Мыльный пузырь субсидий

№23–24(740) 18 – 24 сентября 2015 г. 17 Сентября 2015 1 4.9

Очередная «реформа» правительства — идея с упрощенной системой предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг — терпит очевидный крах.

Стремительно приближается отопительный сезон. С его началом у граждан страны значительно «потяжелеют» платежки на оплату услуг ЖКХ, ведь им придется платить за отопление жилищ по возросшим в два раза и более тарифам. Кроме того, с сентября в очередной раз выросли тарифы на электроэнергию.

В то же время широко разрекламированная правительством (прежде всего премьер-министром Яценюком и министром Минсоцполитики Розенко) программа предоставления всем нуждающимся субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг оказалась очередным мыльным пузырем.

В мае, после получения «писем счастья» (бланков заявлений на получение жилищных субсидий), в структуры Минсоцполитики за получением субсидий обратились 824 тыс. украинских семей, однако субсидии на возмещение затрат на оплату услуг ЖКХ были предоставлены только 249 тыс. Всего же за семь месяцев 2015 г. государственные субсидии на возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ, по данным Госстата, были назначены около 2,1 млн. семей, из которых порядка 750 тыс. состоят из одного человека (одинокие пенсионеры).

Эти данные значительно разнятся с обещаниями (прогнозами?) правительства. Так, после апрельского кощунственно необоснованного повышения тарифов на все услуги ЖКХ (см. «Пугающие килокалории и ошеломляющие киловатты», «2000», № 1—2 (729), №3—4 (730) и «ТеплоМанипуляции», № 9—10 (733) премьер-министр поведал, что в мае—июне 30% украинских семей — 5 млн., или 15 млн. человек, — без проблем получат субсидии. Вторил ему и главный «защитник» неимущих в стране — Павел Розенко. Количество семей, которые будут иметь право на получение государственных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг по новым правилам, составит 4,5—5 млн. против прошлогоднего показателя в 1,2 млн. семей, твердил он в своих многочисленных интервью.

Почему же госпрограмма субсидий по защите социально незащищенных слоев населения (физически не способных оплачивать заоблачные платежки при замороженных заработных платах и пенсиях) не работает? Это, кстати, констатировала и рабочая группа Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения. Глава комитета Людмила Денисова, в частности, заявила, что большая часть людей не получает субсидии по ряду причин.

Похоже, что пришло время анализа, ведь граждане уже получают «письма счастья-2» для обращений за субсидиями в отопительный сезон.

Бумажное глянцевание

28 февраля 2015 г. в связи с запланированным резким повышением коммунальных тарифов Кабмин постановлением № 106 в очередной раз внес изменения в постановление № 848 от 21.10.1995 г. «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого бытового топлива».

Согласно изменениям, право на субсидии предоставлено ряду категорий граждан, которым ранее она не назначалась. Это:

  • владельцы двух жилых помещений и/или двух автомобилей;
  • незанятые трудоспособные граждане, не зарегистрированные как безработные;
  • арендодатели, сдающие жилье внаем;
  • лица, совершившие покупку или оплатившие услуги (включая медицинские, а также обучение) дороже десяти прожиточных минимумов.

По сути оставлено только одно имущественное (финансовое) ограничение — в течение года перед обращением за субсидией не должна быть совершена покупка или оплачены услуги на сумму более 50 тыс. грн.

Структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения не должны требовать от граждан каких-либо документов, кроме разработанных Минсоцполитики двух форм:

  • заявления на предоставление жилищной субсидии;
  • декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за предоставлением жилищной субсидии.

Информацию о доходах граждан, без справок о которых ранее нельзя было оформить субсидию, теперь предусмотрено получать в Пенсионном фонде и Государственной фискальной службе. Сведения же об обеспеченности жилой площадью и оказываемых коммунальных услугах предоставляются соответствующими организациями по запросу органов соцзащиты.

Примечательно, что «упрощение порядка предоставления населению субсидий...» привело к увеличению численности сотрудников Минсоцполитики почти на 3 тыс. (табл. 1). И это вместо задекларированного в начале каденции правительства всеобщего сокращения численности органов исполнительной власти как минимум на 10%.

В случае указания в декларации недостоверных данных субсидия может быть не назначена или прекращена, а гражданин-заявитель должен будет вернуть незаконно предоставленное возмещение в двойном размере.

По новому порядку, государственные субсидии на возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ назначаются на 12 месяцев (ранее на 6 месяцев и/или отопительный сезон). Начисления начинаются с месяца, когда гражданин подал вышеуказанные документы в орган соцзащиты.

Как будто бы все четко и ясно. Однако на практике оказалось, что новый «упрощенный» порядок предоставления субсидий имеет массу подводных камней, затрудняющих ее получение или приводящих во множестве случаев к негативному результату.

Механизм расчета

Ранее постановлением КМ № 1156 от 27.07.1998 г. «О новом размере затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного топлива в случае предоставления жилищной субсидии» (с многочисленными изменениями и дополнениями) было установлено, что при назначении жилищной субсидии граждане, зарегистрированные в жилом помещении, платят 15% среднемесячного совокупного дохода.

Если зарегистрированы и проживают дети, инвалиды I или II группы и среднемесячный совокупный доход на одного зарегистрированного не превышает прожиточного минимума на одно лицо и если в жилом помещении зарегистрированы и проживают только нетрудоспособные граждане, размер платы составляет 10% среднемесячного совокупного дохода.

Постановлением КМ № 409 от 06.08.2014 г. «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» с 1 октября прошлого года вышеуказанный механизм расчета обязательной части, которую семья должна платить за услуги ЖКХ при назначении субсидии, полностью изменен.

При этом определенно установлено, что семья имеет право на получение субсидии, если сумма ее расходов по счетам предприятий ЖКХ (с учетом социальных норм жилья и расхода энергоносителей) превышает размер установленного для нее в индивидуальном порядке обязательного платежа.

Последний рассчитывается по специальной формуле: Pо= Кд/Кг х Pг, где Pо — часть платы за услуги для домохозяйства (часть дохода);

Кд — коэффициент дохода домохозяйства — отношение размера среднемесячного совокупного дохода домохозяйства в расчете на одного члена семьи к прожиточному минимуму на одного человека в расчете на месяц, установленного на дату, с которой назначается субсидия;

Кг — базовый коэффициент дохода для назначения субсидии — два прожиточных минимума на одного человека в расчете на месяц (Кг = 2);

Pг— базовая норма платы за жилищно-коммунальные услуги — 15% среднемесячного совокупного дохода домохозяйства (Pг = 15).

Для разъяснения формулы возьмем конкретный пример семьи из четырех человек (двое взрослых и двое детей) с общим (совокупным) доходом за предыдущий год 48 тыс. грн. (с 1 мая т. г. для расчета берется доход за 2014-й календарный год). Для определения среднемесячного дохода на одного члена семьи делим эту сумму на 4 и на 12 и получаем 1 тыс. грн. Полученную сумму делим на прожиточный минимум (в 2015 г. он составляет 1176 грн.), затем на 2 и умножаем на 15% (1000 грн. : 1176 грн. : 2 х 15% = 6,38%.)

Таким образом, данная семья в случае получения субсидии будет платить за коммунальные услуги 6,38% своего среднемесячного дохода, что в итоге будет составлять 1000 грн. х 4 х 6,38% = 255,20 грн.

Остальную часть платежа (в пределах установленных норм жилья и потребления энергоносителей) должно вносить государство.

Размеры обязательных платежей при средних доходах на одного человека от 500 до 5000 грн. приведены в табл. 2.

Таблица 2. Расчет обязательного платежа за жилищно-коммунальные услуги

Вне игры

На практике оказалось, что значительная часть получателей «писем счастья» (всего, по данным Минсоцполитики, их было разослано около 14,5 млн.) не могут посчитать совокупный доход всех зарегистрированных на конкретной жилплощади и воспользоваться вышеприведенной формулой.

Количество трудоспособного населения в Украине на конец 2014 г., по данным Гослужбы занятости, составило 18,1 млн. человек, что на 1,2 млн. меньше показателей 2013 г. При этом количество плательщиков единого социального взноса на общегосударственное пенсионное страхование сократилось на 1,5 млн. человек — до 10,4 млн.

Тех, кто не имеет постоянной работы либо является скрытым безработным, по данным Фонда общеобязательного государственного страхования на случай безработицы, порядка 5 млн. чел. Этот показатель почти в 10 раз превышает данные Госслужбы статистики, согласно которым количество официальных безработных в Украине составляет 523,4 тыс. чел.

Естественно, у не имеющего постоянной работы нет и постоянного дохода, который он мог бы указать в декларации.

Изменениями в порядок предоставления субсидий проблему вышеуказанных граждан частично удалось решить.

Установлено, что если среди зарегистрированных в жилом помещении есть трудоспособные лица, которые декларируют или представляют в органы труда и соцзащиты населения справки об отсутствии доходов за период, по которому определяется совокупный доход, то в расчет субсидии на возмещение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг включается доход на уровне прожиточного минимума.

Очевидно, что трудоспособные неработающие граждане не могут предоставить справки об отсутствии доходов (может, Яценюк с Розенко «подскажут», какой орган власти их выдает?), а в состоянии только декларировать их отсутствие. В подобных случаях части граждан путем многочисленных унизительных проверок все же удается добиться права на субсидию.

И совсем за бортом субсидий оказались домохозяйства с зарегистрированными гражданами, работающими за рубежом.

По данным Международной организации по миграции (МОМ), около 3 млн. украинских граждан работают за рубежом. При этом МОМ заявляет, что процент украинцев, которые работают нелегально, резко растет — если в 2011 г. этот показатель составлял 28%, то в начале 2015 г. он уже превысил 40%.

«Это тревожная тенденция. Сегодня около трети потенциальных трудовых мигрантов из Украины согласились бы ради работы в другой стране пересечь границу нелегально или работать «под замком», отдав работодателю свой паспорт», — заявил глава представительства МОМ в Украине Манфред Профази. По его словам, экономический кризис и война на Донбассе заставляют украинцев принимать рискованные предложения трудоустройства за рубежом и соглашаться на условия труда, на которые в другой ситуации они бы не пошли.

Как же в Минсоцполитики «позаботились» о данной категории домохозяйств, ведь граждане бегут за рубеж не от роскоши, а от беспросветной нищеты?

Порядок предоставления субсидий гласит: «В случае если объем потребления воды, газа, электроэнергии измеряется индивидуальными средствами учета, субсидия рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которые фактически в нем проживают, на основании решений районных госадминистраций и исполнительных органов городских советов или образованных ими комиссий и актов обследования материально-бытовых условий семьи. Во время принятия решений в таких случаях учитывается наличие документов, подтверждающих временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных, в частности справок, подтверждающих место пребывания лица в другой административно-территориальной единице в связи с работой, лечением, учебой, долговременной командировкой, отбыванием наказания, справок об оплате жилищно-коммунальных услуг в ином жилом помещении (доме)».

Именно такие ответы получают граждане из Минсоцполитики на вопросы, подобные этому: «В квартире фактически проживают два человека, а две мои дочери уже 10 лет живут за рубежом. При оформлении субсидии (по-новому) требуют соответствующие справки. Я и моя мать — пенсионеры (получаем 1107 грн. и 1200 грн.)». Что делать?

Требование предоставлять справку о работе за рубежом почти от 3 млн. украинцев (от бригадира строительной «шабашки» в России, Португалии или Польше; от пожилой испанки или итальянки, за которыми ухаживают украинки; от владельцев домов в Чехии или Венгрии, которые тоже убирают украинки, и т. д. и т. п.?) со всей очевидностью свидетельствует, насколько Яценюк, Розенко и руководимые ими составители Порядка предоставления субсидий далеки от истинных нужд народа. То же, кстати, относится и к требованию справки об оплате услуг ЖКХ в другом жилом помещении (доме).

Мыться приходится реже

Граждане, которым все же удалось оформить субсидию, должны знать, что она никоим образом не покрывает все потребленные объемы энергоносителей. Дело в том, что постановлением №409 от 06.08.2014 г. введены понятия «социальная норма жилья» и «социальные нормы пользования жилищно-коммунальными услугами». Установлено, что субсидия для возмещения оплаты стоимости ЖКХ (водо-, тепло-, газопоставки, водоотвод, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот) назначается в размере социальных норм пользования соответствующими жилищно-коммунальными услугами (табл. 3).

Таблица 3. Социальные нормы жилищно-коммунальных услуг для назначения субсидии

Как следует из таблицы 3, нормы потребления практически всех энергоресурсов (кроме электроэнергии) значительно сокращены.

Сокращение более чем на треть объемов потребления природного газа для отопления особенно больно ударит в осенне-зимний период по большинству жителей индивидуального сектора. При этом речь идет о сравнительно небольших жилых домах площадью 50—100 кв. м. Чтобы не выйти за пределы норм, им придется или уповать на бога (теплую зиму), или включать газовый котел не более чем на 1—2 часа утром и вечером. А такой режим (непрогретый дом в холодное время года) ведет, кроме прочего, к резкому ухудшению технического состояния дома (появление плесени и грибка).

Что касается горячего и холодного водоснабжения, то здесь среди особо пострадавших окажутся те, чьи квартиры (дома) не оборудованы средствами учета (счетчиками), ведь социальные нормы значительно меньше норм водо- и теплоснабжающих предприятий.

Например, в Киеве норма потребления холодной воды — 5,5 куб. м. Таким образом, при оформлении субсидии ее насчитывают на 2,4 куб. м, а в платежке «нарисуют» 5,5 куб. м. В результате за 3,1 куб. м холодной воды придется платить «по полной программе». Точно так же с горячей водой: 3,5 куб. м — норма, а субсидию оформят на 1,6 куб. м, то есть 1,9 куб. м оплачиваются полностью.

Вообще складывается впечатление, что при таких темпах сокращения «социальных» норм потребления уже в ближайшем будущем большей части украинских семей придется душ принимать не чаще чем раз в неделю.

Таблица 4. Корректирующие коэффициенты для расчета размера затрат природного газа для нужд отопления

Поиск врагов

Уже стало привычным, что Яценюк и Ко винят в полнейшем развале экономики страны и связанных с этим бедами государства не себя, а внутренних и внешних врагов. Не стала исключением и «реформа» субсидий. В крахе широко разрекламированной программы жилищных субсидий он нашел виновных. Под раздачу попали все — от губернаторов до социальных работников и журналистов.

На заседании Кабмина 29 июля премьер-министр подверг критике председателей областных госадминистраций Одесской (Михаил Саакашвили), Закарпатской (Геннадий Москаль), Харьковской (Игорь Райнин) и Черновицкой (Александр Фищук) областей за низкие показатели удовлетворения заявлений на получение субсидий в этих регионах. Так, в Одесской области субсидии начислены 43% обратившихся за ними граждан, в Харьковской — 48%, Закарпатской — 53%, Черновицкой — 54%.

«Я предлагаю протокольное решение Кабинета Министров о личной ответственности глав Одесской, Харьковской, Черновицкой, Закарпатской областей за социальное обеспечение граждан Украины и оформление субсидий. Это прямая ответственность власти», — заявил А. Яценюк.

И ни слова не было сказано о несовершенстве самой программы и ответственности за ее разработку и выполнение прежде всего Минсоцполитики и министра П. Розенко.

3 августа на совещании энергетического штаба были названы новые «виновные». Премьер-министр заявил, что многие граждане не могут оформить субсидии, потому что в подразделениях социальной защиты им постоянно говорят о штрафах в двойном размере за недостоверную информацию, не принимают неправильно оформленные документы и даже грозят изъятием имущества, если в графе «доходы» представлена неточная информация. Яценюк назвал подобный подход к субсидированию «диверсией против народа», пригрозил привлекать таких работников к уголовной ответственности и пообещал лично проследить, как в различных регионах Украины граждане получают субсидии.

Конечно, мы знаем, что многие мелкие чиновнички мнят себя этакими «царьками» и любят «попить крови», однако в данном случае работники социальных служб говорят о том, что заложено в положении о жилищных субсидиях.

И, наконец, на заседании Кабмина 19 августа в провале программы субсидий были обвинены журналисты. Премьер-министр проинформировал членов правительства, что после его визита в Харьков местные СМИ «несколько суток рассказывали, как плохо получать от государства помощь».

«Юрий, я вас прошу, вместе с главой ХОГА поднимите материалы, которые были размещены на местных каналах, и в соответствии с законом о телевидении и радиовещании обратитесь к Нацкомиссии с просьбой разобраться с деятельностью соответствующих каналов на предмет нарушения ими законодательства Украины», — дал поручение Яценюк министру информационной политики.

Тот в свою очередь попросил министра МВД Авакова «под стенограмму предоставить видеодоказательства, которые, видимо, есть у милиции, относительно нарушения конкретных статей УК местными медиаресурсами, которыми владеют бандиты, то есть харьковские бизнесмены. Тогда у нас будет возможность с помощью закона воздействовать на местных бизнесменов и их медиа», — подытожил Юрий Стець.

Все — в оформители субсидий

Подавляющее большинство граждан так и не смогли разобраться в «упрощенном» порядке оформления жилищных субсидий. Даже в Минсоцполитики констатировали: 80—85% украинцев неправильно заполняют декларацию о доходах. Это ж надо было умудриться так сформулировать вопросы, что практически все граждане не поняли, что от них требуют чиновники!

В результате в Минсоцполитики придумали еще одно «упрощение» — с 21 июля вступило в силу постановление Кабмина №475 от 26.06.2015 г. «Об упрощении порядка назначения и предоставления населению жилищных субсидий», согласно которому в декларациях теперь нужно не указывать сумму дохода, а только его вид (зарплата, пенсия, стипендия). Социальный статус и уровень доходов заявителя органы соцзащиты будут определять самостоятельно путем обращений в Пенсионный фонд, Государственную фискальную службу и вузы, которые в течение 15 дней должны предоставить необходимые сведения. Установлено, что решения о предоставлении субсидий будут приниматься специальными районными комиссиями в течение 5 дней.

Кроме того, для проверки данных, указанных в заявлениях и декларациях на получение субсидий, органы соцзащиты должны разослать запросы предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги, жэкам, БТИ и т. п.

Яценюк заверяет, что различные ведомства и организации «пробьют» всех граждан, самостоятельно разузнают всю информацию о доходах. Даже в теории такая идея кажется абсурдной — ни одна служба, в т. ч. фискальная, никогда не сможет раздобыть реальную информацию о доходах, в частности граждан, имеющих депозиты.

В то же время сколько «упрощенная» программа «массовых субсидий» потребует дополнительных сотрудников как в подразделениях соцзащиты, так и в других госорганах и организациях, где будут проверять декларации, и соответственно весьма значительных дополнительных средств, трудно даже представить.

В мутной воде...

Разработанные правительством «реформы» привели к очередному хаосу и не смогли решить проблем ЖКХ. Вместо того чтобы ликвидировать монополии и установить экономически обоснованные тарифы, Яценюк заговорил об «упрощенном массовом субсидировании».

Похоже, власть специально спровоцировала неразбериху в получении субсидий, ведь это дает возможность манипулировать миллиардными суммами (в госбюджете-2015 на субсидии заложено 24,5 млрд. грн., и данная сумма, как уверяют в Кабмине, может быть увеличена). При этом граждане субсидий реально не видят. Субсидированные средства, как и ранее, поступают из госбюджета на счета предприятий-монополистов, поставляющих газ, тепло- и электроэнергию, воду. В результате монополисты вновь богатеют, зарабатывая на самых бедных слоях населения. Правительство же работает в угоду им, а не на благо простых граждан.

Власть заявляет, что Украина будет жить по европейским стандартам, однако в реальности поступает совсем наоборот.

Очевидно, что никакие усовершенствования и упрощения программы тотального субсидирования не обеспечат действительно социальную защиту беднейших слоев населения. Это в значительно большей степени может решить адресная социальная помощь, как заведено в странах Евросоюза.

Там власть оценивает доходы и расходы гражданина, его имущество и на этой основе решает, полагается ему помощь от государства или нет. При положительном решении гражданин получает не квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг со скидкой, а реальные деньги от государства. Примечательно, что если получатель соцпомощи сокращает объемы потребления энергоресурсов, то может использовать часть пособия по своему усмотрению, например для установки менее энергоемкого газового котла. В Украине же безналичные субсидии не стимулируют к энергосбережению, а порождают еще большую коррупцию.

МВФ, к слову, не настаивал на моментально резком повышении тарифов, а рекомендовал повышать их до экономически обоснованного уровня поэтапно на протяжении нескольких лет. И при этом фонд рекомендовал одновременно компенсировать наименее обеспеченным слоям населения потери от такого повышения путем внедрения адресной социальной помощи.

Именно на эти цели — внедрение единой системы электронного управления социальными фондами (адресности предоставления льгот и субсидий) — Международный банк реконструкции и развития в 2005 г. выделил кредит в размере $100 млн. К 2012 г. средства были успешно «освоены» на ремонт помещений, мебель, кондиционирование и т. п., а система так и не введена в эксплуатацию. Примечательно, что в 2008—2010 гг. за внедрение системы отвечал первый замминистра труда и социальной политики Розенко.

Несмотря на то что, по оценкам Всемирного банка, большую часть субсидий на газ и теплоэнергию в Украине получают в основном состоятельные люди, а фискальные субсидии не направляются надлежащим образом бедным и уязвимым слоям населения, Яценюк и Ко продолжают подразумевать под адресной помощью не реальные средства конкретному гражданину, а безналичные расчеты. Более того, при «упрощении» программы субсидий они пошли на ухищрение, заменив в качестве получателя субсидий термин «семья» на еще более безликий «домовладение».

При общем падении экономики, девальвации валюты, новых налогах, значительном росте цен людей, способных платить за коммунальные услуги, становится все меньше, а претендентов на субсидии — все больше.

По данным Минрегионстроя, после апрельского повышения тарифов уровень платежей за коммунальные услуги упал на 8%, а общий долг превысил 12 млрд. грн. Однако это только начало. По прогнозам, к весне будущего года должником станет каждый второй житель нашей страны.

Получается, что правительство «камикадзе» баснословным повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и несовершенной программой субсидирования избрало путь в никуда.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
IL Sus

Льготы , субсидии и тому подобное - с одной стороны - унижение человека одного перед другим , а с другой стороны - неумение государства вести финансовые дела ...
Каждый человек должен - платить !
И каждому человеку должНо - платить !!! Согласно его профессионального вклада .
Вот тогда будут НЕ нужны ни какие - льготы , субсидии , МИНИстерства соцпол-и и прочие "кормушки" для госбездельников ...

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка