Пигментация Фирташа и блокада Крыма

№35–36(746) 30 октября — 5 ноября 2015 г. 28 Октября 2015 4.7

Блокада Крымского полуострова и остановка армянского «Титана», который является основным активом титановой империи Дмитрия Фирташа, обостряет борьбу на стратегическом рынке.

Несчастье помогло?

Очевидно, транспортная блокада Крыма, начатая с 20 сентября крымскими татарами и добровольческими батальонами, имела целью не столько заблокировать поставки на полуостров украинских продуктов питания и стройматериалов, как насолить олигарху Дмитрию Фирташу.

Несмотря на остановленное «Укрзалізницею» железнодорожное сообщение с полуостровом, украинские производители ильменитового концентрата (Междуреченский ГОК, Валки-Ильменит, а также государственная «Объединенная горно-химическая компания» (ОГХК) в лице Иршанского ГОКа и Вольногорского горно-металлургического комбината (ВГМК) до последнего времени исправно снабжали сырьем крупнейшего в Восточной Европе производителя диокида титана армянский завод «Титан» — флагман титановой империи Дмитрия Фирташа.

Основанием для поставок на полуостров с материка, очевидно, была перерегистрация крымского предприятия в Киеве под названием ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс». Технически же вагоны с ильменитовым концентратом доставлялись «Укрзалізницею» до приграничной станции Вадим в Херсонской обл., а далее — собственным локомотивом «Титана» по ведомственной колее шли в Армянск.

Цена вопроса — не менее 140 млн. евро. Именно такой валовый доход приносит предприятие ежегодно при средней стоимости двуокиси титана в 1400 евро/т и объеме производства более 100 тыс. т.

Крымские власти весьма лояльно относятся к этому производителю, несмотря на то что предприятие перерегистрировано в Киеве. Ведь оно является градообразующим для 22-тысячного Армянска. Практически каждый житель этого городка имеет отношение либо к производству, либо к обслуживанию «Титана».

Возможностей снабжения у армянского «Титана» немного. Теоретически украинское сырье можно было бы доставлять на полуостров железной дорогой в объезд территорией РФ через Керчь. Но керченская переправа однозначно не позволит пропустить весь объем необходимого «Титану» ильменита (200 тыс. т). Отдельные участки ж/д путей в Крыму в неудовлетворительном состоянии и требуют обновления. Кроме того, холдинг Фирташа неизменно столкнется с дефицитом вагонов. Свой подвижной состав в Крым «Укрзалізниця» не пропустит, а крупнейший российский оператор — «Первая грузовая компания» оказался в числе компаний, подпадающих под секторальные санкции против РФ, в сентябре введенных в действие Петром Порошенко.

Поэтому более оптимальным для Ostchem является поиск судовладельцев, которые согласятся доставлять ильменит на полуостров из Индии или Мозамбика. Этот вариант практически не сказывается на себестоимости произведенной продукции. Если не считать того, что суда, зашедшие в крымские порты, теряют страховку, и судовладельцу придется компенсировать дополнительные издержки. Ну и, конечно же, предприятию Дмитрия Фирташа придется поучаствовать в модернизации ж/д сообщения на полуострове.

И сразу в космос

На проблемы, созданные крымскому «Титану» блокадой полуострова, в управляющей компании Group DF (DF — аббревиатура, означающая «Дмитрий Фирташ») отреагировали информацией о наращивании производства Запорожского титано-магниевого комбината, в котором группе принадлежит доля в 49% акций. Остальные закреплены за ОГХК, но фактически комбинатом управляют менеджеры Фирташа.

Как известно, титановое сырье служит для производства лакокрасочного пигмента и металла, используемого во многих отраслях промышленности. ЗТМК, в отличие от крымского «Титана», производит полуфабрикаты для выпуска изделий из металлического титана.

Пресс-служба запорожского предприятия со ссылкой на гендиректора ЗТМК Владимира Сивака сообщила, что по результатам 8 месяцев комбинат увеличил производство титановой губки на 32,6%, до 5,47 тыс. т, а объемы производства готовой продукции (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросли на 18,1%, до 628,3 млн. грн.

Более того, у ЗТМК проявились амбиции на рынке губчатого титана для аэрокосмической промышленности. Запорожское предприятие сообщило о специальной инвестпрограмме стоимостью около $1 млн., которая предусматривает строительство установки усреднения губки, повышающей качество продукции. Ввод ее в эксплуатацию состоится в ноябре.

Ведутся работы по сертификации менеджмента предприятия в соответствии со стандартом EN 9100:2009 «Серия аэрокосмических стандартов. Системы менеджмента качества. Требования» (на основе ISO 9001:2008).

Это позволит ЗТМК укрепить позиции на рынке титановой губки стоимостью $1,5—2 млрд. По оценкам Group DF, аэрокосмическая промышленность без учета военно-промышленного комплекса потребляет примерно треть общемирового производства, т. е. 50—60 тыс. т в год со среднегодовым приростом 5—6%. При нынешнем объеме производства продукция ЗТМК могла бы занять в этом сегменте около 10% рынка.

Впрочем, и эта информация в экспертной среде была воспринята критично. Как сообщил «2000» бывший менеджер предприятия, губчатый титан для аэрокосмической промышленности ЗТМК был сертифицирован еще в 2008 г. рядом американских и китайских компаний, в частности — Timet и Baoti. На ЗТМК имеются соответствующие сертификаты, а нынешняя команда менеджеров, пришедшая вместе с Group DF, занимается самопиаром.

По данным того же источника, на ЗТМК до сих пор не реализован план реконструкции и развития, утвержденный в 2010 г. Министерством промышленной политики, который предполагает переход на большие реторты с меньшим количеством выхода несортовой губки. Это бы значительно повысило доходную часть от продаж более высоких марок титановой губки.

Перспективны для предприятия также инвестиции в развитие собственного производства титановых слитков — не только для промышленного назначения, но и для аэрокосмической промышленности. Еще в 2010 г. ЗТМК успешно продавал свои слитки потребителям в Германии и Тайване. Однако Group DF якобы фактически заморозила развитие и этого производства.

Весьма заманчивым направлением для ЗТМК еще пять лет назад было признано производство порошкового гидрида титана, выпускать из которого собирались штампованные детали для самолетов, совместно с американской компанией Adma. Конечным потребителем такой продукции должна была стать корпорация Boeing. Но и здесь новым инвестором ЗТМК ничего не было сделано.

Более критично источник «2000» отозвался о деятельности менеджеров Дмитрия Фирташа на ВГМК, где за время аренды якобы «под себя были списаны все работающие машины» и оформлены на родственные структуры участки Малышевского месторождения, без которых невозможно дальнейшее развитие госпредприятия.

Подразумевалось, что эти и другие факты деятельности группы Фирташа в титановом комплексе по достоинству оценит комиссия Верховной Рады по приватизации, возглавляемая бывшим заместителем Игоря Коломойского — Борисом Филатовым. Но ничего не произошло. Похоже, менеджерам Фирташа удалось договориться с назначенным государством руководителем ОГХК — Русланом Журило. Поэтому деятельность титанового комплекса Украины до блокады Крыма строилась в интересах Group DF и «Юкрейниан Кемикал Продактс».

Затишье перед бурей?

После того как армянскому «Титану» перекрыли каналы поставок украинского сырья, ситуация на рынке может кардинально измениться. Если крымское предприятие будет остановлено или существенно снизит объемы производства, на первый план выйдет другой крупный производитель двуокиси титана для лакокрасочной промышленности и фосфорсодержащих удобрений — ПАО «Сумыхимпром». Это предприятие находится в процедуре банкротства и, имея долги перед кредиторами более 1,4 млрд., также контролируется группой Фирташа. Но оно автоматически становится монополистом на рынке СНГ двуокиси титана и монополистом на рынке Украины фосфатных удобрений.

Поэтому, видимо, не случайно блокада Крыма совпала с решением Высшего хозяйственного суда Украины, который постановил направить дело о банкротстве ПАО «Сумыхимпром» для пересмотра в первую инстанцию (Хозсуд Харьковской обл.) в связи с вновь выявленными обстоятельствами.

Почвой для такого решения стала деятельность общественной рабочей группы по разрешению проблемных вопросов в титановой промышленности Украины, от имени которой выступают бывший министр промышленности Валерий Мазур, экс-директор «Сумыхимпрома» Григорий Осауленко и несколько общественных организаций.

Представители этой группы акцентировали внимание контролирующих органов на том, каким образом было возбуждено дело о банкротстве сумского предприятия. Компания по управлению активами «Промышленные инвестиции», которую считают близкой к Ивану Фурсину (деловому партнеру Дмитрия Фирташа), выкупила долг ПАО «Сумыхимпром» банку «Форум» и дала ход делу о банкротстве. Хотя в качестве залога банковского долга была оформлена продукция комбината.

Т. е. кредитор должен был взять за расчет ильменитовый концентрат или удобрения, а не требовать введения процедуры распоряжения имуществом и назначения арбитражного управляющего. Тем более что предприятие имело возможность рассчитаться по долгам произведенной продукцией.

Далее, как выяснилось, представители известной юридической компании «Ильяшев и партнеры», которые участвовали в этом деле, выступали одновременно и на стороне «Сумыхимпрома», и на стороне КУА «Промышленные инвестиции».

Кроме того, впоследствии было возбуждено несколько уголовных дел по фактам продажи продукции ПАО «Сумыхимпром» структурам, связанным с группой Дмитрия Фирташа, по ценам ниже себестоимости. Убытки предприятия по таким сделкам оцениваются в 135 млн. грн.

Имея более чем миллиардную задолженность перед кредиторами, даже после прекращения нынешнего дела о банкротстве ПАО «Сумыхимпром» очень скоро вступит в новую процедуру. Однако есть основания полагать, что предприятие получит независимого арбитражного управляющего, не подконтрольного Group DF, и сможет рассчитаться по долгам, сохранив целостный имущественный комплекс.

Дальнейшие перспективы предприятия могут быть связаны либо с продажей предприятия частному инвестору, либо с включением его в государственную ОГХК. Наиболее вероятным претендентом на «Сумыхимпром» является все тот же Дмитрий Фирташ. Конкуренцию ему могут составить Игорь Коломойский или Олег Бахматюк.

Выставив на продажу 100% или меньшую долю акций ОГХК, объединяющей горнодобывающие компании и производителей из их сырья диоксида титана, сложных химических удобрений, титановой губки и слитков, власти смогли бы вовлечь в процесс приватизации серьезных мировых игроков и привлечь в бюджет гораздо более серьезную сумму, чем от продажи одного лишь «Сумыхимпрома».

В сущности именно приватизационная подоплека и просматривается в блокаде Крыма, которая привела не столько к остановке фур, торгующих с полуостровом продуктами питания и стройматериалами, сколько к переделу на стратегическом рынке титановых продуктов, а заодно и к ослаблению позиций Дмитрия Фирташа, который на протяжении полутора десятилетий выстраивал титановый холдинг, претендующий на заметное место на мировом рынке.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка