Пилить или вкручивать?

№35(785) 2 — 8 сентября 2016 г. 01 Сентября 2016 5

Киевские власти оценивают будущий потенциал национального велоспорта в... 280 зрителей!

[img:95023]

Если бы в стране проводился национальный конкурс «самые впечатляющие фотографии месяца», то в августе в число призеров наверняка бы попал снимок с киевского велотрека. Отчаявшись убедить строителей делать свою работу качественно, активисты выложили фото бетонной поверхности нового реконструированного полотна — которое во многом напоминает асфальт в самом забытом богом и чиновниками райцентре. И на таком лунном ландшафте предполагается ставить мировые рекорды!

Криминальные виражи

Здесь не обойтись без небольшой исторической справки — хотя бы потому, что столичный велотрек отнюдь не только важное спортивное сооружение (на нем выросло 39 чемпионов мира!), но и крупный памятник истории. Первый киевский велодром, открытый еще в 1899 г., не сохранился, второй, введенный в строй в 1913 г. к 300-летию дома Романовых, считается одним из старейших в Европе.

Циклодром пережил несколько реконструкций — и последнюю в 1991 г. В 1998-м он запоздало получил статус памятника истории.

А к 2007 г. Владимир Константинов, ныне знаменитый государственный преступник, сыгравший одну из первых ролей в деле аннексии Крыма, вошел в сговор с украинскими властями и попытался украсть, а затем и уничтожить велотрек.

Компания «Конкорд» орденоносца и заслуженного строителя Украины Константинова решила возвести по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 58 громадный жилой комплекс. На месте велотрека планировался подземный паркинг и супермаркет.

Чтобы продавить скандальное решение, застройщику пришлось купить среди прочих и чиновников Минкульта. В 2007 г. министерство неожиданно лишает велодром статуса памятника истории — на том основании, что у исторического предшественника было деревянное покрытие дорожек, а у нынешнего — бетонное!

Афера совершалась при поддержке и активном содействии тогдашнего мэра Леонида Черновецкого и не без участия команды Виктора Ющенко.

Константинову удалось возвести вместо запланированной стены 9-этажек чудовищную 20-этажную конструкцию, но снести велодром ему все же не дали: и местные жители, и спортсмены, и прочие активисты оказывали постоянное и ожесточенное сопротивление. Кроме того, громадные долги строительной империи — более 130 млн. долл. — заставили криминального деятеля скрываться от преследования разъяренных кредиторов в Крыму.

Трек хотя и не был застроен, тем не менее превратился в свалку стройматериалов.

Лишь в 2014 г. было принято решение о восстановлении велотрека. Но и оно оказалось скверным компромиссом: гигантскую 20-этажку власти сносить не намереваются, а ведь она буквально нависает над дорожками — настолько, что для защиты последних придется натягивать специальную сетку. Более того, сменившийся застройщик все еще собирается плотно заставить пятачок недалеко от трека новыми многоэтажными свечками.

Однако и с реконструкцией самого трека не все гладко. Первый вариант бетонирования пришлось с позором демонтировать бульдозерами — а ведь выполнялся он за счет благотворительных взносов. Дальше речь уже пошла о бюджетных миллионах.

Подозрительный «хоккей»

Александр Прыгунов убежден: качество работы близких к чиновникам подрядчиков должны контролировать общественные активисты, раз уж государственная система контроля полностью парализована

Одним из спасителей столичного циклодрома является Александр Прыгунов — гражданский активист, сумевший организовать целое сообщество «Киевский велотрек». Эта группа и вынудила власти в 2014 г. вместо уничтожения спортивной арены заняться ее реставрацией. Сегодня им приходится ни на минуту не ослаблять давления: реконструкция может превратиться не только в удобный повод для разворовывания бюджетных денег — в результате можно получить дорогостоящее, но абсолютно непригодное для использования сооружение.

— Александр, ваши снимки ухабов на треке вызвали серьезный общественный резонанс. Более того, вы даже заставили проехать по ямам одного из виновных — заместителя директора КП «Житлоінвестбуд-УКБ» Евгения Городелова. Но отреагировали ли власти?

— Насколько мы знаем, мэр Киева Виталий Кличко, после того как мы опубликовали знаменитые лунные пейзажи, собрал закрытое совещание. И оттуда подрядчику поступил сигнал, что переделывать некачественное полотно ему придется за свой счет. На следующее утро на объекте был ажиотаж...

— Но ведь проблема не только в том, что подрядчик — халтурщик, но и в том, что у него просто нет ни необходимой квалификации, ни специалистов, ни опыта работы с такими сложными объектами.

— Мы нашли для него решение вопроса. Сами привели специалистов с 12-летним опытом шлифовки бетона. Те за свой счет сделали пробную показательную шлифовку. Объяснили, как можно выполнить работы. Посчитали смету на проблемные участки — 600 грн. за кв. м с нанесением финишного покрытия, шлифовки, полировки. А им предлагают за шлифовочные работы 37 грн. за метр!

Тем не менее не думаю, что здесь есть большое пространство для маневра. Пятислойное финишное полимерное покрытие, которое наносится на бетон, способно сгладить неровности максимум в 2—3 мм. На треке же ямы значительно больше.

А ведь мы просим и застройщика, и власти в течение года — проведите обследование, дефектовку полотна. Но и технадзор — карманная структура, они не хотят этого делать и не умеют.

Вот мы проехались по треку с десятками спортсменов высочайшего уровня, мастерами спорта международного класса — все однозначно сказали, что полотно кривое, опасно для тренировок.

Обратились к руководству украинского представительства итальянской компании MAPEI — производителя финишного покрытия. Они ужаснулись и отправили разъяснение, что на кривое полотно наносить их покрытие нельзя. Для проверки послали фото в итальянский главный офис. Оттуда дали указание — ни единого килограмма покрытия не выдавать покупателям, пока полотно не отшлифуют!

Почему было не нанять для этой работы саму фирму MAPEI? В Италии она восстановила четыре трека. Но нет, даже наносить покрытие будут наши так называемые «специалисты». На месте будут обучать рабочих и пробовать силы на сложнейшем спортивном сооружении. По-моему, это как минимум глупо.

При этом Кличко в разговоре со мной спрашивал: «У нас есть отечественные специалисты для реконструкции полотна?»

Я говорю: «Нет». — «Так может, вызовем из-за границы?»

Но застройщики сказали, что сделают сами.

Виталий Кличко еще в начале августа уверял, что работы на столичном велотреке завершатся в ближайшие недели, ведь подрядчик настаивает на высоком качестве выполнения. И эти волны на покрытии вряд ли разобьют крепкую дружбу такой власти и такого бизнеса

— Какова общая стоимость работ по реконструкции трека? Есть ли у общественности доступ к финансовой документации?

— Нет. Хотя нам обещали, что будет доступ ко всем документам.

Изначально было выделено 26 млн., плюс 9 млн. в следующем году. А на совещаниях и в заявлениях чиновников в последнее время звучит «мы осваиваем 82 млн.».

У нас есть горький опыт реконструкции харьковского велотрека, когда был потрачен 1 млн. долл. Работы провели такие же неспециалисты, полотно получилось кривое, и теперь уже на протяжении 4 лет покрытие приходится шлифовать. Говорят, только на эти работы по шлифовке потрачено без особого успеха 4 млн. грн.

— Почему не проводился открытый конкурс по выбору подрядчика, с прописанными квалификационными требованиями?

— Потому, почему не проводился и конкурс проекта самой реконструкции. Хотя мы требовали провести и конкурс проектов, и тендер по выбору подрядчика.

Но это все было решено кулуарно. Мэр обратился к коммунальному предприятию, и теперь работа оформляется задним числом, то есть не строители руководствуются проектом, а проектанты фиксируют то, что сделано, и легализируют это.

— Федерация велоспорта Украины — одна из самых отвратительно работающих, к ее руководству у спортсменов масса претензий и обвинений. Удавалось ли вам расшевелить эту структуру, ведь это серьезный аппаратный ресурс в борьбе за велотрек?

— Год назад Федерация велосипедного спорта обещала создать комиссию, которая бы принимала участие в судьбе объекта и его реконструкции. Так вот, за год даже такую комиссию не удалось создать, хотя мы множество раз напоминали и официально обращались!

Если уж они сами ничего не желают и не могут, я предлагал федерации наделить меня какими-нибудь полномочиями — чтобы легче было вести переговоры с чиновниками. И этого не было сделано — мне сказали, что письмо неправильно оформлено.

Увы, никакой помощи от федерации трек не получает!

— Это странно, ведь здесь имеется и имущественный интерес — например, комплекс Центра велокультуры при треке является значительным активом.

— В том-то и дело, что весь объект передают из Фонда госимущества в коммунальную собственность. Думаю, это грубейшее нарушение.

Собственником становится КП «Спортивные арены» — организация, не имеющая никакого опыта работы с такими комплексами.

Сегодня у КП лишь два объекта — ледовый каток и гребная база. Это предприятие — очень специфический проект времен Партии регионов: Бойко порой играет на катке в хоккей с ветеранами, а содержится арена за счет города.

Мы не верим, что эти «хоккеисты» станут адекватно управлять велотреком.

— Неужели в ситуацию не пыталось вмешаться Минспорта, ведь киевский велотрек имеет общегосударственное значение и критически важен?

— Мы писали письма в министерство, но там ответили: «Нас это не интересует, это проект Кличко, у нас нет полномочий».

— А в чем проблема с Кличко? Первоначально казалось, что он нашел просто идеальную тему для пиара — из спасения велотрека получилась бы замечательная рекламная история, да еще выполненная за бюджетные деньги.

— Проблема с госуправленцами в том, что они считают бюджетные деньги своими личными. О чем можно говорить, если Кличко даже не желает проводить конкурс на замещение вакантной должности директора велотрека — а фактически назначает своего приближенного, чтобы контролировать денежные потоки.

Это еще одно из требований активистов и общественности, которое игнорируется, — провести открытый конкурс руководителя! А за человеком, которого протаскивает Кличко, идет дурная слава — например, он замешан в контрабанде спортивного оборудования.

Принято считать, что угроза наступления высоток висит преимущественно над зелеными зонами столицы. Но не в меньшей опасности находятся и спортплощадки

— Неужели вы не встречали госчиновников, которые оказывали бы вам содействие?

— Министр культуры Евгений Нищук помог нам. Пришел на один из субботников, мы показали ему документ, которым с трека снимается статус памятника. Он за две недели восстановил охранный статус. Но уже на уровне его заместителей начинается: «пришлите письмо, мы рассмотрим...»

Хотя нынешняя реставрация нарушает многие требования, выдвигаемые именно к реконструкции памятников истории.

Например, нельзя проводить работы, нарушающие обзорность. А построенный на объекте паркинг перекрыл обзорность финишной прямой. Да так, что придется ее переносить на другую сторону трека, чтобы ее хоть как-то было видно зрителям.

Во время всех предыдущих реконструкций огромное внимание уделялось обзорности. Раньше были трибуны с двух сторон, как минимум была тысяча посадочных мест для зрителей, ставилась задача выйти на 5 тыс. Сейчас же наши бесконкурсные архитекторы решили, что зрителям хватит 280 мест!

— Вас поддерживают многие киевляне — но ощущаете ли вы содействие профессионального спортивного сообщества?

— Конечно! Например, 21 августа на Крещатике проводился критериум, групповая шоссейная гонка, чемпионат Украины. После награждения всей колонной и тренеры, и спортсмены поехали на киевский велотрек.

Сообщество нас однозначно поддерживает, оно за развитие и восстановление. Все понимают, что с запуском велотрека у нас пойдет большое развитие, особенно в сфере детского велоспорта.

Мы хотим, чтобы в Центре велокультуры при киевском треке были даже беговелы!

И нас поддерживают, кстати, не только велосипедисты. Четыре федерации! В комплексе будут представлены и конькобежцы, и ролики, и триатлон. У нас в программе реабилитация ветеранов АТО, инваспорт. На треке, например, сразу после запуска будет проводиться отборочный турнир для участия в международных соревнованиях ветеранов АТО с американскими ветеранами.

Вот только нужно и дальше оказывать общественное давление. Я для себя так сформулировал слоган: трек сам себя не спасет, он бетонный. Ему нужны мы, а он нужен нам.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка