98% от Полиграфа Полиграфовича

№49–50(753) 18 — 24 декабря 2015 г. 11 Декабря 2015 3.5

Народный депутат Олег Барна, который 11 декабря с букетом попытался вынести Арсения Яценюка из-за трибуны и в этот же день вышел из фракции БПП, — один из разработчиков законопроекта «О дополнении Уголовного процессуального кодекса Украины положениями относительно использования полиграфа», недавно поступившего в ВР на рассмотрение.

Разработчики законопроекта предлагают дополнить УПК ст. 264-1 следующего содержания.

«Проверка достоверности показаний лица на полиграфе (детекторе лжи) является психофизиологической экспертизой, которая проводится экспертами соответствующей квалификации по научно обоснованным методикам.

В уголовном производстве используются результаты проверок на полиграфе, проведенные на принципах беспристрастности, объективности, профессионализма, судебными экспертами государственных специализированных учреждений.

Применение детектора лжи не может противоречить основным правам, свободам и законным интересам человека, его чести и достоинству.

Результаты проверок на полиграфе приведены ориентировочно в процессе доказывания.

Проверка на детекторе лжи обязательна при расследовании умышленных тяжких и особо тяжких преступлений, во всех других случаях — по добровольному согласию человека.

Проверка проводится с обязательной видеофиксацией, по которой в кадр попадают как лицо, которое проверяют, так и показатели графиков физиологических реакций на экране полиграфа.

Отказ от проверки на полиграфе не является основанием для признания лица виновным в совершении общественно опасного деяния, но эта информация заносится в протокол следственного (розыскного) действия.

Применение полиграфа не допускается, если лицо страдает нарушениями сердечно-сосудистой системы или дыхательных путей и/или находится в состоянии психического или физического истощения и/или регулярно употребляет наркотики, психотропные вещества, прекурсоры и другие лекарственные средства, которые их содержат.

Проверка на детекторе лжи проводится в наиболее благоприятное для организма человека время — с 10 до 18 часов».

В пояснительной записке авторы проекта закона указали, что полиграф является разновидностью психофизиологической аппаратуры и представляет собой комплексную многоканальную аппаратную методику регистрации изменений психофизиологических реакций человека в ответ на предъявление по специальной схеме определенных психологических стимулов. Анализ информации, полученной от человека в процессе опроса с помощью полиграфа, позволяет получать необходимую ориентировочную информацию и выявлять ту, которую человек скрывает.

Сегодня проверки на полиграфе проводятся более чем в 75 странах, среди которых общепризнанным лидером являются США. Большой популярностью он пользуется в деятельности правоохранительных органов Японии, Турции, Израиля, Бельгии, Индии, Казахстана, Канады, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Эстонии, Македонии, Южной Кореи, Сербии, Сингапура, Финляндии, Хорватии, Черногории. Среди государств-соседей — в Польше, Болгарии, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, России, Беларуси, Молдове и др. Хотя в некоторых странах его использование запрещено — это Австралия, Германия и Австрия.

По уровню нормативно-правового регулирования применения полиграфа при раскрытии и расследовании преступлений страны можно разделить на четыре группы:

— в которых его применение урегулировано отдельным законом (США, Литва и Молдова);

— его применение урегулировано отдельными правовыми нормами закона, регулирующего широкий круг общественных отношений (Индия, Македония, Польша, Турция, Сербия, Словения, Канада, Венгрия и Черногория);

— его применение урегулировано подзаконными нормативно-правовыми актами (Англия, Бельгия, Болгария, Беларусь, Израиль, Южная Корея, Чехия и Россия);

— в которых применение полиграфа нормативно не урегулировано (Латвия, Сингапур и Япония).

Успех использования полиграфа послужил толчком для создания в ЦРУ США отдела, специализирующегося на проведении полиграфных проверок. В дальнейшем правительством США было принято решение о проверке на полиграфе всех сотрудников ЦРУ не реже одного раза в течение пяти лет. Впоследствии аналогичные подразделения были созданы в МО США. В процессе становления массовых проверок в США идеология этого направления значительно менялась. Порядок использования полиграфа в США определен законами «О допустимости применения полиграфа во всех случаях возможности утечки секретной информации» (1985 г.) и «Об ограничении применения полиграфа в частном секторе» (1988 г.).

В Литве это научно-техническое средство используется с 1992 г., хотя закон «Об использовании полиграфа» был принят только в 2000 г. В Молдове действует закон «О применении тестирования на детекторе симуляции (полиграфе)» (2009 г.).

Указанные законы в основном регламентируют использование полиграфа при осуществлении профессионального отбора персонала на некоторые должности, а также при проведении внутренних или служебных расследований. Кроме этого, в них предусматривается возможность применения полиграфа в ходе оперативно-розыскной деятельности с соблюдением общих требований к проведению полиграфологического опроса.

В Венгрии согласно ст. 41 закона «О полиции» (1994 г.) разрешается применять полиграф для получения информации о местонахождении лиц и содействия в проведении других следственных действий, а в законе «О розыске полицией лиц и вещей» (2001 г.) детектор лжи упоминается как одно из средств установления местонахождения лиц и вещей и идентификации неопознанных трупов. В ст. 180, 182/2 и 435 УПК (1998 г.) предусмотрена возможность применения полиграфа в уголовном процессе.

В ст. 151 УПК Македонии (1997 г.) органам внутренних дел предоставлено право использовать полиграф для опроса лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

В Украине первая волна популярности полиграфных обследований была вызвана необходимостью практических подразделений органов внутренних дел во внедрении новейших технологий в практику раскрытия и расследования преступлений. Современная преступность по сравнению с той, которая была 10—20 лет назад, характеризуется выраженной интеллектуализацией. Среднестатистический преступник не в последнюю очередь благодаря широкому освещению методов работы милиции в СМИ значительно лучше подготовлен к противодействию правоохранителям как при совершении преступления, так и на этапе попыток избежать ответственности.

В то же время отечественная милиция, особенно ее низовые звенья (которые в основном и являются авангардом борьбы с преступностью), длительное время переживает значительные материально-технические трудности, проблему текучести кадров, перегруженности работой. В этих условиях внедрение группой энтузиастов полиграфных технологий в деятельность работников милиции достаточно быстро вызвало положительный резонанс.

В Украине услуги по проверке на детекторе лжи начали предоставлять с 1998 г. В 2002-м в правоохранительных органах работало 15 полиграфов, которыми активно пользовались в Днепропетровской, Луганской обл., Киеве, Донецке, Черкассах и Крыму.

За время проведения эксперимента по использованию полиграфа, который длился с 2000 г. до весны 2002-го, правоохранители с помощью устройства раскрыли 119 тяжких преступлений, в том числе похищение ребенка, 40 убийств, 15 разбойных нападений, разыскали шестерых преступников и четырех пропавших без вести граждан.

Очевидные успехи отечественных полиграфологов на ниве раскрытия и расследования преступлений стали убедительным доказательством практической целесообразности внедрения полиграфа и способствовали популяризации метода среди работников оперативных подразделений милиции. Однако желаемого результата, а именно широкомасштабного внедрения полиграфных технологий в органах и подразделениях внутренних дел, пока не произошло.

Изучение реального состояния проблемы позволяет определить следующие причины неудовлетворительно-пассивного внедрения метода специальных психофизиологических обследований в работу милиции:

— безосновательно негативное отношение части высшего руководства органов внутренних дел. Выяснилось, что, в отличие от практических работников органов и подразделений внутренних дел, чье положительное отношение к полиграфным обследованиям в основном формировалось в ходе сотрудничества с полиграфологами, отношение к полиграфу части чиновников и ученых неоднозначное, а нередко и отрицательное;

— значительное сопротивление распространению методики со стороны юридических служб МВД, работники которых в свое время заявляли, что «если в законах не прописано слово «полиграф», то и использовать его нельзя». При этом игнорировалось, что в законах не прописаны названия и других приборов, с помощью которых успешно осуществляется досудебное следствие: проводятся экспертизы, собирается доказательная база. Не принимался во внимание юристами и тот факт, что в законодательстве не указываются, например, и названия психодиагностических методик, с использованием которых специалисты осуществляют психологическую, психолого-психиатрическую экспертизы. Помимо того, результаты таких экспертиз успешно используются в судах;

— отсутствие отечественной материально-технической базы, а именно отечественного полиграфа. Так как в Украине нет собственного производства полиграфов, покупать их приходится в России или в дальнем зарубежье. Многие отечественные полиграфологи используют приборы американской компании Lafayette Instrument, которая является лидером мирового рынка.

Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что вопреки трудностям объективного и субъективного характера, в основном в результате усилий энтузиастов полиграфные исследования основательно укоренились в органах и подразделениях внутренних дел Украины.

В то же время применение полиграфа и в старом, и в новом УПК не урегулировано. Специалисты-полиграфологи не настаивают на том, чтобы их выводы привлекались к материалам уголовного дела, поскольку полиграфные опросы — это один из этапов в расследовании преступления, в результате которых становится возможным получение ориентировочной информации, выявление материальных доказательств по делу и т. п.

Как правило, точность результатов полиграфических тестов достигает 98%. Остальные 2% зависят от профессионализма полиграфолога и субъективных факторов: психического состояния человека, усталости или наркотического опьянения.

Перспектива развития полиграфных исследований в правоохранительных органах зависит от введения в УПК нормы, которая бы регулировала порядок использования детектора лжи, а также от того, будут ли организованы на постоянной основе отечественные профессиональные курсы подготовки полиграфологов и насколько прозрачными станут тендеры по закупке полиграфов.

Проверка на полиграфе позволяет не только определить наиболее перспективные направления расследования уголовного дела, но и способствовать лицам, которые не имеют отношения к преступлению, но подозреваются в нем, доказать свою невиновность.

Как отмечается в ст. 28 Конституции, «ни один человек без его согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам». То есть опрос с использованием полиграфа должен проводиться исключительно с добровольного согласия лица в соответствии с общепринятой мировой практикой.

Добровольность выбора характеризуется полным отсутствием какого-либо давления на личность и относительной свободой выбора. Делая выбор, кандидат сам оценивает перспективы и возможные правовые последствия испытания, принимает решение о возможности проведения в отношении него проверки. Сама же процедура должна базироваться на принципах беспристрастности, объективности, профессионализма.

Итак, полиграф может быть применим для любого вида расследования и позволяет быстро выявлять ложь; обеспечивает получение дополнительной информации, прямо или косвенно связанной с направлением или объектом расследования; ускоряет ход расследования при относительно невысоких затратах; обеспечивает объективную и быструю оценку достоверности сообщенной кандидатом информации, его потенциальной благонадежности и лояльности; позволяет выявлять скрытые признаки совершенных или готовящихся злоупотреблений, других факторов, влияющих на благонадежность сотрудников.

Авторы законопроекта подчеркивают, что его реализация не потребует дополнительных расходов государственного и местных бюджетов, а в УПК появится прогрессивная норма, как это имеет место во многих странах.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка