Как взять на работу иностранца

№15-16(736) 21—27 августа 2015 г. 22 Мая 2015 0

Довольно распространенной стала практика привлечения специалистов с иностранным гражданством для работы на украинских предприятиях.

В первую очередь это касается высокомодернизированных производств, где просто нет собственных специалистов. Сейчас, можно сказать, модно приглашать и топ-менеджмент из крупных иностранных компаний.

Более того, с приходом новой власти иностранцев начали привлекать и в сферы государственного управления: взять хотя бы министра экономики Айвараса Абрамавичуса, замминистра внутренних дел Эку Згуладзе и др.

Основной Закон практически уравнивает в правах иностранцев и граждан Украины (ст. 26): «Iноземці та особи без громадянства, що перебувають в Україні на законних підставах, користуються тими самими правами і свободами, а також несуть такі самі обов'язки, як і громадяни України, — за винятками, встановленими Конституцією, законами чи міжнародними договорами України».

Исключениями, о которых идет речь в вышеупомянутой статье, в контексте трудовых прав являются военная служба, госслужба, служба в правоохранительных органах. (Хотя исходя из ситуации в стране, думаю, скоро то, что касается военной службы, будет подкорректировано, поскольку на фронте имеется большое количество добровольцев из разных стран мира.)

Трудоустройство иностранцев и лиц без гражданства имеет свою специфику. Они могут быть приняты на работу с учетом особенностей, прописанных в действующем законодательстве Украины, в частности законом «О занятости населения», постановлением Кабмина от 27 мая 2013 г. № 437, которым утвержден «Порядок выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства» (далее — Порядок).

Согласно абзацу второму ч. 4 ст. 3 закона «О занятости населения»: «Iноземці та особи без громадянства, які прибули в Україну для працевлаштування на визначений строк, приймаються роботодавцями на роботу на підставі дозволу на застосування праці іноземців та осіб без громадянства, виданого в порядку, визначеному цим Законом, якщо інше не передбачено міжнародними договорами України, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України».

Для некоторых категорий работников разрешение на трудоустройство получать не нужно. Об этом говорится в ч. 6 ст. 42 закона о занятости:

«Без передбаченого цією статтею дозволу здійснюється працевлаштування:

1) іноземців, які постійно проживають в Україні;

2) іноземців, які набули статусу біженця відповідно до законодавства України або одержали дозвіл на імміграцію в Україну;

3) іноземців, яких визнано особами, що потребують додаткового захисту, або яким надано тимчасовий захист в Україні;

4) представників іноземного морського (річкового) флоту та авіакомпаній, які обслуговують такі компанії на території України;

5) працівників закордонних засобів масової інформації, акредитованих для роботи в Україні;

6) спортсменів, які набули професійного статусу, артистів та працівників мистецтва для роботи в Україні за фахом;

7) працівників аварійно-рятувальних служб для виконання термінових робіт;

8) працівників іноземних представництв, які зареєстровані на території України в установленому законодавством порядку;

9) священнослужителів, які є іноземцями і тимчасово перебувають в Україні на запрошення релігійних організацій для провадження канонічної діяльності лише у таких організаціях з офіційним погодженням з органом, який здійснив реєстрацію статуту (положення) відповідної релігійної організації;

10) іноземців, які прибули в Україну для участі у реалізації проектів міжнародної технічної допомоги;

11) іноземців, які прибули в Україну для провадження викладацької та/або наукової діяльності у вищих навчальних закладах на їх запрошення;

12) інших іноземців у випадках, передбачених законами та міжнародними договорами України, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України».

По сути получать разрешение на работу нужно только в отношении иностранцев, которые прибыли на определенный срок на Украину именно для трудовой деятельности.

Иностранцы, проживающие на основании удостоверения на постоянное местожительство, и беженцы, пребывающие в стране на основании соответствующих документов, разрешения на работы получать не должны.

Разрешение на трудоустройство в Украине выдает работодателю территориальный орган Государственной службы занятости в областях, Киеве (далее — территориальный орган) для оформления трудовых отношений с конкретным физическим лицом-иностранцем на определенной должности или для работы на установленный срок (который может продлеваться).

Согласно Порядку, работодатель, желающий трудоустроить иностранца, возлагает на себя и бремя получить разрешение на работу данного лица.

За разрешение на работу для иностранца или лица без гражданства взимается оплата в размере четырех минимальных заработных плат.

Более того, пунктом 2 Порядка устанавливается, что указанные разрешения выдаются для трудовой деятельности на конкретных должностях:

«іноземців чи осіб без громадянства за умови, що в Україні (регіоні) відсутні кваліфіковані працівники, спроможні виконувати відповідний вид роботи;

іноземців чи осіб без громадянства за умови достатнього обґрунтування доцільності застосування їх праці, якщо інше не передбачено міжнародними договорами України, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України;

іноземців, які направлені закордонним роботодавцем в Україну для виконання певного обсягу робіт (послуг) на підставі договорів (контрактів), укладених між вітчизняним та іноземним суб'єктом господарювання, за умови, що чисельність кваліфікованих іноземців, які залучаються в рамках таких договорів (контрактів), не перевищує половини загальної чисельності осіб, що працюватимуть на умовах договорів (контрактів);

іноземців, які відповідно до графіка специфічних зобов'язань у секторі послуг Протоколу про вступ України до СОТ (стаття II Генеральної угоди про торгівлю послугами) належать до категорії «внутрішньокорпоративні цесіонарії»;

іноземців чи осіб без громадянства, стосовно яких прийнято рішення про оформлення документів для вирішення питання щодо визнання біженцем або особою, яка потребує додаткового захисту».

(И опять-таки, в Порядке содержится оговорка, что данные ограничения не касаются лиц, перечисленных выше в ч. 6 ст. 42 закона «О занятости населения», т. е. иностранцев и лиц без гражданства с ПМЖ и официальных беженцев, кому разрешение на работу вообще не требуется в соответствии с этим же законом.)

Чтобы получить разрешение на трудоустройство для иностранца, работодатель не позднее чем за 15 календарных дней до соответствующего обращения предоставляет территориальному органу информацию о спросе на рабочую силу (вакансии).

Требование данной информации призвано содействовать в трудоустройстве граждан Украины. Так законодательство, как предполагается, устанавливает приоритет для украинских граждан. (Хотя не совсем понятно каким образом, поскольку работодатель настроен на конкретного работника-иностранца.)

Более того, у работодателя не должно быть задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и штрафных санкций за нарушение требований закона «О занятости населения».

Наличие задолженностей и штрафов является основанием для отказа в выдаче разрешения.

Пунктом 6 Порядка определен перечень документов, необходимых для получения разрешения. Итак, работодатель подает территориальному органу:

«заяву згідно з додатком до цього Порядку;

копії документів про освіту або кваліфікацію іноземця чи особи без громадянства;

копії сторінок паспортного документа іноземця чи особи без громадянства з особистими даними разом з перекладом українською мовою, засвідченим в установленому законодавством порядку;

дві кольорові фотокартки іноземця чи особи без громадянства розміром 3,5 х 4,5 сантиметра;

документ, виданий лікувально-профілактичним закладом про те, що особа не хвора на хронічний алкоголізм, токсикоманію, наркоманію або інші інфекційні захворювання, перелік яких визначено МОЗ;

довідку, скріплену печаткою та завірену підписом роботодавця, про те, що посада, на якій застосовуватиметься праця іноземця чи особи без громадянства, відповідно до законодавства не пов'язана з належністю до громадянства України і не потребує надання допуску до державної таємниці. У разі наявності в роботодавця режимно-секретного органу зазначена довідка подається також за підписом керівника такого органу;

довідку МВС про те, що іноземець чи особа без громадянства, які на момент оформлення дозволу перебувають на території України, не відбувають покарання за скоєння злочину та стосовно них не здійснюється кримінальне провадження;

довідку уповноваженого органу країни походження (перебування) про те, що іноземець чи особа без громадянства, які на момент оформлення дозволу перебувають за межами України, не відбувають покарання за скоєння злочину та стосовно них не здійснюється кримінальне провадження.

Документи, зазначені в абзацах третьому, шостому та дев'ятому цього пункту, повинні бути перекладені на українську мову, засвідчені згідно із законодавством країни їх видачі та легалізовані в установленому порядку, якщо інше не передбачено міжнародними договорами України, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України».

Мягко говоря, улыбку вызывает в перечне требование документа, выданного лечебно-профилактическим заведением о том, что лицо не страдает хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или иными инфекционными заболеваниями. (Кстати, никогда не думал, что в правительстве Николая Яновича алкоголизм и наркоманию отнесут к инфекционным заболеваниям.)

Территориальный орган в течение 7 дней с момента регистрации пакета документов принимает решение о выдаче (или отказе в выдаче) разрешения на работу.

Решение о выдаче разрешения оформляется в виде приказа и не позднее чем через два дня направляется работодателю вместе с реквизитами на оплату стоимости выдачи документа.

В случае неоплаты работодателем в течение десяти дней с момента получения (четыре минимальные зарплаты) решение о выдаче разрешения на трудоустройство аннулируется.

Разрешение на работу предоставляется на срок, указанный в трудовом договоре, но не более чем на один год, и в дальнейшем может продлеваться неопределенное число раз.

Работодатель, получив разрешение, в течение семи рабочих дней с момента заключения с иностранцем трудового договора подает территориальному органу заверенную работодателем его копию.

Получение разрешения на работу иностранца является основанием для выдачи ему визы соответствующего типа, регистрации места временного проживания в Украине и оформления вида на жительство на срок действия разрешения.

О досрочном расторжении или прекращении трудового договора (контракта) с иностранцем работодатель уведомляет в письменном виде в течение трех рабочих дней территориальный орган, который выдал разрешение.

Следует предостеречь работодателей: использование труда иностранца без соответствующего разрешения территориальной службы занятости является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Обманывать вкладчиков запрещено

Верховная Рада приняла два закона, которые напрямую касаются защиты прав вкладчиков

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка