Китайский стратегический транспортный самолет Юнь-20

№35(785) 2 — 8 сентября 2016 г. 01 Сентября 2016 3

Долгое время китайские самолетостроители сначала копировали, а затем переделывали для нужд страны советские самолеты. Они учились — и были очень прилежными и настойчивыми учениками. Пробовали копировать и «Боинги», но неудачно.

В 2006 г. появилось сообщение, что авиационный завод в городе Сиань приступил к проектированию тяжелого стратегического транспортного самолета, который сможет перевозить танк весом до 60 т на расстояние до 4500 км. Многие обозреватели восприняли это сообщение скептически: такой груз не мог надежно перевозить даже американский С-141. Китайские военные ограничивались использованием вариантов доработанных Ан-12 и закупленных в России Ил-76. Эти самолеты могли использоваться для выполнения тактических, а не стратегических задач. К тому же завод в Ульяновске не смог выполнить крупный китайский заказ, поэтому Илов в Китае всего 18, и они были построены в Ташкенте.

26 января 2013 г. китайский тяжеловес впервые поднялся в воздух. Полет был успешным, но на посадке самолет подпрыгнул в воздух из-за слишком высокой скорости. Специалисты восприняли этот факт как обычный, но были и злорадные комментарии. Пилоты, производившие посадку, не имели дела с таким тяжелым самолетом, поэтому им пришлось учиться на своих ошибках. Самолет не был разрушен, и его испытания продолжались в штатном режиме.

Официальное сообщение было коротким. Самолет получил обозначение «Юнь-20» (Xian V-20) и название «Кунпенг», в честь могучей птицы из китайской мифологии. Однако появилось и другое прозвище — «Толстенькая девушка», поскольку фюзеляж у самолета большого диаметра. Надо отметить, что транспортник выглядит хорошо и на земле, и в воздухе.

В СМИ всего мира появилось много комментариев. Сразу же начались пересуды, на кого похожа «Толстенькая девушка». Россияне приводили доказательства, что на российский самолет, а если точно, то на советский Ил-76. Американцы сдержанно молчали, поскольку китайское «дитя» слишком сильно походило на их С-17. Агентство «Жэньминь жибао» без комментариев поместило на рассмотрение публики профессиональную подборку фотографий, из которой видно, что С-17 и V-20 близкие родственники. Но китайцы сделали самолет для выполнения своих задач, поэтому его летно-технические характеристики отличаются и от С-17, и от Ил-76.

Российский Ил-76 больше по габаритам фюзеляжа, но его грузоподъемность значительно меньше. Экипаж российского самолета по современным меркам слишком большой, пять человек, а китайскую машину ведут два летчика, а третий член экипажа занимается погрузкой и выгрузкой грузов.

Был и совсем нелепый комментарий. Якобы самолет был разработан в Украине, а теперь его построили в Китае. Нет необходимости комментировать такие заявления. Забывают о тысячах чертежей и документов, поставках металлургических заводов и технологической подготовке производства.

На первом экземпляре китайцы использовали российские двигатели Д-30КП фирмы «Сатурн». Со временем их заменят на китайские WS-20 с тягой на две тонны больше, до 13 т каждый. Сегодня уже проходят летные испытания три Y-20, но неизвестно, испытывали ли на них местные двигатели. В КНР вообще не любят обнародовать свои работы, даже и очень успешные.

Китайцы освоили методы разработки новых самолетов. Это очень сложный и дорогостоящий процесс, без права на ошибку. Нет ничего удивительного, что именно в авиации чаще всего разоблачают шпионов. Американцы заявили, что в 2009 г. арестовали сотрудника фирмы «Боинг», который передавал в Китай технические материалы по тяжелому С-17, а также по ракете-носителю «Дельта» и «Спейс Шаттл». Впрочем, это никого не удивляет и не умаляет достижений китайских самолетостроителей. Для создания самолета нужно иметь не технические материалы, добытые шпионами, а развитую промышленность и армию хорошо обученных специалистов по различным направлениям и областям науки и техники, металлургии и приборостроения — и еще очень много чего другого.

Сегодня известно, что «Юнь-20» был построен, наземные испытания проходили в 2012 г., а его интенсивное проектирование началось на шесть лет раньше. Это хороший показатель — такие большие самолеты другим странам приходилось строить значительно дольше. Китайцы смогли спрессовать время, потому что использовали новые технологии, по которым работали только американцы при создании пассажирского «Боинга-787».

ВВС Китая заявили, что им нужно от 3 до 4 сотен Y-20. Это позволит контролировать обстановку на значительных расстояниях от границ страны. Такая возможность активного противодействия недружественным намерениям не понравилась некоторым соседям, в особенности России и Австралии. Австралийские военные уже подсчитали, что с двумя заправками в воздухе Y-20 вполне может прилететь в гости, с посадкой на северном побережье. Они ошиблись, потому что «Кунпенг» может долететь до Австралии и без дозаправки, но не с максимальным количеством десантников. Впрочем, это напрасные опасения, потому что мощный Китай никому и не собирается угрожать, это мирная страна, которая стремится ко взаимовыгодному сотрудничеству.

Для построения такого большого количества тяжелых самолетов завод в Сиане будет расширен. Даже после модернизации завода, да и всей промышленности страны, на выполнение программы потребуется 10—15 лет.

Китайцы все делают по плану и разумно. На базе Y-20 будет создан пассажирский самолет С919. Его начнут строить после проведения летных испытаний «Юнь-20». Риск для пассажиров будет сведен к минимуму, а производство самолетов станет дешевле из-за увеличения серии.

С китайскими двигателями «Юнь-20» сможет перевозить грузы до 66 т на расстояние 4500 км. С грузом 40 т дальность достигнет 10 000 км. Пустой самолет весит 100 т, а на старте — максимум 220 т. Примерно такие же весовые данные у нашего «Антея», а по размерам «китаец» значительно меньше, что очень выгодно и говорит о мастерстве проектировщиков.

Размах крыла «Антея» — 64,4 м, а длина — 57,92 м. «Юнь-20» имеет длину 47 м и размах крыла 50 м, что немного непропорционально и говорит о возможности удлинения фюзеляжа. Это обеспечит увеличение грузового отсека и грузоподъемности до 80 т (как у «Антея»).

Китайская «Толстенькая девушка» сразу понравилась всем, даже конкурентам.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка