Кушать подано

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 26 Мая 2016 4.5

При нестабильной финансовой системе инвестиции в реальный сектор экономики предпочтительнее банковских вкладов, а использование уже готовой, проверенной на практике бизнес-модели и раскрученного бренда снижает риски и делает бизнес более устойчивым.

В Средние века французское слово franchir («освобождать») обозначало права и свободы, пожалованные королем церковным общинам. В Британии короли предоставляли баронам право собирать налоги с определенных территорий в обмен на различные услуги, а свободным людям за отдельную плату разрешалось продавать свои товары на рынках и ярмарках. Места, отведенные для этой торговли, назывались franchises.

Сейчас, как мы знаем, франчайзингом называют разновидность отношений между субъектами предпринимательской деятельности — форму лицензирования, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения и зарегистрированную торговую марку.

Как узаконенная аренда торговой марки и работа под известным брендом франчайзинг уже прижился в Украине. По состоянию на 2015 г. в стране работало более 20 тыс. франчайзинговых торговых точек с валовым доходом свыше $1,3 млрд.

Свои франчайзинговые сети развивали 565 компаний, из которых 431 уже имели держателей франшиз с действующими торговыми точками, а еще 134 пребывали в поиске предпринимателей, намеренных воспользоваться такой возможностью.

Секрет доминирования «Нашей Рябы» на рынке розничной торговли куриным мясом или «Новой почты» — на рынке почтовых услуг как раз и объясняется активным внедрением франчайзинговой модели, позволяющей расширять сеть филиалов по всей Украине и увеличивать производственные обороты.

В минувшем году Коммерческая служба США совместно с Ассоциацией ритейлеров Украины и консалтинговой фирмой Franchise Group, оказывающей услуги франчайзерам, подготовили отчет, из которого следует, что данный сектор экономики оказался вполне устойчивым к кризисным явлениям.

С 2009 г. количество компаний, строящих свой бизнес на передаче франшизы другим предпринимателям, стабильно растет, за исключением 2014 г., когда количество франчайзеров за год уменьшилось с 540 до 532. Однако затем рост продолжился, продемонстрировав, что бизнес-модель франчайзинга является выигрышной по сравнению с традиционным ведением бизнеса.

Об этом же говорят результаты анкетирования розничных торговцев, показавшие, например, что франчайзинговые операторы более оптимистично оценивают рост доходов от продаж в 2016 г. по сравнению с нефранчайзинговыми.

Кроме того, как следует из статистики, франчайзинг является действенным способом снижения операционных рисков и повышения шансов на выживание компаний.

Согласно отчету Коммерческой службы США, 77% украинских предпринимателей уходят с рынка после 7 лет работы, а после 10 лет на плаву остается только 18%.

У предприятий, работающих по договорам франчайзинга, эти показатели гораздо лучше — только 8% предпринимателей уходят с рынка через 5 лет, а 90% сохраняют позиции на рынке после 10 лет работы.

На сегодняшний день самые распространенные сферы применения франчайзинга — розничная торговля продуктами питания и товарами народного потребления, на которую приходится каждая четвертая из 10 торговых точек.

Лидерами в этом сегменте являются магазины по реализации мясной продукции «Наша Ряба» (2600 точек) и «Гаврилівські курчата» (1300), точки по торговле цифровой техникой «Цифротех» (801), российский бренд готовой одежды «Том Фарр» (247) и «Наш Край» (161).

Почти столько же (38%) работает в сфере потребительских услуг: «Нова Пошта» (2060 отделений), страховая компания «Універсальна» (1800) и сеть химчисток «Экспресс-клининг» (400).

Еще 20% занимает сфера ресторанного питания, в основном представленная фастфудами. Лидером здесь является ООО «Фаст Фуд Системз» львовского ресторатора Марка Зархина, владеющее тремя франшизами — «Пицца Челентано» (163 ресторана), «Картопляна Хата» (21) и «Яппи» (4). На них в общей сложности приходится порядка 10% рынка общепита.

В условиях социальной и политической нестабильности люди стараются отвлечься от плохих новостей и готовы проводить больше времени в заведениях общепита, отдавая предпочтение тем из них, где можно пообедать или поужинать по демократичным ценам без особых изысков.

Количество франчайзинговых точек в разбивке по секторам экономики. Данные за август 2015 г.

Сектор персональных услуг (точки по настройке и ремонту мобильных телефонов и другой цифровой техники, химчистка на дому, мелкие услуги по ремонту, детские развивающие центры и т. д.) обладает высоким потенциалом роста, с одной стороны, из-за недостаточной развитости, а с другой — у людей присутствует желание получить за свои деньги сервис более высокого качества, ориентированный на потребителя.

Еще один тренд франчайзинговых услуг в Украине связан с падением покупательной способности населения и девальвацией гривни. Наибольший потенциал роста будут иметь франчайзинговые лицензии с платежами в национальной валюте, не привязанные к закупке импортного оборудования.

Сейчас доминируют отечественные франшизы, контролирующие порядка 66% рынка. Примерно треть занимают иностранные компании, преимущественно из Европы.

В будущем разрыв между украинскими и зарубежными франшизами будет увеличиваться. Причем наибольшую популярность получат услуги в сфере малого бизнеса, требующие минимальных вложений.

Как показывает практика, наилучшими площадками для размещения торговых точек являются супермаркеты, рынки, торговые и торгово-развлекательные центры. Т. е. места, где проходят наиболее оживленные потребительские потоки.

При этом в крупных городах количество профессиональной торговой недвижимости, построенной в расчете на увеличение розничной торговли, значительно превышает спрос. Цены на аренду квадратных метров во многих ТЦ или ТРЦ являются вполне приемлемыми для малого бизнеса.

Еще более перспективны для франчайзеров интернет-продажи. По данным Aukrotop100, в 2014 г. украинский рынок электронной торговли превысил отметку в $2 млрд. По прогнозам аналитиков, к 2018 г. его объем увеличится в 5 раз и достигнет $10 млрд.

Сколько это стоит?

Начиная от простого и доступного и переходя к более сложному и требующему серьезных вложений, «2000» решили познакомить читателей со стоимостью и условиями покупки уже зарекомендовавших себя на рынке франшиз в секторе общественного питания и торговли (по данным Franchise Group).

Львовская мастерская пряников «Юрашки»

Стоимость франшизы: $2—5 тыс.

Инвестиции: $7—55 тыс.

Роялти: отсутствует

Рекламные отчисления: отсутствуют.

Срок окупаемости: 7—21 месяцев.

Работа под ТМ «Юрашки» предполагает три формата. В полноценном фирменном магазине площадью от 100 кв. м представлен весь ассортимент продукции. Здесь есть зона выпекания, которая дает возможность гостям наблюдать процесс приготовления пряников, организовывать праздники для детей и мастер-классы. В этом формате пряничная дополнена фирменным кафе.

Этот вариант обойдется франчайзи в $5 тыс. вступительного взноса, еще $30 тыс. пойдет на закупку оборудования, $8,5 тыс. на аренду и коммунальные до открытия, $10,5 тыс. на первичную закупку товаров и $6 тыс. — на прочие расходы. Итого $60 тыс.

Магазин от 50 кв. м — торговая площадь с широким ассортиментом и зоной выпекания. Общие расходы сокращаются до $36 тыс. Окупаемость — 10—12 месяцев.

Фирменный островок в ТЦ или ТРЦ с точкой продажи пряников и возможностью выпить кофе. Общие расходы $8,6 тыс. Окупаемость — 7—9 месяцев.

К своим плюсам учредители сети «Юрашки» относят многофункциональность концепции, привязку пряника к легенде Львова, открытую зону выпекания с возможностью демонстрации и мастер-классов, эффект вовлеченности посетителя и широкий диапазон цен.

Магазин натуральных, экологически чистых продуктов «Эко-лавка».

Стоимость франшизы: 50 тыс. грн.

Инвестиции: 200—400 тыс. грн.

Роялти: фиксированная сумма 3 тыс. грн. в месяц.

Рекламные отчисления: отсутствуют.

Срок окупаемости: 6—10 месяцев.

«Эко-лавка» занимается реализацией натуральных, экологически чистых продуктов питания, выращенных в фермерских хозяйствах без применения ГМО, гормонов роста и пищевых добавок. Кроме того, в сети представлены органическая бытовая химия и природная косметика.

Сеть предлагает себя франчайзи в городах c населением от 200 тыс., областных центрах или миллионниках. Помещение желательно располагать вблизи рынков, на улицах с оживленным транспортным трафиком или в спальных районах с высокой концентрацией детских учреждений, вблизи детских магазинов или развлекательных центров.

В пакет поддержки входят помощь в обучении персонала, предоставление финансовой модели, помощь в дизайне и оформлении, поддержка в запуске магазина, полное руководство по организации бизнеса, обязательная стажировка в лучших магазинах сети, все контакты поставщиков и схема работы с ними.

В идеале франчайзи должен разделять миссию сети, занимать активную жизненную позицию и вести здоровый образ жизни.

Сеть сэндвич-баров быстрого питания Freshline

Стоимость франшизы: 80 тыс. грн.

Инвестиции: от 500 тыс. грн.

Роялти: 4% от общего оборота.

Рекламные отчисления: отсутствуют.

Срок окупаемости: 12—24 месяца.

Формат заведения: фуд-корт в торгово-развлекательном центре, встроенное или отдельно стоящее помещение.

В пакет поддержки для партнеров входят: помощь в подборе помещения, полный пакет стандартов — от технологии приготовления блюд до концепции маркетинга и управления персоналом, готовая стратегия развития сэндвич-бара, дизайн-проект заведения под конкретное помещение, рентабельное меню, работа команды запуска проекта в течение нескольких дней (до и после открытия), обучение персонала, постоянные консультации, регулярный выезд менеджера для проверки и дополнительного обучения.

Сеть французских булочных «Франс. УА»

Стоимость франшизы: $5 тыс.

Инвестиции: от $20 тыс.

Роялти: отсутствует

Рекламные отчисления: отсутствуют.

Срок окупаемости: 6—11 месяцев.

Сеть булочных-кофеен, где представлено более 40 видов булочек и 17 видов хлеба, преимущественно бездрожжевого, которые выпускаются непосредственно в заведении. Позиционирует себя как демократичный бренд с дружелюбным, немного громким сервисом. Сеть ориентирована на представителей среднего класса, с прицелом на их каждодневное обслуживание.

Для работы под ТМ «Франс.УА» необходимо приобрести или взять в аренду торговую точку — помещение площадью 25—150 кв. м. Требования для малой архитектурной формы — иметь 60% фасада с остеклением.

В пакет поддержки входят: предварительная консультация специалиста отдела продаж; рекомендация в выборе торговой точки; согласование ее открытия; полный перечень оборудования для открытия; макет наружной рекламы; рекомендация поставщиков оборудования для предпродажной подготовки замороженных полуфабрикатов; контакты компаний-импортеров и производителей оборудования; рекомендации по оптимальному ассортименту.

При открытии также помогают в расстановке оборудования, составлении первого заказа и доставке продукции, предоставлении необходимой документации, подтверждающей качество товара, обучением франчайзи или персонала, составлением подробных инструкций для работы.

Сеть ресторанов грузинской кухни «Хинкальня»

Стоимость франшизы: $6—15 тыс.

Инвестиции: от 780 тыс. грн.

Роялти: 1,5% от оборота

Рекламные отчисления: отсутствуют.

Срок окупаемости: до 18 месяцев.

Для организации многопродуктового ресторана грузинской кухни с основным блюдом — хинкали понадобится помещение 100—150 кв. м, из которых 30% займет технологическая зона, с высотой потолка не ниже 3 м. Для складских помещений — не ниже 4 м. Преимущество предоставляется помещению с большими окнами в фасадной части здания с возможностью размещения вывески, оборудования летней площадки, желательно с мангалом.

К технологическим требованиям относится возможность подключения к 2-фазной электросети 220 В. При газификации — минимум 8 кВт, без — от 32 кВт.

В пакет партнерской поддержки входят: параметры помещения и подбор локации, подбор оборудования, проект технологии, бренд-бук и элементы дизайна, меню, финансовая модель, система учета и отчетности, работа с персоналом, маркетинг и поддержка в операционный период.

Рестораны быстрого обслуживания Celentano

Стоимость франшизы: 6—10 тыс. евро.

Инвестиции: от 170 тыс. евро.

Роялти: 1,5% от оборота.

Рекламные отчисления: отсутствуют.

Срок окупаемости: 24—36 месяцев.

В настоящее время сеть пиццерий «Челентано», объединяющая около 200 ресторанов в 65 городах Украины, Молдовы и РФ, с 5,5 тыс. работающих, предлагает новую концепцию Pizza Celentano Ristorante, в которой пиццу готовят профессиональные мастера. Вместо самообслуживания работают официанты.

Организационные требования и формат заведения: помещение от 200 кв. м или фуд-корт от 70 кв. м в городе с населением свыше 100 тыс. человек или населенном пункте курортного значения.

Размещение в первой линии, возможно, на углу домов. Здание с широкими витринами и возможностью установки летней площадки. Развитая транспортная система. Большой поток автомобилей. Желательно наличие паркинга.

Помещение должно быть в частной собственности или в аренде от 5 лет и более.

В пакет поддержки входят: предоставление помощи в исследовании и оценке торговой зоны; расчет инвестиционной модели; оценка эффективности бизнеса; консультационная поддержка при подписании договоров аренды; технологическое проектирование; архитектурно-строительный и авторский надзор; организация бизнес-процессов заведения; предоставление пособий по операционной деятельности и стандартов организации бизнес-процессов; создание системы управленческого учета, консультационная поддержка по бухучету; организация системы подбора кадров, мотивационная программа и методика аттестации персонала; обучение административного и линейного персонала кухни; передача технологии приготовления фирменных блюд (технологические карты, производственные карты, описание технологических процессов); маркетинговое сопровождение; разработка новых ассортиментных программ.

Сеть ресторанов итальянской и французской кухни Mafia

Стоимость франшизы: 1,445 млн. грн.

Инвестиции: 4,8—12 млн. грн.

Роялти: 5% от общего оборота.

Рекламные отчисления: 2%.

Срок окупаемости: 24—36 месяцев.

Для организации ресторана Mafia понадобится нежилое помещение 350—500 кв. м на первой линии, хорошо просматриваемое с проезжей части с оживленным автомобильным и пешеходным трафиком (не менее 5 тыс. пешеходов в день).

Это может быть как офисное, административное здание, так и первый этаж ТЦ с отдельным входом с центральной улицы. Возможно помещение закрывшегося ресторана или 2-этажное размещение: подвал — первый этаж или 1—2-й этажи.

В пакет поддержки для партнеров входят: помощь в подборе помещения, соответствующего техническим требованиям, и квалифицированных подрядчиков на проектирование дизайна ресторана; анализ бизнес-плана; маркетинговый анализ размещения ресторана; утверждение технологического плана и спецификации оборудования; помощь в выборе поставщиков оборудования и мебели; помощь в составлении штатного расписания и последующей организации обучающих курсов для сотрудников; контроль соблюдения фирменных стандартов в сочетании с индивидуальными особенностями заведения.

Работать под известной торговой маркой и копировать уже разработанные стандарты, безусловно, легче, чем самостоятельно плавать в бурном море предпринимательской деятельности.

Однако для некоторых бизнесменов работа под чужой франшизой может стать отправной точкой для создания собственной франчайзинговой сети.

Поэтому оптимисты развития франчайзинга уверяют, что в будущем нас ждет появление множества новых украинских брендов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Бизнес для творцов и консерваторов

Мирослава Козачук, соучредитель и руководящий партнер компании Franchise Group, рассказывает...

Две стороны одного карабина

В общей сложности в арсенале семьи Дмитрия Яроша 15 стволов

Крадут чаще, чем грабят

С 27 ноября по 4 декабря в Николаевской области зарегистрировано 1332 чрезвычайных...

От «винтиков» до «белых хакеров»

Отправить могут в любую точку страны, ни о каком выборе места службы речь идти не может

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка