Краны ваши, деньги — наши

№11v(739) 27 марта — 2 апреля 2015 г. 26 Марта 2015 4.8

Вопросы, связанные с поверкой приборов учета энергоресурсов, сейчас как никогда актуальны. Тарифы растут, а оплачивать потери по вине поставщиков коммунальных услуг нет ни желания, ни возможности.

Однако украинские чиновники «нового призыва» еще не вполне овладели темой коррупции на этом участке коммунального фронта и не готовы предложить реальные изменения. Вот и директор департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Сергей Кушнир подтвердил недавно, что министерство не способно обеспечить реформы.

По итогам его выступления на телеканале ICTV в телепрограмме «Надзвичайні новини» пресс-служба Минрегионразвития разместила информацию на сайте ведомства, из которой можно сделать только один вывод: какие бы реформы ни проводили наши чиновники, оплачивают их простые граждане.

Пресс-релиз г-на Кушнира начинается весьма многообещающе. «Периодическую поверку средств измерительной техники должны осуществлять исполнители услуг тепло- и водоснабжения», — гласит заголовок, т. е. такова основная мысль выступления чиновника.

Неужели нынешние власти решили избавить потребителей от оплаты услуг по поверке счетчиков? Ничего подобного.

Чтобы пояснить это, директор департамента ссылается на целый ряд законодательных актов.

От него мы узнаем, что согласно закону «О метрологии и метрологической деятельности» (ст. 11) средства измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический контроль, разрешается использовать, только если они прошли поверку или государственную метрологическую аттестацию.

Это и так известно. Как правило, периодическая поверка счетчиков воды и тепла проводится раз в четыре года. Иногда раньше, если этого требует устройство прибора. Большинство потребителей прекрасно осведомлены о том, что если прибор не прошел поверку, оплачивать услугу придется не по фактически потребленному ресурсу, а исходя из норм потребления. Например, если в квартире проживает один человек, а прописано трое, платить нужно будет за троих.

При этом закон о метрологии не дает однозначного ответа на вопрос, кто «платит за музыку».

С одной стороны, ст. 28 утверждает, что «периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных приборов измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги тепло- и водоснабжения».

С другой — согласно ст. 46, «физические лица оплачивают метрологические работы, связанные с осуществлением на хозрасчетных основах всех видов метрологического контроля (в том числе и поверку средств измерительной техники), в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

Об этом же говорит и ст. 31 закона «О жилищно-коммунальных услугах», запрещающая коммунальным предприятиям устанавливать тарифы ниже экономически обоснованных затрат без покрытия разницы.

Если верить постановлению Кабмина № 869 от 1 июня 2011 г. «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», которым определяется порядок формирования тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги, скоро исполнится 5 лет с тех пор, как коммунальные службы получили возможность компенсировать расходы на поверку счетчиков тарифами, получая деньги за неоказанную услугу или собирая плату дважды.

Ну а прошлой осенью документ был изменен таким образом, что самые изобретательные коммунальщики могут за поверку одного и того же прибора драть даже не две, а три шкуры.

Если в первом варианте постановления № 869 затраты на поверку водо- и тепломеров должны были включаться в себестоимость услуг по содержанию домов и придомовых территорий, то с октября 2014 г. действует положение, по которому все эти расходы (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж, распломбирование и опломбирование, а также формирование обменного фонда квартирных средств учета холодной и горячей воды) вносятся в тариф на услуги централизованного водоснабжения.

Естественно, добавив затраты на обслуживание счетчиков в тариф на горячую и холодную воду, их надо изъять из тарифа на содержание домов и придомовых территорий. Однако, как уже писали «2000» («Газ, электричество и всё, всё, всё», №28(706) 11.07.2014), с прошлого года власти на местах получили возможность утверждать тарифы без предварительного согласования с Государственной инспекцией по ценам. Поэтому нельзя исключать, что в некоторых населенных пунктах расходы на поверку счетчиков уже сейчас покрываются одновременно из разных тарифов. Хотя на практике оплачивать эту услугу рядовому потребителю приходится все же из собственного кармана.

Прежде чем демонтировать счетчик, его надо распломбировать и оформить показания. Для этого необходимо подать заявку в горводоканал и дождаться учетчика. Но практически в любой водоснабжающей организации вам скажут, что у них нет физической возможности демонтировать прибор, и посоветуют снять счетчик самостоятельно.

Сама по себе эта процедура нехлопотная. Но многие не решаются на нее, поскольку не имеют в наличии приспособлений и инструмента. За небольшую плату монтаж-демонтаж всегда за вас сделает слесарь из местного жэка или частник. Иногда он же за несколько десятков дополнительных гривен возьмет на себя и роль ходока в коммунальную или частную организацию, которая занимается поверкой. Но в основном это приходится делать самим владельцам приборов учета.

В отдельных случаях процесс можно облегчить. В конце прошлого года в Киеве и некоторых других городах появились фирмы, предлагающие услугу поверки без демонтажа, прямо в квартире.

Результаты измерений затем передаются в «Укрметртестстандарт» для обработки и оформления свидетельства о поверке или извещения о непригодности счетчика, которые рассылаются почтой.

Однако даже в столице таких удобных фирм всего 4. Да и то одна из них работает исключительно на территории Деснянского района. (www.ukrcsm.kiev.ua)

После бюрократической волокиты, которая занимает, в среднем, две недели, затраты на поверку каждого счетчика составляют порядка 120—150 грн., из которых примерно 50 грн. необходимо заплатить за саму поверку официально в кассу.

Спрашивается: зачем компенсировать услугу из коммунальных тарифов, будь то на обслуживание дома или на холодную/горячую воду, если потребителю за это все равно приходится платить из своего кармана наличными?

На этот вопрос пусть лучше ответят чиновники Минрегионразвития.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Житие по Хармсу

Государственный кошелек прохудился до неприличия. И вспомнили о «поверке»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка