Порт Южный: Тендеры по старой схеме и интересы Народного фронта

02 Ноября 2016 4.8

Почему тендеры не проводятся через систему ProZorro, как Народный фронт давит на Владимира Гройсмана и сколько потеряет государство, затягивая процесс углубления порта "Южный", разбирались 2000.ua.

Что же произошло в порту "Южный"?

В феврале 2016 г. был объявлен тендер на реконструкцию морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта "Южный". Проще говоря, порт планировали углубить до 21 м, чтобы принимать крупнотоннажные суда. В тендере участвовали: ООО "Ян Де Нул Украина", болгарская компания "Строительный и технический флот" и украинский офис голландской компании Van Oord.

Тендер выиграло общество "Ян Де Нул Украина", предложив максимальную сумму для проведения работ — 988, 95 млн грн. В "Строительном и техническом флоте" оценили углубление порта в 974,65 млн грн, а в Van Oord — в 900,85 млн грн.

Но спустя месяц после оглашения результатов нардеп Сергей Лещенко публично спросил министра инфраструктуры Владимира Омеляна, почему победила компания с самым дорогим предложением. В тот же день премьер-министр Владимир Гройсман поручил отменить государственный тендер на углубление порта и провести новый, согласно всем правилам и через систему электронных закупок ProZorro.

Что вызывает опасения?

Дело в том, что изначально тендер проводился по старой схеме, с игнорированием системы электронных закупок ProZorro, что проигравшие участники расценили как коррупционное действие. Поэтому 4 октября, компания Van Oord подала жалобу в Антимонопольный комитет Украины, рассмотрение которой назначено на 3 ноября.

«Тендер был проведен по старой процедуре, при этом он переносился порядка 8 месяцев, как потом оказалось, это было связано с тем, что не все участники успели подготовить необходимую тендерную документацию, поэтому тендер искусственно затягивался», — поясняет директор Van Oord Украина Игорь Тыниника.

Он не отрицает, что Антимонопольный комитет может принять решение не в их пользу.

«Формально, заявление министра не является для них указом», — заявляет Тыниника и добавляет, что хоть он и не ожидает оптимистичного решения от АМКУ, но сдаваться не намерен, а планирует в дальнейшем пойти с этим делом в суд.

Еще одна причина, которая ставит под сомнение честность проведения тендера и выбор компании "Ян Де Нул Украина", это то, что уставной капитал победителя принадлежит двум кипрским офшорам, а директор фирмы — Андрей Розов, бывший помощник нардепа Сергея Фаермарка.

"Фаермарка называют смотрящим за всей портовой сферой Украины. Таким образом, здесь явно присутствует конфликт интересов, а проще говоря — коррупция со стороны Фаермарка. Когда компания, которая имеет непрозрачную собственность, которую возглавляют его помощники и которая имеет с ним связь, была объявлена победителем на тендере, а другое предприятие, которое предложило на 90 млн грн меньше, было убрано из этого тендера», — говорит нардеп Сергей Лещенко на пресс-конференции, посвященной скандалу вокруг порта "Южный".

Как реагируют стороны конфликта?

Игорь Тыниника рассказывает, что Администрация морских портов Украины вообще не видит нарушений в процедуре тендера.

«Несмотря на то что существует распоряжение и поручение премьер-министра, несмотря на то что есть заявление министра инфраструктуры о том, что необходимо отменить тендер, к сожалению, с 21 октября не было предпринято никаких практических действий в этом направлении. АМПУ сделала заявление на своем сайте, что тендер проведен правильно и она ожидает того момента, когда тендерный процесс будет разблокирован по решению Антимонопольного комитета», — поделился директор компании "Van Oord Украина".

А вот Сергей Лещенко уверен, что на премьер-министра Гройсмана оказывает сильное давление Народный фронт и грозится выйти из коалиции.  

«Когда Гройсман объявил об отмене тендера, на него было оказано политическое давление. Народный фронт, который является партнером коалиции, сказал, что с его стороны это было предательство, потому что была конкретная договоренность, что побеждает компания, приближенная к Народному фронту. Были уже даже заготовлены направления, куда должны быть потрачены эти деньги, которые теневым способом должны были быть выдернуты из этого тендера для депутатов Народного фронта и этой политической силы. И Гройсману была предъявлена претензия, что он рушит коррупционный сговор, который существует вокруг этого тендера, и  если он будет продолжать так делать дальше, то Народный фронт может поднять вопрос о выходе из коалиции», — убежден Лещенко.

В свою очередь компания "Ян Де Нул" обратилась к Гройсману, называя отмену тендера актом недружелюбия к европейскому бизнесу.

«Нашей Группе стало известно, что Вы поручили министру инфраструктуры Украины инициировать процедуру отмены результатов тендера на проведение дноуглубительных работ в акватории порта "Южный". Мы считаем такие действия проявлением недружелюбия по отношению к европейскому бизнесу в целом, нашей компании, а также ценностям, которые, как мы полагали, являются общими для Украины и Евросоюза», — передает слова компании РБК Украина.

Какие могут быть последствия?

Игорь Тыниника объясняет, сколько и почему потеряет государство, если согласится с этим тендером.

«В случае подтверждения результатов тендера государство потеряет сумму около полутора миллиардов гривен», — говорит Тыниника и объясняет, почему так.

Во-первых, разница в цене предложения около 100 млн грн, которые будут переплачены, если не будет проведен новый тендер.

Во-вторых, сроки выполнения работ. Суть углубления состоит в том, чтобы порт мог принимать большие суда, которые платят большие портовые сборы. Таким образом, углубление не только компенсируется, но порт получает дополнительную прибыль. Предложение Van Oord содержит срок выполнения работ — 6 месяцев. Предложение победителя — 29 месяцев.

В-третьих, 1 млрд грн ежегодно будет абсолютно легально индексироваться на уровень инфляции. В конце реализации 29-месячного проекта расходы госпредприятия могут совершенно законно увеличиться вдвое.

Загрузка...

Курение листьев подсолнечника

В Украине марихуану употребляют от 2 до 5 млн. человек

Выходя из дома, прихватите с собой автомат

Времена, когда можно было спокойно гулять по улицам, безвозвратно ушли, каждый должен...

Почему блокада отдаляет нас от победы

Бизнес, который ведется на неподконтрольных территориях, может приносить прибыль —...

Бедный судья — мертвый судья

Инвесторы видят три главные проблемы Украины: коррупция, коррупция и коррупция

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка