Найдена главная беда наших дорог

16 Сентября 2015 1 4.5

Андрей Пивоварский видит борьбу с многотонными разрушителями дорог через призму европейских штрафов. Фото из архива

Наши трассы разбиты, потому что по ним ездят большие машины, груженные под 100 тонн, а то и больше. А делают это грузовики от безысходности: по разбитым дорогам ездить можно порой только со скоростью 20 км/ч, и чтобы не принести хозяину убытки, грузиться приходится под завязку. Такой вот замкнутый круг — и разорвать его пока что практически невозможно.

Осознание этого беспощадного факта – главный, наверное, итог состоявшейся в среду, 16 сентября, пресс-конференции министра инфраструктуры Андрея Пивоварского «Кто разрушает украинские дороги и как этому противостоять?».

«Качественных дорог у нас не будет, пока по ним не перестанут ездить машины, груженные по 70—130 тонн. Сколько денег ни вкладывай в строительство и ремонт, все будет бесполезно», — сразу и без обиняков заявил министр, создав таким образом у собравшихся журналистов ложное впечатление, что дороги у нас все-таки ремонтируются и даже строятся.

По словам Андрея Пивоварского, обычная мировая практика — перевозить одной машиной не более 40 тонн груза (в мире всего несколько государств, где этот лимит немного выше). И то, что происходит у нас, – просто кошмар, уничтожающий дороги.

«8 рейсов по 25 тонн груза – это затраты перевозчика 28 тыс. грн и урон дороге 24,6 тыс. грн, — вооружившись схемами, объясняет министр инфраструктуры. — А теперь схема с перевесом, которая так популярна у нас: 5 рейсов по 40 тонн; 17,6 тыс. грн затрат и 83 тыс. грн убытков. Результат: дорога теряет 58,4 тыс., перевозчик экономит 10,4 тыс. Это не я придумал, это математика».

Для решения проблемы г-н Пивоварский предложил не изобретать велосипед и перейти к стандартным европейским нормам. Максимальная нагрузка грузового автомобиля, курсирующего по магистральным дорогам государственного значения (их протяженность у нас в стране 49 тыс. км), – 40 тонн. Для трасс местного значения (121 тыс. км) – не более 24 тонн. За нарушения – беспощадно карать. Штрафы европейские – от 1 тыс. евро до нескольких десятков тысяч.

Сейчас 1 километр дороги стоит 5 млн. грн, а пять лет назад он стоил столько же. Но курс доллара тогда был немного другим

«Спрашиваешь водителя: «Тебе наши дороги нравятся?». – «Нет». – «Почему тогда с перегрузом ездишь?» – «Да всегда так ездил… А в плохом качестве дорог виновато государство», — передает Андрей Пивоварский диалог, очевидно, из собственного опыта.

И предлагает посмотреть на Беларусь, которая в области правильных грузоперевозок — уже давно в Европе. За перегруз в РБ карают сурово: более 40 тонн – разделил груз, и после выписанного штрафа едешь себе спокойно дальше.

И еще в Беларуси на всех трассах – качественные системы автоматического контроля массы. У нас же их на всю страну — 15. Точнее, уже 14: в Николаевской области весовой комплекс и четырех часов не простоял: его демонтировали водители методом самого грубого вандализма. А еще за два месяца побили пятерых сотрудников обновляемой Укртрансинспекции.

Которую, кстати, ожидает судьба милиции. Укртрансинспекцию ликвидируют и заменят Государственной службой безопасности на транспорте. Приходят молодые, проходят собеседование. Обучение инспекторов ведется под присмотром израильских специалистов. Формирование новой структуры завершится к концу года, причем, по заверению министра, штат будет меньше, чем у нынешней инспекции.

Еще Андрей Пивоварский предлагает разгрузить дороги, переложив тяжесть перевозимых грузов на железную дорогу и речной транспорт.

«Министерство сейчас часто упрекают: мол, мы хотим уничтожить автомобильные грузоперевозки как отрасль. Да ничего подобного! Просто перевозите не более чем по 40 тонн. А это, кстати, означает: больше техники, больше водителей, больше рабочих мест. Как бы кто ни хотел возить по 130 тонн, мы сделаем так, что этого не будет, — обещает министр. – Иначе никаких денег на дороги не хватит».

Тут прозвучало замечание: возят-то по 130 тонн именно потому, как было сказано, что дороги никудышные и приходится передвигаться на малых скоростях (а это сильно замедляет логистические процессы). На это Андрей Пивоварский ответил, что они потому и никудышные, что разбиты груженными сверх меры машинами.

Ему резонно возразили, что дороги никто не делал все годы независимости, и намекнули, что аналог философского спора: что было раньше – курица или яйцо, тут неуместен.

«Да, действительно, денег не давали двадцать лет… Мы использовали то, что осталось в наследство от Советского Союза», — признал министр инфраструктуры.

И перешел к описаниям путей решения проблемы.

Их много. Правительство 2 сентября одобрило проект акта Кабинета Министров (т.е. собственный) о привлечении финансирования Всемирного банка для развития дорожной отрасли на общую сумму 560 млн. долл.

На очереди — другие финансовые структуры. Например, Европейский банк реконструкции и развития. Там уже поняли, что дефолта в Украине не будет, долги реструктурированы, и с нами опять можно иметь дело.

Опять же, предполагается создание специального дорожного фонда. Он будет формироваться за счет акциза на импортное топливо и позволит аккумулировать 35 млрд. грн ежегодно.

Еще – создание концессионных дорог. Для этого необходимо всего лишь подкорректировать законодательство.

Еще – предполагается, что на дороги будет выделяться 50% средств, собранных таможнями. Пока что эксперименты запланировано провести в четырех областях.

Еще – реформирование Укравтодора и усиление контроля. «Сейчас 1 километр дороги стоит 5 млн грн, а пять лет назад он стоил столько же. Но курс доллара тогда был немного другим», — прозрачно намекнул на успехи в деле контроля Андрей Пивоварский.

Но самый, наверное, реальный выход из положения (его министр, правда, не озвучил) – это прилетят инопланетяне и построят нам неземные автобаны. А пока что имеем, что имеем. В этом году на дороги выделено 1,7 млрд грн – менее 10% средств, необходимых для ямочного ремонта.

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

дороги и хайвеи-из личного опыта -по хайвеям..сша.при пересечении -границ каждого штата -при въезде всегда -находиш Скайл-весовая на Хайвее-и стрелка Семафора-зеленый свет..Заезжайте-только через весовую...там определят -Нагруски на три моста -передний мост не более 12500 паудов..средний и задний по 35000 паудов -не более..но еще проверяецца -не только общий вес но и загрузка -на каждый мост -отдельно..при нарушении -надо исправить-на месте и поехать -без трейлера -Оплотиь штраф ..если был перегруз по осям до $200 --это если во дворе Грузоотправителя не весовой -Скейл..то твоя компания тебе оплотит -шраф....если это там более -раза бывал то арест и отстой на месте до 3 суток-без права выезда ...или выезд с другим водителем твоей компании..такшта все довольно жестко ..и хайвэи под прицелом еще на скорость -за кустами сидят с радарами.полис\смоки биер / там так называет полис \копченный медведь /

- -1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка