Китайский Ястреб-невидимка

№33(783) 19 — 25 августа 2016 г. 17 Августа 2016 0

J-31

Многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения Shenyang J-31 фигурирует под несколькими обозначениями и названиями. Точно известно, что самолетостроительная корпорация «Шеньян» в октябре 2012 г. продемонстрировала прототип истребителя-стелса J-31, который любители авиации назвали Gyrfalcon, Falcon Hawk и Snowy Owl. Обозначений нового китайского истребителя также несколько: J-21 и F-60, J-31 и FC-31. Только время поможет разобраться в этой «китайской грамоте».

Официально было заявлено, что прототип J-31, который в экспортном исполнении обозначается FC-31, проходит летные испытания с октября 2012 г., а на авиакосмической выставке в Жухае в 2014 г. его показывали в полете. Утверждалось, что первым зарубежным заказчиком станет Пакистан. Авиационные эксперты ставят китайский «стелс» в один ряд с такими суперсовременными истребителями, как Northrop YF-23, Lockheed Martin F-22 Raptor, Lockheed Martin F-35 Lightning II, российские Т-50 и МиГ-1.44. Китайцы опередили несколько стран в осуществлении подобных проектов: южнокорейский KAI KF-X, японский Mitsubishi ATD-X и турецкий TAI TFX. Летные испытания «невидимки», по мнению всезнающих обозревателей, должны завершиться в 2019 г.

В экспортных предложениях истребитель официально называется так: FC-31 fifth Generation Multi-Purpose Medium Fighter. Китайские официальные лица никак не комментируют предыдущие обозначения J-21 и F-60, которые имели название «Полярная сова».

Летно-технические характеристики

Поскольку истребитель только проходит испытания и его постоянно дорабатывают, приведенные данные могут быть не совсем точными.

Экипаж: 1 пилот; длина: 16,9 м; размах крыла: 11,5 м; высота: 4,8 м; площадь крыла: 40 кв. м.; максимальный взлетный вес: 17 600 кг; максимальная скорость: М1,8, или 2200 км/ч; боевой радиус действия: 1250 км; перегоночная дальность: 4000 км; вооружение: 4 китайских PL-12 внутри фюзеляжа в конфигурации малозаметности. Данные по вооружениям ударного варианта еще не публиковались.

Разработка «стелса»

Фотография модели двухдвигательного истребителя средней весовой категории с обозначением F-60 была опубликована в сентябре 2011 г. В июне 2012-го в интернете появились фотографии и видеофильмы тщательно прикрытого брезентом самолета, который перевозили на тяжелом грузовике по дороге общего назначения. Китайские любители авиации назвали таинственный самолет zongzi plane. Многие скептики заявили, что этим загадочным «зонжи» вполне мог быть учебно-тренировочный самолет L-15. Споры продолжались вплоть до 15 сентября 2012 г. Был опубликован снимок собранного истребителя на стоянке заводского аэродрома.

Летом 2012 г. уменьшенный в 4 раза макет J-31 был показан на выставке. Обозреватели решили, что Китай разрабатывает беспилотный самолет.

Авторитетный китайский авиационный эксперт Су Йонг-Линь заявил, что показан недорогой истребитель пятого поколения F-60, который в первую очередь предназначен для экспорта, а вариант для Китая имеет обозначение J-31. Не сказано, станет ли J-31 соперником китайского «невидимки», тяжелого перехватчика J-20, или будет только дополнять его.

Китайская экономика — планового типа, поэтому генералы не могли бы допустить одновременного создания двух перехватчиков. Сегодня еще не известно, будет ли J-31 принят на вооружение и ВВС, и ВМС страны. В настоящее время его усиленно испытывают на авианосце Liaoning — достроенном в Китае украинском «Варяге». В настоящее время авианосцев этого класса Китай строит несколько.

Сан Конг, главный конструктор J-31, выразил надежду, что его самолет будет на авианосцах наряду с новым J-15. Занятно, что даже главный конструктор важнейшего проекта не посвящен в подробности. Сегодня стало известно, что уже созданы и проходят летные испытания два новых китайских истребителя — J-15 «Красный орел» и J-16 «Летающая акула», поэтому на авианосцы попадет не J-15, а J-16.

Не совсем точными оказались и представители авиационной промышленности. Они заявили, что J-31 создавался только для ВВС Китая, без каких-либо требований со стороны ВМС. Сейчас J-31 испытывается как на авианосце, так и в качестве ударного самолета для ВВС.

Официальные заявления по поводу ударного варианта были сделаны 30 декабря 2013 г. Оказалось, что

J-31 быстро переделали, и теперь он закроет брешь между ударным Xian JH-7 и дорогим стратегическим Xian H-6, который создан на базе советского Ту-16. Сегодня ВВС Китая имеют для этой цели российский

Су-30МК2, но его слишком легко обнаруживают радары. Если J-31 не будет выполнять роль истребителя, его боевая нагрузка и дальность увеличатся, а свойства малозаметности улучшатся.

На выставке в Жухае в 2014 г. китайский военный эксперт заявил, что экспортный вариант FC-31 задуман как конкурент американского F-35 и российского Су-35. Экспортный потенциал китайского «стелса» увеличится после доводки двигателя. По сообщениям в массмедиа, Пакистан запланировал приобрести 30—40 китайских «стелсов».

Влияние на расстановку сил в мире

Появление J-31 вызвало озабоченность политиков ввиду того, что может начаться гонка вооружений, особенно в Азии. Сразу несколько соседей Китая нацелятся на закупку американского «стелса» F-35 или же усиленными темпами примутся за разработку своих собственных истребителей пятого поколения. Например, Индия заявила, что фирма HAL создает два типа «стелсов» — АМСА и FGFA, Япония — Mitsubishi ATD-X, а Южная Корея — KAI KF-X. Бразилия и Турция также намерены создать свои истребители-невидимки.

Американские военные и представители промышленности заявили, что если J-31 будет принят на вооружение, то он автоматически будет превосходить все существующие истребители F-15 Eagle, F-16 Falcon и F/A-18 Super Hornet. Они также считают, что способность J-31 вести бой против самых новых американских «стелсов» F-22 и F-35 будет зависеть от таких факторов, как количество самолетов, квалификация их пилотов и характеристики радаров, бортового оборудования и сенсорных элементов.

Один американский летчик заявил, что паритета китайцы достигли благодаря шпионажу. Однако, пожалуй, никакие шпионские сведения не помогут при слабой или плохо управляемой экономике. По количеству построенных самолетов Китай может опередить любого потенциального противника.

Серьезные эксперты и обозреватели отмечают, что только американцы в 1991 г. одновременно разрабатывали два истребителя пятого поколения. Считается, что Китай также одновременно разрабатывает два типа «стелсов». Но по всем признакам китайских «стелсов» больше, и никто точно не знает, что представляют собой самолеты с обозначениями J-14, J-18, J-19, J-23 или J-25.

Летные испытания

31 октября 2012 г. прототип с бортовым номером 31001 совершил свой первый полет. J-31 сделал пробежку на большой скорости по полосе, а затем взлетел. Его сопровождали два серийных J-11 в течение всего полета продолжительностью 10 минут. Шасси оставались выпущенными.

В начале апреля 2014 г. в интернете появился снимок J-31 в полете. Было заметно, что на нем установлен новый двигатель, очень подобный двигателю WS-13, который в настоящее время устанавливается на JF-17 Тhunder ВВС Пакистана.

В ноябре 2014 г. на авиашоу в Жухае J-31 на виду у публики начали готовить к демонстрационным полетам. Посетителям его показали 12 ноября как истребитель J-31/FC-31.

Истребитель взлетел, но всех ждало разочарование. Летчик прилагал много усилий, чтобы удержать самолет в нормальном положении, так как он постоянно стремился опустить нос. Летчику пришлось включать форсаж, чтобы самолет не терял высоту. Возможно, проявился какой-то аэродинамический недостаток схемы, но это маловероятно. Скорее всего, злую шутку сыграла электроника системы контроля летных данных.

Самолет демонстрировали «чистым», то есть без оружия на внешних узлах подвески. С оружием положение было бы куда хуже. Эксперты отметили, что на большом макете варианта FC-31 видны отличия от прототипа, демонстрировавшегося на авиашоу. А также что показанные на авиашоу истребитель и макет повторяют улучшения, не так давно проведенные на американском F-35C. Например, передняя стойка имеет два колеса, что повышает безопасность.

Специалисты смогли хорошо рассмотреть и воздухозаборник типа DSI, который был подобен американскому. Генерал-лейтенант американских ВВС прямо заявил, что обнаружил на J-31 много подробностей, которые указывают на слишком большое «родство» с двухдвигательным F-35C.

Заметно, что китайская машина еще не прошла стадию поисков и доводок, но это не рассматривается как трагедия. Летные испытания и доводки именно для того и делаются, чтобы устранить недочеты, просчеты, ошибки и недостатки.

Представитель российской авиационной корпорации «МиГ» заявил, что, несмотря на некоторые просчеты конструкторов, самолет видится как «хорошая машина». Он же прояснил ситуацию с двигателями. Оказывается, на прототипе J-31 установлены российские РД-93. Стало также известно, что Китай имеет свой вариант этого двигателя под названием Guizhou WS-13, и он уже устанавливается на JF-17. На J-31 будет усовершенствованный вариант WS-13A.

Заявление американского генерал-лейтенанта парировали тем, что по сравнению с F-35C китайская машина имеет улучшенные конструктивные решения. Фюзеляж — более плоский, а это преимущество по маневренности, особенно в воздушном бою. Отсек для вооружений у J-31 меньший по объему, но вполне достаточный для выполнения задач. За счет более выгодной формы фюзеляжа топливная эффективность выше, истребитель может лететь быстрее за счет снижения аэродинамического сопротивления.

В то же время китайский адмирал заявил, что уйдут годы на доводку двигателей, а сегодня российские двигатели слабы для такого тяжелого самолета.

Каждый российский РД-93 на форсаже развивает тягу 8626 кг, а китайский WS-13A — 10 000 кг, что существенно больше.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка