Порт Южный: Тендеры по старой схеме и интересы Народного фронта

02 Ноября 2016 4.8

Почему тендеры не проводятся через систему ProZorro, как Народный фронт давит на Владимира Гройсмана и сколько потеряет государство, затягивая процесс углубления порта "Южный", разбирались 2000.ua.

Что же произошло в порту "Южный"?

В феврале 2016 г. был объявлен тендер на реконструкцию морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта "Южный". Проще говоря, порт планировали углубить до 21 м, чтобы принимать крупнотоннажные суда. В тендере участвовали: ООО "Ян Де Нул Украина", болгарская компания "Строительный и технический флот" и украинский офис голландской компании Van Oord.

Тендер выиграло общество "Ян Де Нул Украина", предложив максимальную сумму для проведения работ — 988, 95 млн грн. В "Строительном и техническом флоте" оценили углубление порта в 974,65 млн грн, а в Van Oord — в 900,85 млн грн.

Но спустя месяц после оглашения результатов нардеп Сергей Лещенко публично спросил министра инфраструктуры Владимира Омеляна, почему победила компания с самым дорогим предложением. В тот же день премьер-министр Владимир Гройсман поручил отменить государственный тендер на углубление порта и провести новый, согласно всем правилам и через систему электронных закупок ProZorro.

Что вызывает опасения?

Дело в том, что изначально тендер проводился по старой схеме, с игнорированием системы электронных закупок ProZorro, что проигравшие участники расценили как коррупционное действие. Поэтому 4 октября, компания Van Oord подала жалобу в Антимонопольный комитет Украины, рассмотрение которой назначено на 3 ноября.

«Тендер был проведен по старой процедуре, при этом он переносился порядка 8 месяцев, как потом оказалось, это было связано с тем, что не все участники успели подготовить необходимую тендерную документацию, поэтому тендер искусственно затягивался», — поясняет директор Van Oord Украина Игорь Тыниника.

Он не отрицает, что Антимонопольный комитет может принять решение не в их пользу.

«Формально, заявление министра не является для них указом», — заявляет Тыниника и добавляет, что хоть он и не ожидает оптимистичного решения от АМКУ, но сдаваться не намерен, а планирует в дальнейшем пойти с этим делом в суд.

Еще одна причина, которая ставит под сомнение честность проведения тендера и выбор компании "Ян Де Нул Украина", это то, что уставной капитал победителя принадлежит двум кипрским офшорам, а директор фирмы — Андрей Розов, бывший помощник нардепа Сергея Фаермарка.

"Фаермарка называют смотрящим за всей портовой сферой Украины. Таким образом, здесь явно присутствует конфликт интересов, а проще говоря — коррупция со стороны Фаермарка. Когда компания, которая имеет непрозрачную собственность, которую возглавляют его помощники и которая имеет с ним связь, была объявлена победителем на тендере, а другое предприятие, которое предложило на 90 млн грн меньше, было убрано из этого тендера», — говорит нардеп Сергей Лещенко на пресс-конференции, посвященной скандалу вокруг порта "Южный".

Как реагируют стороны конфликта?

Игорь Тыниника рассказывает, что Администрация морских портов Украины вообще не видит нарушений в процедуре тендера.

«Несмотря на то что существует распоряжение и поручение премьер-министра, несмотря на то что есть заявление министра инфраструктуры о том, что необходимо отменить тендер, к сожалению, с 21 октября не было предпринято никаких практических действий в этом направлении. АМПУ сделала заявление на своем сайте, что тендер проведен правильно и она ожидает того момента, когда тендерный процесс будет разблокирован по решению Антимонопольного комитета», — поделился директор компании "Van Oord Украина".

А вот Сергей Лещенко уверен, что на премьер-министра Гройсмана оказывает сильное давление Народный фронт и грозится выйти из коалиции.  

«Когда Гройсман объявил об отмене тендера, на него было оказано политическое давление. Народный фронт, который является партнером коалиции, сказал, что с его стороны это было предательство, потому что была конкретная договоренность, что побеждает компания, приближенная к Народному фронту. Были уже даже заготовлены направления, куда должны быть потрачены эти деньги, которые теневым способом должны были быть выдернуты из этого тендера для депутатов Народного фронта и этой политической силы. И Гройсману была предъявлена претензия, что он рушит коррупционный сговор, который существует вокруг этого тендера, и  если он будет продолжать так делать дальше, то Народный фронт может поднять вопрос о выходе из коалиции», — убежден Лещенко.

В свою очередь компания "Ян Де Нул" обратилась к Гройсману, называя отмену тендера актом недружелюбия к европейскому бизнесу.

«Нашей Группе стало известно, что Вы поручили министру инфраструктуры Украины инициировать процедуру отмены результатов тендера на проведение дноуглубительных работ в акватории порта "Южный". Мы считаем такие действия проявлением недружелюбия по отношению к европейскому бизнесу в целом, нашей компании, а также ценностям, которые, как мы полагали, являются общими для Украины и Евросоюза», — передает слова компании РБК Украина.

Какие могут быть последствия?

Игорь Тыниника объясняет, сколько и почему потеряет государство, если согласится с этим тендером.

«В случае подтверждения результатов тендера государство потеряет сумму около полутора миллиардов гривен», — говорит Тыниника и объясняет, почему так.

Во-первых, разница в цене предложения около 100 млн грн, которые будут переплачены, если не будет проведен новый тендер.

Во-вторых, сроки выполнения работ. Суть углубления состоит в том, чтобы порт мог принимать большие суда, которые платят большие портовые сборы. Таким образом, углубление не только компенсируется, но порт получает дополнительную прибыль. Предложение Van Oord содержит срок выполнения работ — 6 месяцев. Предложение победителя — 29 месяцев.

В-третьих, 1 млрд грн ежегодно будет абсолютно легально индексироваться на уровень инфляции. В конце реализации 29-месячного проекта расходы госпредприятия могут совершенно законно увеличиться вдвое.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка