Полный крафт

№18-19(771) 13 — 19 мая 2016 г. 11 Мая 2016 4.5

Как известно, губит людей не пиво. Но в нашей стране вот уже год как его уничтожают чиновники высокого ранга. Не в том смысле, что заливаются. Просто уничтожают. Некоторые даже не выпимши.

Все началось с того, что с 1 июля прошлого года пиво приравняли к алкогольным напиткам. Последствия налицо. Интересующемуся человеку теперь проще купить стандартный объем водки, нежели две-три бутылки продукта брожения солода и хмеля.

Гиганты отечественного пивоварения, к которым относятся, в частности, «САН ИнБев Украина», Carlsberg Ukraine и «Оболонь» (это порядка 95% всех объемов производства), проглотили законодательную оплеуху неохотно, но с политкорректным пониманием. Стране нужны дополнительные деньги. Остальные пять процентов производителей пива были поставлены на грань выживания.

Непонятно почему (наверное, окончательно достало), но только почти год спустя представители крафтовых пивоварен со всех регионов Украины устроили форум, итогом которого стало открытое письмо властям.

Прежде чем я расскажу о письме, стоит, наверное, пояснить, что подразумевается под крафтовым пивом. Операторы крафтового процесса сами не могут объяснить, что это такое. Говорят о хорошем, даже отличном, качестве и упирают на небольшие объемы. Сколько, что и как — сказать затрудняются.

— У нас, как я думаю, вполне крафтовое пиво, — говорит главный пивовар Бердичевского пивоваренного завода Тамара Савчук. — Стопроцентный качественный натуральный продукт, как по классическим, так и по оригинальным рецептам. Это не потоковое пиво, не «индустриальное».

Под «индустриальным» Тамара Александровна подразумевает (она, правда, прямо так не сказала) продукцию пивных монстров, которую многие потребители называют «порошковой».

— Сложно сказать, что это такое... — задумывается маркетолог столичной сети «Портер паб» Максим Коваль. (Сеть из 26 заведений производит для себя лично пиво десяти сортов под маркой «Дядя Вася»). — Вот условно «Черниговское» сварит пиво с небольшим объемом, под названием, например, «Максим суперпиво». Это что, крафтовое будет?

Вообще, по мнению Максима, крафтовое пиво — это без ГМО, качественное, и «держится» не более трех дней.

Того же мнения и директор киевского ресторана-броварни Brugge Дмитрий Каленюк.

— Не больше трех дней, — говорит он. — Это как хлеб. Вот вы его купили — класс, вкусно. А что с ним будет через неделю?

— Помните советское «Жигулевское» или тем более «Ячменный колос»? Оно что, крафтовое было?

— В общем, да, — смеясь, соглашается Дмитрий Каленюк.

Теперь о собственно открытом письме, направленном по итогам первого Всеукраинского форума пивоваров Президенту Украины, премьер-министру, а также председателю Верховной Рады.

«Судьба нашего производственного сегмента — в ваших руках, — говорится в послании. — От вас зависит, будет ли у нас возможность и дальше работать, обеспечивая рабочими местами себя и свои трудовые коллективы, платить налоги и сборы в местные и государственную казну. Или мы будем вынуждены закрыть производства и пойти по миру с протянутой рукой».

— Для всех производителей пива теперь одинаковая стоимость лицензии на оптовую торговлю пивом — 500 тыс. грн. в год, — говорит председатель Гильдии крафтовых пивоваров Олег Агафонов. — За последние годы появилось много крафтовых пивоварен, которые ориентируются на выпуск продукции в бутылках. Многие пивоварни из тех, что работают при барах и кафе, также заинтересовались этим сегментом рынка.

Но формулировка в законе (как, собственно, и в большинстве наших нормативных актов) неоднозначная.

— Оптовую лицензию надо оплатить тем производствам, которые продают свою продукцию предпринимателям, предприятиям и другим украинским потребителям, — рассказывает Олег Агафонов. — Но «другим потребителям» — формулировка весьма неоднозначная, если есть желание, сюда можно отнести потребителя, который пришел в заведение питания выпить пива. Слово «поставка» предусматривает исключительно хозяйственные операции. То есть мы имеем такую трактовку закона, когда несовместимые понятия содержатся в одном абзаце.

Кстати, годовые объемы продукции большинства малых пивоварен составляют 5000—20 000 гектолитров (1 гл = 100 л), что более чем в 600 раз меньше, чем у пивоварен-гигантов. Например, пивзавод «Оболонь Киев» производит 13,2 млн. гл пива в год — это в 660 раз больше предельных объемов малых пивоварен. Запорожский пивзавод — 4,1 гл/год.

На пивном форуме порешили, что стоимость лицензии для малых пивоварен с объемом производства до 20 тыс. гл (это предельный объем для крафтовых предприятий) должен составлять 50 тыс. грн.

Но тут стоит отметить, что желания гильдии не вполне корректные.

— Одно дело, например, киевская «Лесопилка», которая варит только для себя, то есть для своих посетителей. А когда мини-пивоварня делает продукт на оптовую продажу, это несколько другое, — говорит Остап Молявко, совладелец харьковского крафтового учреждения Black Door Pub.

С таким мнением трудно спорить. Даже несмотря на то, что государству деньги нужны любой ценой.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка