Повышение тарифов на газ для населения в нынешних условиях — кощунственно

31 Октября 2008 0

Украина остается практически единственной в Европе страной, где цены на природный газ формируются не на основе экономических данных, а по прихоти высших должностных лиц государства.

Согласно постановлению Кабинета Министров от 08.12.2006 г. № 1697 «О методах дальнейшего совершенствования механизма обеспечения природным газом отечественных потребителей» и постановлению НКРЭ от 19.12.2006 г. № 1672, зарегистрированном Минюстом 20.12.2006 г. № 1330/13204 и изменениям, внесенным постановлением № 297 от 07.03.2007г., с 01.01.2007 года были введены дифференцированные (в зависимости от объема потребления) розничные цены на природный газ, который используется для нужд населения (табл.1).

«2000» уже тогда экономически обосновала, что утвержденные цены явно завышены. И уж тем более не было никаких оснований для их повышения.

Наш вывод подтверждали и слова премьер-министра. Так, в конце марта т. г. Юлия Тимошенко заявила, что правительство не намерено принимать никаких решений по повышению цены на газ для населения.

«Я могу твердо сказать: для населения поставляется газ украинского происхождения, и правительство не будет принимать никаких решений по повышению цен для населения», — сказала она. При этом премьер-министр подчеркнула, что сначала населению нужно «нормально увеличить заработную плату, пенсии, стипендии».

Однако через несколько месяцев скрытые от глаз обычного гражданина страны действия правительства привели к тому, что НКРЭ в августе по рекомендации правительства пересмотрела отпускные цены на природный газ для населения, в результате чего с 1 сентября они возросли на 13—14,1% в зависимости от категории потребителей.

Для понимания ситуации отметим, что составными структуры экономически обоснованного предельного уровня цены на природный газ для населения являются стоимость газа как товара, налог на добавленную стоимость, целевая надбавка, тарифы на транспортировку и поставки газа.

К повышению отпускных цен с 1 сентября привело увеличение двух составляющих цены.

Во-первых, правительство за восемь месяцев поэтапно увеличило целевую надбавку на природный газ с 2% до 12%. Примечательно, что данная надбавка в структуре цены существует только в нашей стране. Куда идут собранные средства, а они составляют, по самым скромным расчетам, десятки миллионов гривен в год, никто внятно не объясняет. Но вполне очевидно, что не на повышение пенсий или возврат сбережений Сбербанка.

Во-вторых, по рекомендации правительства НКРЭ 7 августа пересмотрела размеры тарифов газораспределительных организаций (ГРО) на транспортировку и поставки природного газа.

Согласно решению НКРЭ с 1 сентября средний расчетный тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам возрос на 46,2% — с 55,6 грн. до 81,3 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

При этом общий тариф на транспортировку природного газа трубопроводным транспортом для потребителей Украины вырос на 26,7% — до 122 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Средний же расчетный тариф на поставки природного газа в результате пересмотра тарифов ГРО возрос на 28,7% — до 34 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

И, наконец, с 1 мая в структуру оптовой цены на природный газ была введена новая надбавка — услуги НАК «Нефтегаз Украины» по реализации газа — в размере 87,43 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС). Конкретно на этой надбавке мы остановимся ниже, сейчас же отметим, что даже швейцарский посредник RosUkrEnergo, которого нынешний премьер объявляла виновником любого, даже незначительного, повышения цен, за три года работы на отечественном газовом рынке не ввел ни одной сомнительной надбавки за свои услуги.

Однако действия правительства были лишь цветочками. Ягодками стало решение руководимого гарантом (и по его предложению) СНБО.

26 сентября СНБО по предложению президента рекомендовал НКРЭ значительно повысить отпускные цены на природный газ для населения с целью улучшения финансового состояния газодобывающих госпредприятий страны.

Рекомендации СНБО о пересмотре порядка формирования и установления розничных цен на газ для бытовых потребителей В. Ющенко ввел в действие указом № 905/2008 от 3 октября.

Совет предложил госрегулятору установить с 15 октября 2008 г. всего два уровня цены: при условии, что природный газ используется абонентом, в том числе для отопления — 516 грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС); при условии, что природный газ используется только для приготовления еды и подогрева воды — 1326 грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС).

У членов НКРЭ хватило силы воли не последовать убийственному для большей части населения страны решению СНБО о многократном повышении отпускных цен на природный газ.

Ведь в настоящее время порядка 7,5 млн. абонентов, а это около 20 млн. человек, используют природный газ для приготовления пищи и подогрева воды. Средняя действующая цена для них сегодня составляет 366 грн. за 1 тыс. куб. м, и принимать решение о повышении цены более чем в 3,5 раза — до 1326 грн. — комиссия не решилась.

Однако не выполнить указ президента НКРЭ не могла. Хотя комиссия и является (в соответствии с положением о НКРЭ) независимым государственным органом по установлению тарифов на услуги естественных монополий, но понять ее членов можно.

Если уж гарант с легкостью разгоняет парламент, суды, что говорить о какой-то комиссии?

25 октября НКРЭ во исполнение подписанного президентом решения СНБО от 26 сентября 2008 г. о повышении отпускных цен на природный газ для населения с целью улучшения финансового состояния газодобывающих госпредприятий страны приняла решение, в соответствии с которым отпускные цены на природный газ для населения, дифференцированные по годовому объему потребления и наличию или отсутствию у абонента счетчика, с 1 декабря возрастут на 35%.

Согласно решению НКРЭ отпускная цена на природный газ для абонентов, потребляющих не более 2,5 тыс. куб. м в год, при наличии счетчика возрастет с 358,2 грн. за 1 тыс. куб. м до 483,6 грн. за 1 тыс. куб. м, при отсутствии счетчика — с 393,6 грн. за 1 тыс. куб. м до 531,6 грн. за 1 тыс. куб. м.

Цена на газ для абонентов, потребляющих не более 6 тыс. куб. м в год, при наличии счетчика увеличится с 542,4 грн. за 1 тыс. куб. м до 732 грн. за 1 тыс. куб. м, при отсутствии счетчика — с 596,4 грн. за 1 тыс. куб. м до 805,2 грн. за 1 тыс. куб. м.

Цена на газ для абонентов, потребляющих не более 12 тыс. куб. м в год, при наличии счетчика возрастет с 1110 грн. за 1 тыс. куб. м до 1498,8 грн. за 1 тыс. куб. м, при отсутствии счетчика — с 1221 грн. за 1 тыс. куб. м до 1648,2 грн. за 1 тыс. куб. м.

Цена на газ для абонентов, потребляющих более 12 тыс. куб. м в год, при наличии счетчика увеличится с 1326 грн. за 1 тыс. куб. м до 1790,4 грн. за 1 тыс. куб. м, при отсутствии счетчика — с 1458,6 грн. за 1 тыс. куб. м до 1968,6 грн. за 1 тыс. куб. м.

Ниже мы вынуждены прибегнуть к скучным арифметическим расчетам. Однако они необходимы, чтобы доказать, насколько экономически не обосновано и вопиюще несправедливо очередное повышение тарифов на природный газ для населения.

В середине января правительство утвердило прогнозный баланс поступления и распределения природного газа 2008 года (табл.2).

В то же время постановлением Кабмина от 27 декабря 2001 г. № 1729 «Об обеспечении потребителей природным газом» (с многочисленными изменениями, последнее из которых от 26 марта 2008 г. № 247) установлено, что потребность населения в природном газе удовлетворяется за счет собственной добычи госпредприятий и хозяйственных обществ, контрольным пакетом акций которых владеет государство.Из таблицы 2 следует, что ресурс газа собственной добычи, из которого в первоочередном порядке должна удовлетворяться потребность в нем населения, в текущем году составит 20325 млн. куб. м. Одновременно та же таблица свидетельствует, что население потребит в 2008 году 17830 млн. куб. м. Таким образом, газа собственной добычи с лихвой хватит для удовлетворения потребности в нем населения страны.

Основными поставщиками природного газа для населения являются три компании: дочерняя НАК «Нефтегаз Украины» — «Укргаздобыча», ГАО «Черноморнефтегаз», в котором 100% акций принадлежат НАК, и ОАО «Укрнефть», в котором государство владеет 50% + 1 акция.

В конце января НКРЭ, проанализировав затраты газодобывающих компаний, утвердила на 2008 год цены, по которой «Укргаздобыча», «Укрнефть» и «Черноморнефтегаз» должны реализовывать добытый природный и нефтяной газ.

Цена реализации газа ДК «Укргаздобыча» установлена на уровне 182 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС), ОАО «Укрнефть» — 272,6 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС) и ГАО «Черноморнефтегаз» — 289 грн. за 1 тыс куб м (без НДС). При этом цены, утвержденные госрегулятором, предусматривают 10%-ный уровень рентабельности деятельности по добыче газа.

Исходя из того, что цена газа должна базироваться на обоснованных затратах, рассмотрим структуру себестоимости углеводородного сырья двух государственных газодобывающих компаний — ДК «Укргаздобыча» и ГАО «Черноморнефтегаз» (см. графики).

Бросается в глаза тот факт, что статья «другие затраты» составляет в структуре затрат ДК «Укргаздобыча» 36.7%, а у ГАО «Черноморнефтегаз» — 45.2%.

Что это за «другие затраты», суть которых на раскрывается? Не из нее ли финансируются истинные владельцы отечественных газовых месторождений и отдельных скважин из депутатского корпуса и Секретариата Президента, поименный перечень которых неоднократно грозилась обнародовать премьер-министр, когда лица из данного списка уж очень больно «прищемляли ее косу»?

Очевидно, что если до половины затрат скрывается под статьей «другие затраты», то она является источником для т. н. «откатов» и сверхдоходов определенного круга лиц и, таким образом, завышение цены природного газа собственной добычи начинается уже на стадии самой добычи.

Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что в СП ГПУ «Львовгаздобыча», входящего в структуру ДК «Укргаздобыча», производственная себестоимость природного газа в 2007 г. составила 38,6 грн. за 1 тыс. куб м, то есть в разы меньше, чем себестоимость в целом по ДК.

Одним из объяснений такой разницы является неисчерпаемый источник «откатов» практически всех отечественных госкомпаний — закупки оборудования за госсредства. Приведем лишь один пример.

По данным КРУ, в июле 2007 г. ДК «Укргаздобыча» по трем соглашениям приобрела за 62,3 млн. грн. оборудование у компаний «Сумитек Украина» и «Прогрессивные технологии». При этом закупки осуществлялись через посредника «ТоргМаркетГрупп». Посредники приобрели оборудование за 15,7 млн. грн., то есть госкомпания переплатила 46,6 млн. грн.

Несмотря на вышеприведенные факты, для корректности расчета экономически обоснованного предельного уровня цены на природный газ для населения будет исходить из установленных НКРЭ цен.

Следующими составными структуры цены являются налог на добавленную стоимость (20%) и целевая надбавка (12%).

Если с налогом на добавленную стоимость все понятно, то над целевой надбавкой — много вопросительных знаков. Отметим, что еще в прошлом году она составляла 2%.

Так как ее уровень устанавливает правительство, то вполне резонно предположить, что она является «маслом для бутербродов» и дальнейший ее рост будет зависеть от аппетита членов Кабмина.

Произведя несложные арифметические расчеты, видим, что с НДС и целевой надбавкой цена на природный газ по ДК «Укргаздобыча» составит 240,24 грн. за 1 тыс. куб. м, по «Укрнефти» — 359,83 грн. за 1 тыс. куб. м, по «Черноморнефтегазу» — 381,46 грн. за 1 тыс. куб. м.

Добытый газ необходимо доставить потребителям, то есть населению.

Для «закрытия» структуры экономически обоснованного предельного уровня цены на природный газ для населения к полученным выше данным добавляем средний расчетный тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам — 81,3 грн. за 1 тыс. куб. м и средний расчетный тариф на поставки природного газа — 34 грн. за 1 тыс. куб. м.

В результате наших расчетов экономически обоснованный предельный уровень цены на природный газ для населения составляет от 355,54 грн. за 1 тыс. куб. м до 496,76 грн. за 1 тыс. куб. м.

Откуда же тогда взялась отпускная цена от 483,6 грн. за 1 тыс. куб. м до 1968,6 грн. за 1 тыс. куб. м?

Из-за большого разброса цен (снова же для корректности анализа) возьмем экономически обоснованный предельный уровень цены на природный газ для населения по крупнейшей отечественной газодобывающей компании ДК «Укргаздобыча» (72% добычи) — 355,54 грн. за 1 тыс. куб. м и цену на газ для самой многочисленной категории потребителей. Такими, по данным ОАО по газоснабжению и газификации, являются абоненты, потребляющие не более 6 тыс. куб. м газа в год (более 70%). Для данной категории потребителей оптовая цена установлена в размере от 732 грн. за 1 тыс. куб. м до 805,2 грн. за 1 тыс. куб. м.

Где же «зарыта собака» вызывающей шок более чем двукратной разницы?

«Ларец» открывается просто. Используется известная хитроумная схема. Газ поставляется не по прямой схеме: газодобывающее предприятие — компания по транспортировке и поставкам — потребители, а с участием посредника — НАК «Нефтегаз Украины».

Таблица 1

Таблица 2

Газодобывающие предприятия реализуют добытый газ НАК «Нефтегаз Украины» (фактически аппарату чиновников, не имеющих никакого отношения к процессу добычи газа), затем газ передается ДК «Газ Украины», от нее ОАО по газоснабжению и газификации (облгазам), которые транспортируют и поставляют углеводородное сырье конечному потребителю (населению). Именно в этой цепочке у посредника оседает разница, составляющая огромные суммы.

О том, что схема не нова, свидетельствует пример одной из крупнейших российских нефтяных компаний «ЮКОС». В свое время ее руководители создали целую сеть дочерних компаний, которые во избежание налогов реализовывали материнской компании нефть по мизерным ценам. «ЮКОС» же поставлял эту нефть на экспорт уже по мировым ценам. Данная схема давно ликвидирована, а ее исполнители находятся кто на нарах, кто в бегах.

А как же наши, отечественные?

В середине сентября 2006 г. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против экс-председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексея Ивченко. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступления по части 2 статьи 364 Уголовного кодекса (злоупотребление властью или служебным положением, которое привело к тяжелым последствиям).

Генпрокуратура установила, что в течение 2005—2006 гг. г-н Ивченко и другие высшие должностные лица госмонополии «использовали свое служебное положение вопреки интересам службы, действуя в личных корыстных интересах и в интересах третьих лиц, чем причинили материальные убытки государству».

А 22 ноября 2006 г. заместитель генпрокурора Татьяна Корнякова и глава Главного контрольно-ревизионного управления Петр Андреев на специально созванной пресс-конференции официально обвинили Алексея Ивченко и его преемника, также экс-предправления «Нефтегаза Украины» Александра Болкисева в нецелевом использовании госсредств.

По словам г-жи Корняковой, в НАК обнаружено самое крупное нецелевое расходование бюджетных средств среди всех госкомпаний. Наиболее распространенный вид нецелевого расходования средств — покупка дорогих авто, аренда частных автомобилей компанией у своих же сотрудников, выплата необоснованных премий, покупка катеров, использование авиачартеров и аренда авиатехники для личных нужд экс-руководителя НАК.

Кроме того, КРУ выявило в НАК нецелевое расходование крупных сумм за последние полтора года — покупка оборудования и товаров по ценам выше рыночных, закупки разных товаров, которые не требовались компании для хозяйственной деятельности и были списаны для хранения на склады.

Замгенпрокурора привела некоторые примеры. Например, при неудовлетворительных показателях финансовой деятельности НАК «Нефтегаз Украины» зарплата работников центрального аппарата стабильно росла. За полтора года ими было получено 2,7 млн. грн. зарплаты, из которых 72% — дополнительные поощрительные выплаты. А по условиям договора подобные выплаты не должны превышать 50%!

В марте 2006 г. председатель правления компании А. Ивченко издал 27 приказов о премировании на сумму 1,5 млн. грн. В частности, себе Ивченко начислил 32,5 тыс. грн. (6 приказов), своему заместителю Малярчуку — 41,5 тыс. грн. (9 приказов), заместителю председателя правления Лехитской — 36,8 тыс. грн. (8 приказов).

Еще одна статья чрезмерных расходов и амбиций — это дорогие автомобили и яхты. «Мерседес», который купил Ивченко, уже всем набил оскомину. Но самое главное — посреднические услуги по приобретению этого автомобиля составили 800 тыс. грн., а автомобиль стоит 1 млн. грн. Кто получил эти 800 тыс. грн.? При этом за председателем правления Ивченко были закреплены следующие автомобили: «Мерседес Бенц» С-600, «Тойота Ландкрузер», «Ниссан Инфинити» (сопровождение), «Тойота Ландкрузер» (тоже сопровождение). Это больше, чем у первых лиц государства!

Какая производственная необходимость вынудила приобрести туристический катер «Мелодия» стоимостью 2 млн. 100 тыс. грн. за счет средств ДК «Укргаздобыча»? Когда же КРУ начало проверку, то он был передан в срочном порядке в оздоровительный комплекс «Червона Рута».

«В то время как люди мерзли в Алчевске, высшее руководство «Нефтегаза» потратило около 170 тыс. грн. для заказа самолетов, чтобы полететь семьями отмечать новогодние праздники в Ивано-Франковске. Было заявлено о том, что они направляются на заседание коллегии во Львовской областной администрации. Но они полетели в воскресенье, в день католического Рождества, сами понимаете, что никакого заседания не было», — отметила Т. Корнякова.

«Не менее интересным является празднование Нового года. 800 тыс. грн. было перечислено на счет частной фирмы для закупки украшений. В частности, были куплены 3 снеговика стоимостью 150 тыс. грн. Все празднование обошлось в миллион гривен, из которых 350 тыс. грн. — фуршет, а 54 тыс. грн. — на оплату услуг фотомоделей, которые были наряжены снегурочками», — рассказала Т. Корнякова.

Согласно распоряжениям руководства компании в 2005—2006 гг. был выполнен 91 чартерный авиарейс, за что авиакомпаниям было уплачено свыше 16 млн. грн. Эти авиарейсы использовались не только для служебных, но и для посторонних лиц. При этом самолет Ту-154 арендовали для трех-четырех человек!

Примерно такие же аппетиты были и у руководителей государственных дочерних компаний.

Так, ДП «Газтепло» при наличии шести собственных автомобилей дополнительно приобрело 18 авто на сумму 4,7 млн. грн. При этом руководство само у себя арендовало 10 автомобилей представительского класса и выплачивало себе арендную плату за счет предприятий. Генеральному директору Бублику за аренду собственного автомобиля было выплачено 49 тыс. грн., его заместителю Неверову — 98 тыс. грн., замдиректора Васильчуку — 96 тыс. грн., замдиректора Панюку — 66 тыс. грн., начальнику департамента Бачинскому — 33 тыс., начальнику департамента Борщу — 43 тыс. грн.

Уникальная схема отмывания денег работала в государственной компании «Укртрансгаз». В марте 2006 г. было приобретено строение по ул. Волынской, 56 стоимостью 36 млн. грн., а месяцем раньше это здание продавалось за 1 млн. грн. То есть это прямая отмывка средств через посреднические структуры. 1 млн. грн. и 36 млн. грн.!

Кто в конечном итоге рассчитывается за такие барские замашки бывшего руководства НАК? Народ Украины.

Прошло два года после возбуждения ГПУ уголовного дела и громогласных конкретных обвинений заместителя генпрокурора. И затишье.

А уже появляются сообщения, что Министерством иностранных дел запрошен агреман на Алексея Ивченко как будущего посла Украины в Туркменистане. Гарант не оставляет в беде «любих друзів».

В принципе не подлежит сомнению тот факт, что «Нефтегаз Украины» создавался для концентрации ресурсных и денежных потоков, сливки с которых снимаются и направляются на различные личные и политические нужды руководством страны. В итоге НАК и балансирует на грани банкротства.

Вопрос в том, есть ли возможность расчистить компанию от всех грязных схем? Способны ли содействовать этому СБУ и прокуратура?

И вопрос очень злободневный. Ведь аппетит гаранта и его «любых друзив» растет не по дням, а по часам.

По некоторым данным, октябрьское повышение тарифов на газ для населения — не последнее, и в ближайшее время следует ожидать очередного. Об этом свидетельствуют и рекомендации СНБО — 1326 грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС). Ведь не за горами выборы президента, требующие огромных средств.

Что же касается лично президента, то его предложение СНБО повысить тарифы на газ для населения характеризует его самого, по крайней мере, как человека двуликого.

Во-первых, В. Ющенко, касаясь темы газовых отношений с Россией, очень любит рассуждать о формуле цены на газ. Знает ли он, что суть формулы заключается в том, что цены на газ в основном привязаны к ценам на нефть и нефтепродукты?

Так вот, цена на нефть на мировых биржах снизилась со $147 за баррель в июне до $59 за баррель в воскресенье, 26 октября, то есть почти в два с половиной раза. Это означает, что через определенный промежуток времени (обычно полгода) вслед за нефтью резко снизятся цены на природный газ. Таким образом, следуя формуле, необходимо начинать постепенно снижать тарифы.

Во-вторых, ссылаясь на мировой экономический кризис, президент заявил о необходимости ограничить определенные социальные выплаты.

Более конкретно высказалась премьер-министр в конце октября: «Нам придется ввести определенный мораторий на определенные социальные льготы, повышение социальных выплат».

Не знать сути формулы цены на газ — еще простительно, но выступать с инициативой резкого повышения тарифов в условиях моратория на повышение социальных выплат — уже кощунственно: ведь это может привести большую часть и так бедного населения страны к нищете и вымиранию.


Загрузка...

Барометр туризма указывает на Францию

2 августа Всемирная туристическая организация при ООН (UNWTO) опубликовала традиционный...

«Подайте в суд, и это несложно»

«То, что напринимал Киевсовет, — чистый популизм, скорее всего, готовятся к...

Фальсификация истории: уроки бойни в Мальмеди

17 декабря 1944 г. у городка Мальмеди, что на востоке Бельгии, немецкий отряд войск СС...

Чехия: огонь по террористам

Чешские государство, парламент и правительство не боятся своих граждан и людей,...

Оставьте деньги в покое

В первые дни «войны против терроризма» президент Джордж Буш подписал указ №13224....

Гиперугроза кибербезопасности

Спустя две недели после крупнейшей в истории Украины хакерской атаки власти и...

Загрузка...

Узбекистан — Украина: обход на вираже

«Еврокар» — практически единственный стабильно работающий украинский...

И вода закипит

В парламенте зарегистрирован проект закона, который может взбудоражить каждый пляж

История болезни: найдите Квиташвили

«В названии законопроекта №6327 надо было написать: о лишении украинцев любых...

Мирный атом для Пхеньяна

В иррациональности следует обвинять вовсе не Пхеньян, а Соединенные

Фальшивая практичность рукотворного яда

Производство экоупаковки экономически более выгодно, чем приносящая огромный вред...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка