Парадоксы волны потребления

№44(794) 4 — 10 ноября 2016 г. 01 Ноября 2016 4.2

Мы не любим долго ходить по магазинам, но готовы тратить время на поиск товара со скидкой

  • Парадоксы волны потребления, фото №1

    Парадоксы волны потребления, фото №1, фото №1
  • Парадоксы волны потребления, фото №2

    Парадоксы волны потребления, фото №2, фото №2
  • Парадоксы волны потребления, фото №3

    Парадоксы волны потребления, фото №3, фото №3
  • Парадоксы волны потребления, фото №4

    Парадоксы волны потребления, фото №4, фото №4
  • Парадоксы волны потребления, фото №5

    Парадоксы волны потребления, фото №5, фото №5
  • Парадоксы волны потребления, фото №6

    Парадоксы волны потребления, фото №6, фото №6
  • Парадоксы волны потребления, фото №7

    Парадоксы волны потребления, фото №7, фото №7
  • Парадоксы волны потребления, фото №8

    Парадоксы волны потребления, фото №8, фото №8
  • Парадоксы волны потребления, фото №9

    Парадоксы волны потребления, фото №9, фото №9
  • Парадоксы волны потребления, фото №10

    Парадоксы волны потребления, фото №10, фото №10
  • Парадоксы волны потребления, фото №11

    Парадоксы волны потребления, фото №11, фото №11
  • Парадоксы волны потребления, фото №12

    Парадоксы волны потребления, фото №12, фото №12
  • Парадоксы волны потребления, фото №13

    Парадоксы волны потребления, фото №13, фото №13
  • Парадоксы волны потребления, фото №14

    Парадоксы волны потребления, фото №14, фото №14
  • Парадоксы волны потребления, фото №15

    Парадоксы волны потребления, фото №15, фото №15
  • Парадоксы волны потребления, фото №16

    Парадоксы волны потребления, фото №16, фото №16
  • Парадоксы волны потребления, фото №17

    Парадоксы волны потребления, фото №17, фото №17
  • Парадоксы волны потребления, фото №18

    Парадоксы волны потребления, фото №18, фото №18
  • Парадоксы волны потребления, фото №19

    Парадоксы волны потребления, фото №19, фото №19
  • Парадоксы волны потребления, фото №20

    Парадоксы волны потребления, фото №20, фото №20
  • Парадоксы волны потребления, фото №21

    Парадоксы волны потребления, фото №21, фото №21
  • Парадоксы волны потребления, фото №22

    Парадоксы волны потребления, фото №22, фото №22
  • Парадоксы волны потребления, фото №23

    Парадоксы волны потребления, фото №23, фото №23
  • Парадоксы волны потребления, фото №24

    Парадоксы волны потребления, фото №24, фото №24
  • Парадоксы волны потребления, фото №25

    Парадоксы волны потребления, фото №25, фото №25
  • Парадоксы волны потребления, фото №26

    Парадоксы волны потребления, фото №26, фото №26
  • Парадоксы волны потребления, фото №27

    Парадоксы волны потребления, фото №27, фото №27

Украинцы привыкли к войне, но не могут простить роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Каждый второй не видит перспектив на работе, но при этом почти треть граждан полагают, что в следующем году страна преодолеет кризис в экономике.

Такие результаты показало свежее исследование индекса потребительского доверия (ИПД), которое провела компания Nielsen1. Максимальное значение ИПД — 200 (это идеал, который не достигла еще ни одна страна). Но уже показатель 100 говорит о том, что человек уверен в завтрашнем дне, соответственно он готов тратить деньги на покупки.


1. Nielsen Ukraine впервые обнародовала результаты исследования за третий квартал этого года 27 октября в Киеве во время работы форума FMCG & RETAIL HUB II «Покоряя вершины продаж», организованного компанией HUB ONE (www.hub1.com.ua).

Здоровье на четвертом месте

Несмотря на активное тиражирование преимущественно хороших новостей об украинской экономике, отечественные потребители относятся к происходящему настороженно. Уверенности в завтрашнем дне по-прежнему нет. Так, в третьем квартале 2016 г. по сравнению со вторым ИПД украинцев снизился до значения 50 (52).

Интересно, что настроения украинцев не совсем соотносятся с реальными рыночными данными. Так, темпы снижения объемов продаж замедляются. Во втором квартале этот показатель составлял -4,2, в третьем — -1,4%.

Уровень инфляции за отчетный период тоже сократился с 13,4% до 10,8%. А номинальный рост экономики показал минимальную положительную динамику с 9,2% до 9,4%.

Эти цифры говорят о том, что экономика нашей страны если и не выздоравливает, то по крайней мере — у нее закончилась острая фаза заболевания.

Впрочем, большое видится на расстоянии, и многие украинцы все еще преисполнены пессимизма. Так, 43% опрошенных считают, что перспективы у их работы — плохие.

Оценивают состояние личных финансов как критичное — 22%. При этом почти половина (46%) полагают, что нынешние времена не лучшие для совершения покупок.

Но, что интересно, появилась робкая вера в будущее. Если в прошлом квартале 74% украинцев были уверены, что в ближайшие 12 месяцев нашей стране не удастся преодолеть кризисные явления, то в июле—сентябре пессимистов стало несколько меньше — 69%. А в том, что Украина находится в кризисе, убеждены 95% опрошенных. (Интересно, кто эти 5%, не замечающие кризис?)

Чего боятся украинцы? Первое место занимает война (43%). Хотя к ней, как ни страшно это звучит, граждане постепенно привыкают. Так, в аналогичный период прошлого года о вооруженном конфликте на востоке страны переживали 60% респондентов.

На второе место переместились страхи, связанные с ценами на коммунальные услуги (35%). Что неудивительно — многие с трепетом предвкушают суммы счетов на квартплату после начала отопительного сезона. (В прошлом году эта тема пугала меньше — лишь 27% опрошенных).

Замыкает тройку призеров экономика страны, состояние которой волнует 23% украинцев (в 2015 г. — 28%)

Анна Штепа: «Индекс потребительского доверия отражает взгляд украинцев на процессы, происходящие в стране», //Катерина ЛАЩИКОВА

На четвертое место неожиданно вышел страх за здоровье. Его испытывают 18% респондентов (в аналогичный период прошлого года на этом месте находилось переживание за рост цен на товары повседневного спроса — 17%). Ведущий специалист по работе с розничными сетями Nielsen Ukraine Анна Штепа полагает, что это связано с тем, что рост цен на медикаменты гораздо более ощутим, нежели на продовольственные товары.

В третьем квартале 2016 г. количество бедных людей увеличилось. Так, у каждого третьего респондента после осуществления всех необходимых покупок не остается наличных денег вообще. В прошлом квартале на такую нехватку средств жаловался только каждый четвертый.

Те же, кто умудряется остаться при деньгах, тратят их на покупку новой одежды (30%), на отпуск (24%), развлечения вне дома (24%), на выплату долгов (22%), ремонт и обустройство жилья (18%). Еще 22% сообщили, что складывают свободные средства в кубышку.

И даже в случае невероятного улучшения экономической ситуации 77% продолжат режим жесткой экономии средств. В чем откажут себе украинцы в первую очередь?

Экономят на одежде (61%), газе и электричестве (55%), отказываются от новых моделей компьютеров и мобильных телефонов (48%), сокращают частоту отпусков (46%). Почти половина опрошенных (46%) при выборе товара предпочитают более дешевые бренды.

 Мы не любим долго ходить по магазинам, но готовы тратить время на поиск товара со скидкой

При этом люди уже готовы и к самообману. При общем удорожании они предпочитают прощать различные маркетинговые уловки. Так, среди наиболее приемлемых стратегий производителей в случае удорожания товара респонденты назвали даунсайзинг! То есть сохранение прежней цены на товар при уменьшении объема упаковки. К примеру, была литровая бутылка с подсолнечным маслом, а стала — 780 г.

В целом граждане вообще довольны нашими магазинами. Так, 51% опрошенных уверены, что на полках можно найти все необходимое. Хотя лишь 39% считают, что магазины делают интересные и выгодные предложения. Еще меньше (38%) полагают, что ритейлеры правильно коммуницируют с покупателями.

Над последней цифрой продавцам стоит задуматься. По исследованиям, чтобы повлиять на выбор покупателя, есть только менее двух секунд. В этот промежуток и необходимо втиснуть правильную коммуникацию.

, //Катерина ЛАЩИКОВА

Сигнальные системы

Несколько раз в неделю заходят в магазин 74% респондентов. Такая частота посещения связана с тем, что покупатели хотят иметь только самые свежие продукты. Большинство (73%) планируют покупки и всегда составляют список необходимых приобретений. Охотно берут различные акционные товары (читай — товары со скидкой) 72% опрошенных.

При этом 44% украинцев предпочитают не задерживаться долго в магазине, воспринимая поход в торговую точку как рутину; 57% ходят только за тем товаром, который у них закончился.

Но при всей нелюбви к очередям жизнь заставляет 74% респондентов тратить время на поиск более выгодного (дешевого) предложения. Это кажется вынужденной мерой, так как большинство украинцев в среднем посещают регулярно лишь три супермаркета. К примеру, поляки постоянно заходят в четыре магазина.

Среди акций граждане более всего предпочитают скидки (62%), любят получать дополнительные товары в нагрузку бесплатно (36%) и не отказываются от мгновенных призов (28%).

Интересно сравнить основные покупательские тренды Киева, Москвы и Варшавы. Если тенденции в столицах Украины и России не слишком отличаются, то покупательская активность в Польше показывает, как выглядит европейский шопинг при относительно стабильном экономическом развитии страны. Когда у граждан отсутствует необходимость превращать свое жилье в продуктовый склад.

Итак, ежедневные потребности (за исключением приготовления еды) закрывают походами в магазин 34% украинцев, 34% россиян и 24% поляков. Но если большие закупки товара на долгий период у нас осуществляют 21% респондентов, в Москве — 18%, то поляки вообще не совершают «длинных» закупок.

Соответственно потребители в Польше никогда не пополняют запасы товаров между большими закупками. Тогда как у нас это делают 14%, у россиян — 13%.

При этом 31% поляков приобретают продукты каждый день (в Киеве — 10%, в Москве — 22%). А 20% респондентов у наших западных соседей и вовсе приобретают продукты, чтобы перекусить на ходу (у нас — 2%, у россиян — 3%).

За последние два года значительно изменилось восприятие украинцами цен на товары. Это говорит о том, что плавного роста стоимости достичь не удалось. Если еще в 2014 г. 24% считали цены стабильными, то в третьем квартале этого года такое мнение разделяли только 4% респондентов.

Число людей, которые покупают только самое необходимое, сократив расходы на дорогие товары, выросло с 21% (2014 г.) до 40% (2016 г.). Два года назад количество граждан, на которых рост цен не повлиял вообще, составляло 32%, сейчас таковых осталось лишь 14%.

Но есть хоть и маленькая, но хорошая новость. В 2014 г. сократили количество приобретаемых товаров 15% респондентов, в 2015 г. — уже 30%. В этом году их количество снизилось до 27%.

Даже в случае невероятного улучшения экономической ситуации 77% граждан продолжат режим жесткой экономии

Самыми уязвимыми категориями товаров (пришлось ощутимо умерить аппетиты при их покупке) из-за роста цен стали: свежая рыба и морепродукты (75%), свежее мясо и птица (65%), фрукты и овощи (61%).

При этом украинцы, несмотря ни на что, продолжают упорно приобретать не совсем здоровую пищу. А именно: соленые снеки (сухарики, чипсы, орешки), шоколад и печенье (60% опрошенных считают, что рост цен повлиял на покупку этих товаров), безалкогольные газированные напитки, соки, кофе и чай (55%).

По моим личным наблюдениям, очень подорожала бытовая химия. Мнение большинства не столь трагично. Рост цен повлиял на покупку стирального порошка и чистящих средств лишь по мнению 56% респондентов; шампуней и кондиционеров — 51%; товаров личной гигиены — 50%.

На принятие решения о покупке продукции практически для всех категорий продуктов питания влияет один фактор — цена. Но существует два особенных товара, на которые многие покупатели не пожалеют денег, если они будут соответствовать их вкусу, — это хлеб (38%), и их представлению о натуральности — это молоко (39%).

Если со вкусом хлеба все более-менее понятно (пищевые добавки творят чудеса), то где взять на всех натуральное молоко — загадка. С учетом того, что органическая продукция в Украине едва достигает 2% от общего количества.

О чем говорят результаты исследования? «ИПД — это зеркальное отражение взгляда потребителя на процессы, происходящие в его стране», — считает Анна Штепа.

Добавлю, что ответы респондентов неоднозначны, а иногда и прямо противоречат друг другу. Из этого можно сделать вывод, что большинство граждан нашей страны растеряны, не имеют четкой стратегии экономии, не ждут ничего хорошего на уровне собственного домохозяйства, но при этом рассчитывают на общегосударственное макроэкономическое чудо уже в обозримом будущем. Что ж, пожелаем всем нам удачи.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка