К 60-летию U-2: тайны самолета-шпиона

01 Октября 2015 5

Дуайт Эйзенхауэр
Президент Дуайт Эйзенхауэр долгое время искал способы сбора разведывательных данных на территории Советского Союза, но тщательно охраняемые границы стали почти непреодолимым препятствием. В итоге руководство ЦРУ обратило внимание на необычный проект высотного самолета CL-282, разработанный конструкторами Lockheed Aircraft Corporation (в свое время от него отказались ВВС США).

С тех пор минуло более 60 лет, но упомянутый дизайн — U-2 Dragon Lady — по-прежнему остается главной «рабочей лошадкой» ВВС США, обеспечивающей проведение разведывательных миссий, слежки и сбора разведданных с большой высоты.

Захватывающая история создания концепции, разработки дизайна и выпуска самолетов U-2 в годы «холодной войны» детально описана в рассекреченном в 2013 г. отчете ЦРУ под названием «Центральное разведывательное управление и высотная разведка: U-2 и программы OXCART, 1954—1974».

Самолет-разведчик U-2 (или проект Aquatone) был разработан и создан прославленным авиаконструктором Келли Джонсоном в лабораториях Lockheed. Затем новинку в полностью разобранном состоянии загрузили на борт С-124 Globemaster и перевезли в пустыню Невады, на полигон Грум-Лейк, известный под кодовым наименованием «Территория 51».

Несмотря на то что строительство самолета и производство камер оплачивало ЦРУ, ВВС стали партнером проекта, обеспечив двигатели и пилотов. В июле 1954 г. конструкция самолета получила преднамеренно смутное официальное наименование U-2. Литера U означала «общее назначение», и на тот момент под такой литерой выпускались всего 3 летательных аппарата (U-2 Dragon Lady, U-1 Otter и U-3 Blue Canoe).

Первый полет

Первенца инженеры Lockheed собрали в конце июля — за 6 дней. Пилот-испытатель Тони Ла Вьер 1 августа 1955 г. во время испытаний «случайно» поднял самолет в небо, поскольку во время тестового пробега по взлетной полосе скорость достигла 70 узлов. «Именно в этот момент я понял, что уже оторвался от земли, что вызвало у меня полное оцепенение, ведь я совершенно не планировал взлетать», — писал пилот в рассекреченном ЦРУ рапорте.

В первый плановый полет Ла Вьер отправился 4 августа 1955 г.: ему не только удалось поднять самолет на высоту 2450 м, но и отработать наилучший способ посадки. Первый официальный вылет состоялся 8 августа, а за полетом новинки наблюдали несколько высших американских чиновников. В тот день Ла Вьер поднял U-2 на 9750 м.

Первые миссии

Опасаясь политических последствий полетов над территорией Советского Союза, президент Эйзенхауэр требовал полной уверенности в том, что советские радары не смогут засечь U-2, сообщается в докладах ЦРУ.

2 июня 1956 г. U-2 вылетел на первое задание — облет территорий Польши и Восточной Германии. Первый полет над территорией СССР состоялся 4 июля 1956 года. Затем американцы регулярно отправляли U-2 на поиски легендарного российского самолета Мясищева — М-4 «Бизон» — стратегического бомбардировщика, способного наносить удары по целям в Северной Америке.

Снятые во время этих вылетов фото дали понять, что советские ПВО засекли U-2 и даже подняли в воздух истребители МИГ-15 и Миг-17, но перехватить высотный самолет-шпион им не удалось, сообщается в отчете ЦРУ. 10 июля Советский Союз отправил в американское посольство в Москве соответствующую ноту протеста.

Эйзенхауэр незамедлительно отдал приказ о приостановке программ полетов над СССР (после проведения 8 успешных миссий). Судя по данным отчета, ЦРУ так и не удалось выявить ни одного М-4 на территории 9 сфотографированных баз бомбардировочной авиации.

Не горя желанием создавать напряженность в отношениях, Эйзенхауэр до 1960 г. крайне редко подписывал разрешения на разведывательные полеты U-2 над советской территорией. Тем не менее именно в 1960 г. советские силы ПВО сбили U-2, пилотируемый Пауэрсом.

За 4 года облетов СССР U-2 совершил всего 24 миссии по глубокому проникновению, но при этом сфотографировал более 1,3 млн. квадратных миль советской территории.

Сегодня гражданская версия легендарного самолета U-2s, принадлежащая ЦРУ, продолжает выполнять разведывательные миссии над территориями стран, где запрещены полеты военной авиации, отмечается в отчете.

Будущее ветерана воздушного шпионажа

Волнения, регулярно происходящие практически во всех уголках планеты, говорят о том, что U-2 будет востребован как минимум еще 6 лет или до тех пор, пока у Пентагона не появится нечто более новое и совершенное, считают эксперты.

По мнению некоторых членов конгресса США, самолет принесет немалую пользу и позволит изучать, что именно происходит в горячих точках — от Украины до Северной Кореи и Сомали.

Официально Пентагон намерен отправить U-2 на почетную пенсию в 2019 г., но реальность диктует иное, признают эксперты. Они считают, что этим самолетом США будут пользоваться гораздо дольше, ведь он оснащен массой систем и функций, недоступных для современных БПЛА.

На сегодняшний день авиабаза Beale остается единственным местом, где имеются все возможности для проведения высотной разведки и слежения, а также для корректной обработки собранной информации. Именно здесь базируются U-2 и их модификации, их обслуживают почти 1000 из 8000 сотрудников авиабазы. В 80-е г. самолеты U-2 строили здесь, в 1994-м они получили новые двигатели, а в 2004-м — новый кокпит. В 2012 г. инженеры радикально модифицировали кабину пилотов. Они уверены: самолет, верой и правдой служивший 60 лет, будет оставаться в строю по меньшей мере еще десятилетие.

Кризис Гэри Пауэрса

Судебный процесс над Пауэрсом
Судебный процесс над Пауэрсом

СССР торопился создать адекватный ответ на полеты U-2, и к 1960 г. советские инженеры разработали ракету «земля—воздух» SA-2, способную поражать цели на высоте до 21 300 м.

В США знали о появлении на вооружении этих ракет и прокладывали маршруты полетов U-2 в обход известных американцам мест их базирования.

1 мая 1960 г. ЦРУ запланировало проведение амбициозной миссии — операции «Большой шлем» с участием самого опытного пилота U-2 Пауэрса, ветерана авиации с 27 боевыми вылетами. Ему предстоял вылет с территории Пакистана и приземление в Норвегии.

После 4,5 часов полета самолет Пауэрса подлетел к Свердловску, и в этот момент в непосредственной близости от U-2 разорвалась ракета SA-2. Именно она вывела самолет-шпион из строя, сообщается в отчете ЦРУ. Не сумев активировать механизм самоуничтожения, расположенный в отсеке для фотосъемки, пилот катапультировался. Когда он приземлился, то оказался в окружении советских колхозников и попал в плен. Позже американцам стало известно, что ранее не обнаруженная ими батарея SA-2 выпустила по самолету 3 ракеты, а одна из них уничтожила находившийся неподалеку советский истребитель-перехватчик.

Рудольф Иванович Абель
Рудольф Иванович Абель

Фрэнсис Гэри Пауэрс
Фрэнсис Гэри Пауэрс

Советский Союз хранил молчание о сбитом разведывательном самолете до 5 мая. Никита Хрущев лишь 7 мая подтвердил, что Пауэрс жив и признался в шпионаже. Эйзенхауэр взял на себя ответственность за злополучный полет U-2 только 11 мая.

Пауэрса приговорили к 10 годам лишения свободы, а 10 февраля 1962 г. обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. Сбитый летчик вернулся в США и продолжал испытывать U-2 для компании Lockheed вплоть до 1969 г. Затем он сменил профессию и стал дорожным репортером одной из лос-анджелесских радиостанций. Фрэнсис Гэри Пауэрс погиб 1 августа 1977 г. во время крушения вертолета.

Связаны правилами

Перед отправкой U-2 в полет над территорией иностранного государства руководство страны обязано убедиться, что решение об этом не нарушает международного права и не станет толчком к развязыванию новой войны, говорят американские чиновники. Все вылеты самолета-шпиона осуществляются по прямому распоряжению из Белого дома, а президент лично контролирует ход каждой миссии.

Любопытно, но если U-2 в ходе выполнения задания пролетает возле границы США и его камера запечатлевает американскую территорию, эта часть съемки засвечивается при проявке пленки, уверяют чиновники. «Нашу деятельность над американскими землями регулируют законы — мы не можем, например, летать над Сан-Франциско и вести съемку», — говорят они.

© 2015 The Appeal-Democrat/TNS

Загрузка...

Курение листьев подсолнечника

В Украине марихуану употребляют от 2 до 5 млн. человек

Выходя из дома, прихватите с собой автомат

Времена, когда можно было спокойно гулять по улицам, безвозвратно ушли, каждый должен...

Почему блокада отдаляет нас от победы

Бизнес, который ведется на неподконтрольных территориях, может приносить прибыль —...

Бедный судья — мертвый судья

Инвесторы видят три главные проблемы Украины: коррупция, коррупция и коррупция

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка