целом. Главными направлениями решения проблемы видятся три: компенсация убытков от утраты российского рынка рынками других стран; внешние финансовые заимствования; создание возрастающего спроса на внутреннем рынке.

Для реализации первого направления можно было бы продолжить поиск новых (расширение существующих) рынков в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки.

На Минэкономразвития особой надежды нет. Оно уже второй год находится в затяжном пике непрерывной реорганизации, похоже, забыв, что не собственно реорганизация или только приватизация государственных предприятий является главной функцией министерства, а то, что записано в его названии.

Эту задачу стоило бы возложить на Министерство иностранных дел. При этом избрав в духе времени очень жесткий и прагматичный принцип: установить по каждой стране, где находится наше дипломатическое учреждение, количественные ежегодные показатели увеличения объемов отечественного экспорта в страну пребывания и инвестиций оттуда в Украину.

При невыполнении установленных показателей послу и его заместителям после первого года — выговор, после второго — досрочный отзыв без права дальнейшего трудоустройства в МИД. Пора бы нашим дипучреждениям за рубежом начать помогать родной стране не только словом.

Поручить МИД совместно с Минэкономразвития срочно разработать конкретный план Украина—ЕС по наращиванию объемов торговли, которые могли бы компенсировать утрату российского рынка. Подготовить изменения к Соглашению об ассоциации в части объемов квот отечественной сельхозпродукции. И до завершения полной реализации этого плана требовать у ЕС компенсации за понесенные нашей страной потери после подписания.

Второй вектор — просить дополнительные кредиты у МВФ, стран ЕС и США.

Более подробно остановимся на направлении создания спроса на внутреннем рынке, реализация которого требует решения двух задач. Во-первых, увеличения объемов производства валового национального продукта (ВНП), во-вторых, создания платежеспособного спроса населения.

Украине необходим ВНП, который она еще способна производить (учитывая фактическое уничтожение целых секторов экономики, в первую очередь — в промышленности). При этом государству необходимо заинтересовать промышленников и предпринимателей в производстве этого продукта.

Такими продуктами могли бы стать: дорожное строительство (в т. ч. обязательно — мосты); транспортное машиностроение (грузовые автомобили, железнодорожный подвижной состав, городской транспорт); оборудование для нефтеперерабатывающей и газотранспортной отраслей; мостовые краны; электро- и частично медицинское оборудование; строительные материалы, конструкции и оборудование; сельхозтехника (которая может составить конкуренцию зарубежным образцам, в первую очередь — белорусского производства); оборудование для деревообработки и для перерабатывающей промышленности.

Совершенно не обязательно для привлечения хозяйствующих субъектов к производству продукта использовать кредитование или госзаказ (хотя это очень желательно). Первоочередными шагами, которые не требуют финансирования, могли бы стать налоговые льготы, радикальное упрощение фискальной системы, избавление хозяйствующего субъекта от проверок на два-три года.

Для роста платежеспособного спроса необходимо существенное повышение заработной платы в бюджетной сфере, что неизбежно потянет за собой повышение зарплаты и в частном секторе; увеличение размера пенсий и других социальных выплат; восстановление объемов денежной помощи матерям при рождении ребенка. Рост денежной массы увеличит спрос, что соответственно потянет за собой необходимость увеличения объемов производства и т. д.

Возникает вопрос: где взять деньги на это? Конституция дает на это достаточно конкретные ответы.

Ст. 116 (о функциях правительства, подпункт 2): «Кабинет Министров принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина».

В разделе II Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» в ст. 48 конкретно указано: «Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, что включает достаточное питание, одежду, жилье».

Так что из Основного Закона следует, что 450 народных избранников вкупе с премьером и остальными министрами должны денно и нощно искать финансы, чтобы обеспечить требования 48-й статьи.

В качестве подсказки: неужели миллиардные кредиты, о получении которых с такой гордостью докладывают премьер-министр и министр финансов, идут только на погашение кредитов? Второе — военные расходы. Очевидно, что в мирное время траты на армию не могут и не должны быть такими, как во время боевых действий.

Для определенных кругов и высших должностных лиц есть соблазн ничего не делать, а пойти путем имитации положительных сдвигов. И недавнее заявление Арсения Яценюка относительно ожидания роста ВВП в 2016 г. на 1% свидетельствует о выборе именно такого пути. Поскольку в 2014—2015 гг. ВВП упал катастрофически, то любое улучшение в процентах относительно дна, на которое опустилась страна в этом году, будет весьма условным. Так, анонсированное улучшение на 1% в 2016 г. — это фактически падение на 16,7% относительно 2013 г.

Автор: Остап НЕДУТЫХАТА, докт. экон. наук

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка