Похороны в Азии — большой бизнес

№22v(750) 12 — 18 июня 2015 г. 12 Июня 2015 0

В мае свыше 100 владельцев крупнейших азиатских бюро похоронных услуг, производителей соответствующих аксессуаров и техники, чиновников и предпринимателей собрались в Макао, полуавтономной территории на южном побережье Китая, где проходила уже ставшая ежегодной Азиатская выставка-конференция похоронного и кладбищенского бизнеса AFCEC.

Китайские похороны. Оркестр, батарея орудий и флотилия лимузинов
Китайские похороны. Оркестр, батарея орудий и флотилия лимузинов

На протяжении 3 дней представители разных стран — монгольские гробовщики, малайзийские владельцы кладбищ, китайские производители похоронной символики и безупречно одетые голландцы, превращающие прах усопших в блистательные искусственные бриллианты для родственников, — обменивались бесценным опытом. Конференция проходила в одном из самых роскошных отелей Макао, а темы выступлений звучали примерно так: «ДНК в погребальной индустрии» и «Уроки эпидемии Эбола», пишет www.mct-international.com.

«Похоронная индустрия Азии радикально отличается от аналогичного сервиса на Западе. В Азии, особенно в Китае, для нее характерны чрезвычайная консервативность и приверженность традициям», — поясняли организаторы мероприятия.

Как минимум, говорят сведущие люди, похороны в Азии — большой, серьезный и прибыльный бизнес. Население региона — от Сингапура до Японии — неуклонно стареет и богатеет. К 2050 г. 25% жителей Восточной Азии отпразднуют 65-летие. Тем временем их дети, накопив состояние и сформировав вкус к разнообразным техническим новшествам, активно подталкивают гробовщиков к самым смелым экспериментам, способным привлечь внимание требовательных клиентов.

Стремительнее всего эта индустрия меняется в Китае, где семьи традиционно провожают усопших в последний путь с различными подношениями — одеждой, инструментами, заменителями денег и т. п. На протяжении столетий китайцы считали экстравагантные похороны непременной данью покойному.

Великий кормчий, правивший страной с 1949-го по 1976 г., заклеймил традиционные ритуалы, назвав их «феодальными пережитками», и заменил похоронами в стиле социализма, так называемыми памятными собраниями. Кульминацией социалистических похорон была краткая речь руководителя предприятия, где в свое время трудился усопший, с перечислением заслуг покойного в деле строительства коммунизма. Редкие похороны тогда затягивались более чем на 15 минут.

Тем не менее Китай из отсталой страны превратился в сверхдержаву, а по числу миллионеров государство сегодня уступает только Соединенным Штатам. Вероятно, именно этим и можно объяснить возрождение популярности роскошных похорон — несмотря на яростную борьбу властей с излишествами любого рода.

В 2011 году некий предприниматель на востоке Китая потратил $770 000 на проводы матери в последний путь — огромные LCD-экраны, оркестр из 100 музыкантов, батарея орудий, выкрашенных в цвет золота, и целая флотилия лимузинов марки Lincoln. В апреле правоохранительные органы КНР буквально разогнали участников двух масштабных похорон в провинциях Хэбэй и Цзянсу, где местные жители собрали огромные толпы на прощание с усопшими, наняв для этого исполнителей стриптиза.

Огромной популярностью в Китае пользуются несколько неожиданные для нас последние подношения покойному — например, большие макеты скульптур, особняков и роскошных авто. Их изготавливают из папье-маше, а затем сжигают вместе с телом усопшего в процессе кремации. Успехом пользуется все, что мог любить умерший, — к примеру, муляж идеально прожаренного бифштекса в сочетании с яркими макаронами...

Молодежь обожает провожать сверстников в последний путь муляжами электронных гаджетов, говорят местные гробовщики, в особенности iPhone. Клиент может выбрать все что угодно из красочного каталога — допустим, роскошный миниатюрный особняк со всеми причитающимися «аксессуарами» — окнами от пола до потолка, садами на крышах. К примеру, в комплект «Вилла мечты в стиле Ибица» входит причал-бассейн... с яхтой.

В Сингапуре, где трудится множество граждан других стран, огромной популярностью пользуется услуга возвращения тела на родину. Так, местная погребальная контора Ang Chin Moh, существующая более 100 лет, недавно предложила своим клиентам подобный сервис под названием Flying Home — «Рейс домой». Нередко спрос превышает предложение.

Как уже отмечалось, роскошные похороны без новаторского элемента здесь в принципе невозможны. Используется все: так, китайская компания Other Shore («Другой берег») организовывает под заказ активные «поминки» усопшего в социальных сетях — ее сотрудники выкладывают видео, фото, публикуют некрологи. И китайцы считают такую идею чрезвычайно удачной.

Секрет успеха компании — в стандартных ценах (многие местные мастера похоронных услуг стараются выбить из клиента все, что только можно), постоянное обновление прайс-листа в интернете и низкая стоимость консультаций. Отдельной фишкой здесь считают сотрудничество с американской компанией, обеспечивающей доставку праха усопших китайцев на орбиту Земли. И, естественно, азиатские мастера похоронных дел стремятся всегда учитывать постоянно меняющиеся интересы молодежи, ведь это их будущие потенциальные клиенты. В конце концов, бизнес — пусть даже и похоронный — есть бизнес.

©2015 Los Angeles Times/TNS

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка