Почтовая бронетехника

№9v(737) 13 — 19 марта 2015 г. 13 Марта 2015 2.5

Полевая почта. С начала проведения АТО госпредприятие почтовой связи передало на Донбасс почти 50 т гуманитарной помощи
Полевая почта. С начала проведения АТО госпредприятие почтовой связи передало на Донбасс почти 50 т гуманитарной помощи

О том, как работает почта в условиях АТО, сколько километров в день проходят почтальоны пешком и сколько при этом получают, рассказывает и. о. гендиректора госпредприятия почтовой связи Игорь ТКАЧУК.

Вот уже год у «Укрпочты» нет полноценного руководителя — в смысле облеченного всей полнотой власти. Еще в марте 2014 г. гендиректор предприятия Константин Кривенко, считавшийся протеже Сергея Арбузова, написал заявление об увольнении, после чего его заместитель Валерий Солод стал исполняющим обязанности.

Но буквально через месяц, в апреле прошлого года, и. о. руководителя государственного предприятия почтовой связи назначили Михаила Панькива. В мае он заявил, что финансовое самочувствие компании оставляет желать лучшего, и решительно взялся за реформу вверенной ему отрасли. (Более подробно о реформировании «Укрпочты» читайте, пожалуйста, в №50 от 12.12.2014).

Однако 19 декабря, ровно через неделю после выхода того интервью, Панькива отправили в отставку (искренне надеемся, что это так совпало), а исполняющим обязанности стал его заместитель Игорь Ткачук. Но 17 января Мининфраструктуры объявило конкурс на должности руководителей предприятий, находящихся в сфере управления министерства, — международных аэропортов «Борисполь» и «Львов», «Укрзалізниці», а также «Укрпочты».

Случиться может всякое, конкурс на пост генерального директора госпредприятия почтовой связи — 190 человек. И я решил на всякий случай узнать у Игоря Ткачука — продолжается ли дело его предшественника.


Долюшка женская
 

Игорь Ткачук констатирует — в последнее время увеличилось количество нападений на почтальонов и даже на почтовые отделения— Игорь Витальевич, насколько успешно идет реформирование госпредприятия почтовой связи? И вообще — идет ли?

— Да, сейчас продолжается работа по модернизации предприятия, всего начато около десяти проектов. Но если бы в почтовой отрасли все было хорошо и гладко, то не было бы и кадровых изменений, — честно признается руководитель «Укрпочты». — Модернизация требует больших капитальных инвестиций, брать их, как вы понимаете, негде — время довольно тяжелое, но кое-чего нам удалось добиться.

С 1 января в новом формате начала работать наша курьерская доставка, установлены ее четкие сроки. Идет автоматизация почтовых отделений, по количеству которых — 11800, никто в Украине не может с нами сравниться. Мы доставляем корреспонденции больше, чем все коммерческие почты вместе взятые. Вообще скажите — какая частная фирма повезет в село письмо? Никакая. Потому что там дороги нет, транспорт неизвестно как ходит. А у нас почтальоны есть в каждом населенном пункте.

— Ваши люди, значит, могут добраться куда угодно, причем без транспорта и по бездорожью?

— У нас бывает так, что почтальон проходит пешком до 17 км в день. И работать должен в любую погоду. К сожалению, в основном это женщины, мужчины на такую работу идти не хотят. Зарплата маленькая: от 600 до 1500 грн. в зависимости от загруженности. Объемы письменной корреспонденции падают, газеты не выписывают — соответственно и зарплата. Люди работают на 0,8, 0,5 ставки, 0,3 ставки... Я на всех совещаниях говорю, что надо научиться зарабатывать деньги. Потому что вечно экономить — не получится.

— Тогда вернемся к реформированию, которое должно помочь отрасли зарабатывать. Что сделано еще?

— Недавно в Виннице в торговом центре мы открыли первое отделение нового формата: там всего на 4 кв. м принимаем посылки, письма. Мы платим аренду, но минимальную. Хотим, чтобы таких мини- и даже микроотделений связи было как можно больше — в аптеках, на автозаправках, в небольших магазинчиках и т. д.

С февраля все тендеры, торги, которые проводит «Укрпочта», проходят с online-трансляцией. Все это сохраняется в YouTube, процесс может посмотреть любой желающий. Мы уже на выходе подписания договора с Китаем об интернет-торговле и доставке товара из рук в руки. Это для нас новый рынок. Уже закрыт проект, направленный на оптимизацию логистических процессов, это позволит экономить 45 млн. грн. ежегодно.

— Что именно вы сделали?

— Вот, скажем, у нас есть доставка. Есть центральные, магистральные маршруты и второстепенные. Вместо того, чтобы везти почту отдельно на Харьков или на Артемовск, берем одну машину с прицепом и едем по магистральному в Харьков, затем уходим на Донбасс. И так по всем направлениям.

— Кстати, насколько тяжело работать сейчас в Луганской и Донецкой областях? Доставляете ли посылки, корреспонденцию в Автономную Республику Крым?

— Это украинская земля, наша территория, но она аннексирована. И сейчас мы не работаем с Крымом — запрещено, есть соответствующее постановление Кабмина.

Насчет Донбасса — достаточно сложный вопрос, но он решается. Основные дирекции, инфраструктура, все это находилось в Донецке и Луганске, т. е. городах, которые сегодня не контролируются украинской властью. И теперь нам приходится с нуля создавать две дирекции. В сентябре прошлого года Луганская перенесена в Северодонецк, а Донецкая — в Славянск.

Помещения сейчас арендуем, делаем ремонты. Автомобили, оргтехника, другое имущество — всего этого удалось вывезти очень мало. Из Луганска вообще ничего не вывезли, даже персонал оттуда не уехал.

— А из Донецка сотрудники все-таки уехали?

— Да, но небольшая часть. Вообще очень тяжело. Я 1 декабря был в Славянске, люди жили в пионерском лагере, отопления не было, температура — минус 8—10 градусов, спали и работали в одном месте. Ужасные условия. Сегодня там уже подвели отопление, отвели место для сна, потому что люди с детьми переселялись. Кстати, с начала проведения АТО «Укрпочта» передала на Донбасс почти 50 т гуманитарной помощи, более 1,4 млн. грн.

— Как работают в условиях антитеррористической операции простые почтальоны? Пенсии, корреспонденцию доставлять ведь надо. Это небось сложнее, чем в дирекции сидеть.

— Туда, где боевые действия, естественно, почтальоны не идут. На нашей территории почта работает, мы просим Геннадия Москаля договориться с военными, чтобы они нас сопровождали. С оружием, иногда даже с бэтээрами. Во время прекращения огня тоже работают выездные группы, которые обеспечивают выплату пенсий.

Меры безопасности при приеме посылок значительно усилились, теперь к работе привлекают кинологов
Меры безопасности при приеме посылок значительно усилились, теперь к работе привлекают кинологов

— Как я понимаю, это в основном женщины. Работающие за 500 грн.

— Да.

— Работа почтальона вообще довольно опасная. Судя по вестернам, в XIX в. в США только и делали, что грабили почтовые дилижансы. Сейчас у нас тоже почти дикий запад. Наверное не ошибусь, если скажу, что риск подвергнуться нападению для почтальона сильно возрос...

— Увы, это действительно так. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране количество нападений на наших людей увеличилось. К счастью, пока в проценты, а не в разы. Но тенденция неприятная. Растет количество нападений не только на почтальонов, но и на почтовые отделения. Сейчас в Одесской области действует какая-то шайка, этим занимается следственная группа. Мы тоже с этим боремся, у нас есть собственная служба безопасности.

— Есть ли у почтальонов средства самозащиты?

— Наши сотрудники могут за себя постоять. Но какие у них средства личной защиты — я не имею права говорить. Да и нужно ли? Злоумышленники узнают, сделают определенные выводы, будут действовать как-то иначе.

— Насколько усилились меры безопасности при приеме посылок? На предмет выявления оружия или взрывчатки.

— Во-первых, было принято решение, что все посылки мы принимаем для отправления в открытом виде, с обязательной проверкой вложения. Сортировщикам почты периодически проводят инструктажи: существует ряд признаков, по которым можно определить, что в посылке или письме что-то запрещенное. В дирекции обработки и перевозки почты (она находится в Киеве возле железнодорожного вокзала) также существует ряд технических приспособлений, которые мы используем для контроля состава отправлений. Кроме того, недавно мы начали привлекать к работе кинологов.

— Что-то незаконное выявляете?

— Конечно. Каждую неделю. Вообще, как показывает мировая практика, если в стране вооруженный конфликт, сразу туда-сюда начинает курсировать оружие. Часто попадаются запчасти к огнестрельному оружию. Видимо, пересылают разными посылками автомат, к примеру.

Принимать коммунальные платежи почтальоны могут и на дому
Принимать коммунальные платежи почтальоны могут и на дому

Топливный кризис

— Сейчас дорожает абсолютно все. Когда нам стоит ожидать повышения стоимости почтовых услуг?

— В самое ближайшее время. На днях было заседание комиссии, которой мы презентовали наше предложение по повышению цен на универсальные услуги. Мы рекомендуем поднять их на 10—15%. С учетом того, что будет подорожание газа в разы, это, наверное, немного. У нас сейчас, кстати, трудности с топливом.

— Понятно, ведь дорожает.

— Дело даже не в этом. Большие проблемы с тендером (подробности, пожалуйста, см. в материале «Почта слетает с колес»).

— Какие у предприятия глобальные, системные проблемы?

— Главная — зависимость от регуляторов. К сожалению, существующая организационно-правовая структура сдерживает возможности для развития предприятия, затрудняет работу с кредитно-финансовыми учреждениями, делает невозможным сотрудничество с частным капиталом.

— У вас, кстати, много сейчас конкурентов?

— На рынке почтовых услуг в Украине работает около 20 достаточно крупных игроков. Каждый в своем сегменте рынка. Одни компании, например, перевозят грузы, другие доставляют счета, кто-то специализируется на посылках за границу.

Цены у нас достаточно демократические, если сравнивать с конкурентами — довольно скромные. Но почему люди от нас уходили раньше? Потому что все, даже за небольшие деньги, хотят хорошего качества — и обслуживания, и сервиса, и скорости доставки.

— Но все равно, как мне представляется, на данном этапе коммерческие структуры вас переигрывают.

— Мы сильнее. Но об изменениях в «Укрпочте», новых услугах и так далее мало кто знает. Частные фирмы просто бомбят своей рекламой. А у нас в прошлом году рекламный бюджет составил ноль гривен. И в этом году тоже.

— Насчет новых услуг. В России, насколько я знаю, для пожилых жителей удаленных районов, куда письмо может неделями идти, обсуждается следующее: посылаешь в отделение почты e-mail, его там распечатывают и приносят адресату. Насколько актуальна для Украины такая услуга?

— Вот я вам только что о рекламе говорил. У нас подобная услуга называется «электронное сообщение», внедрена еще в 1999 г., 16 лет назад! Но ею мало кто пользуется, сейчас любая бабушка с мобильным телефоном.

— Одна из статей дохода «Укрпочты» — прием коммунальных платежей, происходит это в отделениях связи. Я сам, кстати, ими часто пользуюсь — очередей меньше. А может ли человек оплатить счета у почтальона, когда он, например, пенсию принес?

— Конечно может. И коммунальные, и телефон. Если есть переносной кассовый аппарат, то прямо на месте. Но в селах, где все друг друга знают, а почтальона — особенно, обычно делают так — берут деньги, а на следующий день приносят квитанцию.

— Довольно личный вопрос. Просто замучил спам, постоянно в моем почтовом ящике — какие-то рекламные газетки и листовки. А если я среди них квитанцию не замечу или письмо от интернет-провайдера, и все скопом выброшу? Да и вообще неприятно. Ключ я делал в «Укрпочте», а ящик — как проходной двор. Кому он, собственно, принадлежит?

— По закону право доступа к почтовым ящикам имеет исключительно почтальон. И мы бы хотели, чтобы они принадлежали нам, но, к сожалению, ящики — собственность жэков. А им, конечно, тяжело отказать в любезности коммерческим фирмам. Или, тем более, кандидатам в депутаты. Вот и делятся ключами.

Справка «2000»

Украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта».
01001, Киев, ул. Крещатик, 22. Тел. (044) 323-2020, «Горячая линия» (044) 32-32-099.
www.ukrposhta.com, ukrposhta@ukrposhta.ua

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ «УКРПОЧТЫ»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка